ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные термины и определения (по ГОСТ 25346)
Детали, частично или полностью входящие одна в другую, образуют подвижное или неподвижное соединение. В соединениях деталей различают элементы: · вал – термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы; · отверстие – термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. Элементы деталей, из которых состоят соединения, характеризуются размерами. Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.д.) в выбранных единицах измерения. В машиностроении все размеры принято указывать в миллиметрах: 1 мм = 1000мкм; 1 мкм = 0,001 мм. Различают номинальный, действительный и предельные размеры. Номинальный размер – размер, относительно которого определяются отклонения. Размеры диаметров, относящиеся к отверстиям, обозначают прописной D, а к валам – строчной d буквами латинского алфавита. Значение номинального размера определяется конструктором расчетами на прочность, жесткость, усталость или его выбирают, исходя из конструктивных соображений, а затем округляют до ближайшего, как правило, большего размера из ряда нормальных линейных размеров по данным 1.2 и 1.3. Этот размер указывают на чертеже и в технической документации и он является номинальным. Действительный размер Dд, dд – размер элемента, установленный измерением с допустимой погрешностью. Это размер, который выявляется экспериментальным путем, т.е, измерением, и называется действительным, если он выявлен с допустимой погрешностью, установленной какими-либо нормативными документами. Когда же такие требования не установлены и измерения проводят не с целью приемки продукции, то возможно использование термина измеренный размер, т.е. размер, полученный в результате измерения. Истинный размер – размер, полученный на детали в результате ее изготовления. Значение истинного размера неизвестно, но мы к нему приближаемся по мере повышения точности измерений. Поэтому понятие «истинный размер» часто заменяют понятием «действительный размер», который близок к истинному в условиях поставленной цели. Избежать рассеяния действительных размеров при изготовлении деталей невозможно, поэтому принято зону рассеяния ограничивать установленными предельными размерами. Предельные размеры – два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называется наибольшим предельным размером, а меньший – наименьшим предельным размером. Эти размеры могут быть больше или меньше номинального размера и могут совпадать с номинальным размером. Предельные размеры принято обозначать Dmax, Dmin – для отверстий, dmax, dmin – для валов (рис. 1.1). Из рассмотренного определения вытекает условие годности размера: Dmin £ Dд £ Dmax – для отверстия и dmin £ dд £ dmax – для вала.
Рисунок 1.1 – Размеры, отклонения и допуски отверстия и вала: а – понятие о размерах, отклонениях и допусках; б – графическое представление размеров, предельных отклонений и допусков
Для упрощения чертежей ГОСТ 25346 вводит понятия предельных отклонений от номинального размера (рис. 1.1): · верхнее отклонение ES, es – алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами: для отверстия ES = Dmax – D, для вала es = dmax – d; · нижнее отклонение EI, ei – алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами: для отверстия EI = Dmin – d; для вала ei = dmin – d; · среднее отклонение Ec, ec – среднее арифметическое верхнего и нижнего отклонений: для отверстия Eс = ; для вала eс = ; · действительное отклонение - алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами. Отклонения могут быть положительными, если предельный или действительный размер больше номинального, и отрицательными, если предельный или действительный размер меньше номинального. На чертежах и в технической документации номинальные и предельные размеры, а также их отклонения согласно ГОСТ 2.307 указывают в миллиметрах без обозначения единицы. Например, . При равенстве абсолютных значений отклонений они указываются один раз со знаком «±» рядом с номинальным размером. Например, 85 ± 0,02, 90 ± 0,1. Отклонение, равное нулю, на чертежах не проставляется. Наносят только одно отклонение: положительное – на месте верхнего отклонения, а отрицательное – на месте нижнего отклонения. Например, ; . Одним из основных понятий, определяющих точность изготовления деталей, является допуск размера. Допуск Т – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями (рис. 1.1): допуск размера отверстия TD = Dmax – Dmin = | ES – EI |, допуск размера вала Td = dmax – dmin = | es – ei |. Допуск характеризует точность размера и всегда является величиной положительной. С увеличением допуска качество деталей, как правило, снижается, а стоимость изготовления уменьшается. На рисунке 1.1,б (левая часть) показано условное изображение отверстия и вала. Заштрихованная зона между предельными размерами является допуском. Такое изображение хотя и достаточно наглядно, но трудновыполнимо в масштабе, поскольку разница между значениями номинального размера, отклонений и допусков очень большая. Поэтому применяется графическое изображение допусков и предельных отклонений в виде схемы расположения поля допуска, представленной на рисунке 1.1,б (правая часть). Поле допуска – поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии. Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, отрицательные вниз. Для нормирования точности соединяемых деталей введены понятия основной вал и основное отверстие: · основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю (es = 0); · основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю (EI = 0). Когда говорят о деталях, находящихся в соединении, применяют термин посадка. Посадка – характер соединения деталей, определяемый разностью их размеров до сборки. Посадка определяется величиной получающихся в соединении зазоров или натягов, которые характеризуют свободу относительного перемещения деталей в соединении или степень сопротивления их взаимному перемещению. Зазор S – разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия D больше размера вала d, как это представлено на рисунке 1.2,а: S = D – d. Натяг N – разность размеров вала d и отверстия D до сборки, если размер вала больше размера отверстия (рис. 1.2,б): N = d – D. Из последних определений вытекают равенства: N = – S и S = – N, т.е. натяг есть отрицательный зазор и наоборот.
Рисунок 1.2 – Образование зазора (а) и натяга (б)
Рассеяние действительных размеров деталей в пределах допуска неизбежно приводит к колебаниям зазоров и натягов в собираемых соединениях. Поэтому различают посадки с зазором, с натягом и переходные посадки. Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия TD расположено над полем допуска вала Td (рис. 1.3,а). Посадка с зазором характеризуется следующими основными параметрами: · наибольший зазор Smax = Dmax – dmin = ES – ei; · наименьший зазор Smin = Dmin – dmax = EI – es; · средний зазор Sc = (Smax +Smin)/ 2; · допуск посадки TD = TS = Smax – Smin = TD + Td. Рисунок 1.3 – Предельные значения зазоров и натягов в посадках с зазором (а) и с натягом (б)
К посадкам c зазором относятся и такие посадки, в которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала, т.е. Dmin = dmax. В этом случае Smin = 0. Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия TD расположено под полем допуска вала Td (рис. 1.3,б). Основными параметрами посадки с натягом являются: · наибольший натяг Nmax = dmax – Dmin = es – EI; · наименьший натяг Nmin = dmin – Dmax = ei – ES; · средний натяг Nc = (Nmax +Nmin)/ 2; · допуск посадки TD = TN = Nmax – Nmin = TD + Td. К посадкам с натягом также относятся такие посадки, в которых нижняя граница поля допуска вала совпадает с верхней границей поля допуска отверстия, т.е. Dmax = dmin. В этом случае Nmin = 0. Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение, как зазора, так и натяга в соединении в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении таких посадок поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью, как это представлено на рисунке 1.4. Таким образом, до образования конкретного соединения нельзя точно заранее сказать, что получится в конкретном соединении годных отверстия и вала – зазор или натяг. Поэтому в переходных посадках обычно рассчитывают вероятность появления зазоров и натягов, используя значения нормированной функции Лапласа по данным 1.4. Основными параметрами переходной посадки являются: · наибольший зазор Smax = Dmax – dmin = ES – ei; · наибольший натяг Nmax = dmax – Dmin = es – EI; · допуск посадки TD = TN = Smax + Nmax = TD + Td, потому что Smax = – Nmin; Smin = – Nmax.
Рисунок 1.4 – Предельные значения зазоров и натягов в переходной посадке Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|