Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современные подходы к пониманию сущности права.




 

Под сущностью в философии понимается то, что составляет суть того или иного явления – совокупность устойчивых, постоянных характеристик.

Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов.

Гносеологический (познавательный) аспект заключается в философской проблеме познания сущего. Даёт ли нам эмпирический подход к явлению, процессу, вещи, праву достаточное знание изучаемого объекта? Или этот подход необходимо должен быть дополнен логическим знанием, формулирующим понятия, категории, объясняющим причины тех или иных явлений?

Ответ очевиден – только логический подход позволит практически правильно, справедливо, гуманно применить ту или иную норму права, например, вынести обоснованный приговор.

Другой аспект проблемы сущности права заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий, определяющий компонент.

Марксистская концепция права выделяла классово-волевой компонент. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса, выражались через волю господствующего класса в виде законов – вот что объявлялось сущностью права, разграничивало со всеми другими пониманиями сущности права – ненаучными, буржуазными, реакционными и т.д.

Отечественная юридическая наука на предыдущем этапе, некритически восприняв волевую теорию, не различая волю как способ выбора того или иного решения и волю как веление, повеление, обосновывала фактически допустимость и произвольных, субъективных правовых актов, попытки выдать эти акты за волю народа, класса, социальной группы.

Но не классовые характеристики отдельных нормативных актов, правовых учреждений определяют сущность права. Встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности – вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права.

 

20. Социальные нормы, регулирующие общественные отношения: понятие, виды, соотношение.

 

Установление и закрепление стандартов желаемого для общества поведения индивидов осуществляется различными средствами, которые условно можно разделить на нормативные и ненормативные.

Ненормативная система регуляции предполагает воздействие на поведение людей с целью достижения социально необходимого поведения с помощью убеждения их в полезности, выгодности такого поведения, разумности подчинения определённым требованиям.

Для нормативной системы характерен такой способ регуляции, как принуждение. Оно осуществляется с помощью насилия в форме санкций, наступающих за нарушение установленных в обществе социальных норм.

Социальные нормы – это правила поведения, принятые большинством общества. К ним можно отнести нормы морали, традиции, обычаи, религиозные нормы, политические нормы, нормы права.

Правила, которым следовали в своём поведении первобытные люди, назывались мононормами. Исторически они были первой разновидностью социальных норм. Мононормами они назывались потому, что были едиными, нерасчленёнными и содержали внутри себя нормы морали, религиозные нормы, обычаи, традиции и нормы права.

Среди мононорм с точки зрения обязательности их выполнения можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания.

Нормы-запреты существовали в форме табу и нарушение их каралось жестокими наказаниями.

В отличие от норм-запретов, нормы-ожидания существовали в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов и формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций.

Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в образной форме отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нём.

Все перечисленные регуляторы упорядочивали отношения внутри общины или племени. Между общинами и племенами возникавшие споры разрешались либо с помощью третейского суда, либо принципа талиона [10].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных