ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Назначение и применение посадок с зазором
Посадки с зазором предназначены для подвижных и неподвижных соединений деталей. В подвижных соединениях зазор служит для обеспечения свободы перемещения, размещения слоя смазки, компенсации температурных деформаций, а также компенсации отклонений формы и расположения поверхностей, погрешностей сборки и т.п. В неподвижных соединениях посадки с зазором применяются для обеспечения беспрепятственной сборки деталей (в особенности сменных). Их относительная неподвижность обеспечивается дополнительным креплением винтами, болтами, шпильками, штифтами и т.п.
Применение посадок с зазором [2; 5; 6; 8; 9] Посадки H/h – «скользящие», для которых характерно, что наименьший зазор в этих посадках всегда равен нулю, т.е. Smin = 0. Скользящие посадки часто применяются для неподвижных соединений с дополнительным креплением при необходимости их частой разборки (сменные детали). Скользящие посадки применяются для центрирования неподвижно соединенных деталей, если нет необходимости в более точном центрировании. В подвижных соединениях скользящие посадки служат для медленных перемещений деталей обычно в продольном направлении; для точного направления при возвратно-поступательном движении; для соединений, детали которых должны легко передвигаться или проворачиваться относительно друг друга при настройке, регулировке или затяжке в рабочее положение и т. п. Так как получение соединений с нулевым зазором практически маловероятно, скользящие посадки в некоторых случаях используются и для подвижных соединений вращательного движения (обычно при небольших скоростях вращения), а в ответственных случаях – с применением сортировки и подбора деталей.
Посадка H7/h6 – широко распространенная, предпочтительная. Применяется в неподвижных соединениях, при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых деталей: сменные шестерни на валах металлообрабатывающих станков, фрикционные муфты и установочные кольца на валах, фрезы на оправках, центрирующие корпуса под подшипники качения в станках, автомобилях и других машинах, центрирующие фланцы клапанов, центрирующие выступы в гнездах и др.; для деталей, которые должны легко передвигаться одна в другой при настройках и регулировках. В подвижных соединениях посадка применяется при возвратно-поступательных перемещениях и высоких требованиях к точности направления: поршневой шток в направляющих, поршни в цилиндрах пневматических сверлильных машин, салазки поперечины радиально-сверлильных машин, шпиндель в корпусе сверлильного станка, хвостовики пружинных клапанов в направляющих.
Посадка H8/h7 имеет примерно то же назначение, что и посадка Н7/h6, но характеризуется более широкими допусками, облегчающими изготовление деталей. Является предпочтительной посадкой. Применяется при большой длине соединения и когда требования к точности центрирования или направления могут быть несколько снижены по сравнению с условиями применения посадки H7/h6, например, соединение сменных измерительных наконечников со стержнями приборов, неподвижные соединения зубчатых колес относительно невысокой точности с длинными гладкими валами (посадка H7/h8).
ПосадкиH8/h8; H8/h9; H9/h8; H9/h9 достаточно широко используются для подвижных и неподвижных соединений и относятся к числу предпочтительных. Применяются в неподвижных соединениях при невысоких требованиях к соосности для установки на валы деталей, передающих крутящие моменты через шпонки (штифты и др.) при небольших и спокойных нагрузках: для неподвижных осей и пальцев в опорах; для закрепляемых компенсационных втулок в корпусах; для центрирующих цилиндрических выступов и заточек во фланцевых соединениях; для центрируемых частей машин, используемых в качестве корпусов подшипников; для соединения деталей, которые должны легко передвигаться при настройках и регулировках с последующей затяжкой в рабочем положении и т. п.; передвижные кронштейны на колонках приборов, закрепляемые винтовым зажимом; сменные шестерни на валах сельскохозяйственных машин, шкивы на концах валов барабана молотилки, эксцентрик на валу эксцентрикового пресса, эксцентрик на эксцентриковом валу насоса, неподвижная ось привода в опорах мешалки для химического производства, центрирование фланцев картера коробки передач и картера маховика автомобиля, центрирование плиты для опок встряхивающего механизма формовочной машины, болты в головках шатунов, поршневой шток в головке крейцкопфа, лопастный вит мешалки на валу, предохранительные муфты на валу скребкового конвейера, вкладыши в корпусе разъемного подшипника скольжения, вкладыши шатуна по ширине между бортами вала. Для подвижных соединений эти посадки применяются при невысоких требованиях к точности: ползуны на призматических шпонках включающих механизмов, направляющие стержни в опорах, соединительные муфты на валах, поршни и поршневые золотники в цилиндрах, шпиндели клапанов в направляющих некоторых двигателей внутреннего сгорания, шатуны между буртами вкладышей шатунных головок компрессора, шестерни, зубчатые торцовые муфты и тому подобные детали на валах при медленных или периодических поступательных и вращательных движениях и др. Посадка H10/h10 не включена в число предпочтительных и применяется в основном вместо посадки H9/h9, если условия экономичного изготовления требуют некоторого расширения допусков, а условия работы соединения допускают некоторое снижение точности.
Посадки низкой точности H11/h11 и H12/h12 предназначены для неподвижных и подвижных соединений малой точности. Применяются в неподвижных соединениях: для центрирующих фланцев крышек и корпусов арматуры, для соединений, детали которых подлежат сварке или пайке и т. п.; крышки сальников в корпусах; неподвижные соединения деталей электрической арматуры, пишущих машинок; звездочки тяговых цепей на валах; сопряжения распорных втулок, расклепываемых частей колонок, желобчатых штифтов и др. В подвижных соединениях эти посадки применяются: для неответственных шарниров и роликов, вращающихся на осях; для соединений, в которых одна деталь должна свободно скользить относительно другой при регулировке, затяжке и т.п.; подвижные соединения деталей электроарматуры, шарнир соломоотреза молотилки, фланцевые соединения корпуса арматуры по внутреннему диаметру и др. Поля допусков Н11, h11 и H12, h12 часто применяются для элементов, между которыми в узлах предусматриваются конструктивные зазоры, например, высота шпонок, нецентрирующие диаметры шлицевых валов и втулок, диаметры проходных отверстий под крепежные детали при высокой точности сборки и др.
Посадки H/g; G/h – «движения». Применяются в основном для особо точных и точных подвижных соединений, в которых требуется обеспечить плавность и точность перемещений и ограничить зазор во избежание нарушения соосности, возникновения ударов или для сохранения герметичности. При вращательном движении деталей эти посадки обычно не применяются за исключением подшипников особо точных механизмов при малых нагрузках на вал и незначительных отклонениях рабочей температуры от нормальной. В неподвижных соединениях применяются для обеспечения легкой установки деталей (например, сменных) при достаточно точной фиксации расположения.
Посадка H7/g6 является предпочтительной в группе посадок движения – в системе вала ей соответствует посадка G7/h6. Примеры: шпиндели точных станков и делительных головок в направляющих, поршни в цилиндрах индикаторов, ползуны в направляющих долбежных станков, клапанные шпиндели в направляющих втулках, клапанные коромысла на осях в механизме распределения двигателей, передвижные шестерни на валах коробок передач, золотник во втулке пневматической сверлильной машины, шатунная головка с шейкой коленчатого вала трактора, шток предохранительного клапана во втулке и опорная крышка в клапанной коробке, сменные втулки при установке в кондукторах, изделия на пальцах приспособлений и др.
Посадки высокой точности H6/g5 и H5/g4; G5/h4 применяются в особо точных механизмах, например плунжерные и золотниковые пары, втулка вала в подшипнике шевинговального станка, шпиндель делительной головки, подшипники точных шатунных механизмов.
Посадки H/f; F/h – «ходовые». Характеризуются умеренным гарантированным зазором, достаточным для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения при консистентной и жидкой смазке в легких и средних режимах работы (умеренные скорости - до 150 рад/с, нагрузки, небольшие температурные деформации). Применяются и в опорах поступательного перемещения, не требующих столь высокой точности центрирования, как в точных посадках движения или скользящих. В неподвижных соединениях применяются для обеспечения легкой сборки и разборки при невысоких требованиях к точности центрирования деталей.
Посадки H7/f7 и F8/h6 являются предпочтительными для данного типа посадок и чаще всего применяются в точных соединениях. К этой же группе могут быть отнесены посадки H8/f7, F8/h7. Примеры: подшипники валов в коробках передач, главных валов токарных, фрезерных и сверлильных станков; ползуны в направляющих, трансмиссионные валы в подшипниках; валы в подшипниках малых и средних электромашин, центробежных насосов и других ротативных машин; пальцы кривошипов в головках шатунов, цапфы в подшипниках эксцентриков, ролики в направляющих, шатунная шейка валов в подшипниках автомобилей, поршни в цилиндрах компрессоров, поршень в цилиндре гидравлического пресса, поршень в тормозном цилиндре автомобиля, свободно вращающиеся на валах зубчатые колеса и шкивы; перемещающиеся вдоль валов зубчатые колеса и муфты и др.
Посадки высокой точности H6/f6, F7/h5, F7/h6 применяются при повышенных требованиях к точности центрирования в механизмах высокой точности. Примеры: коренные шейки коленчатого вала и шейки распределительного вала в подшипниках автомобильных двигателей повышенной точности, посадочные места (поле допуска f6) под подшипники качения при местном нагружении внутреннего кольца.
Посадки пониженной точности H8/f8; F8/h8; H8/f9 и H9/f9; F9/f8 и F9/h9 предназначены для соединения с гарантированным зазором при невысоких требованиях к точности. Они широко применяются для подшипников скольжения при значительных скоростях вращения двух опорных валов; для крупных валов в подшипниках тяжелого машиностроения и для валов в длинных подшипниках, в далеко расставленных опорах и при нескольких опорах; для поршней в цилиндрах машин с дополнительным направлением штоков, для направления поршневых и золотниковых штоков и плунжерных скалок в сальниках; для свободно вращающихся на валах зубчатых колес и других деталей, включаемых сцепными муфтами; для сцепных муфт на валах; для центрирования крышек цилиндров и других деталей при невысоких требованиях к их соосности; для соединений со значительным зазором при небольших рабочих ходах, регулировках, затяжке и др. Примеры: валы в подшипниках центробежных насосов, эксцентриковый вал пресса в опорах, поршни в цилиндре циркуляционного насоса высокого давления, вал барабана молотилки в опорах, плунжеры в цилиндрах гидроподъемников и домкратов, крышка золотниковой коробки в корпусе паровой машины, дроссель во втулке клапана паро-воздушного молота; соединения в вертикальном домкрате породопроходческого комбайна, холостые шкивы на валах, кулисные камни в направляющих и др.
Посадки Н/е; E/h – «легкоходовые». Характеризуются значительным гарантированным зазором (вдвое большим, чем для ходовых посадок), обеспечивающим свободное вращательное движение при повышенных режимах работы (значительные нагрузки, высокие скорости вращения - свыше 150 рад/с, небольшие температурные изменения зазора) или осложненных условиях монтажа – разнесенные опоры, многоопорные валы, увеличенная длина соединения. Применяются в неподвижных соединениях для деталей, требующих значительных зазоров при установках и регулировках.
Посадки Н7/е8; H8/e8; E9/h8 являются предпочтительными для данного типа посадок. К этой же группе средней точности относятся посадки в системе вала Е8/h8 и E8/h7. Примеры: подшипники жидкостного трения для валов турбогенераторов, больших электромашин, центробежных насосов; приводной вал в подшипниках кругло-шлифовальных станков, коренные шейки коленчатого вала и шейки распределительного вала в подшипниках двигателей внутреннего сгорания, впускные клапаны в направляющих автомобильного двигателя, блоки зубчатых колес заднего хода на оси в грузовых автомобилях, стержни вилок переключения скоростей в направляющих, крышки коробки передач автомобилей, ходовые винты суппортов и др.
Посадки высокой точности Н6/е7; Н7/е7 и E8/h6 предназначены главным образом для подшипников жидкостного трения в машинах повышенной точности и долговечности и применяются, в частности, в коренных подшипниках коленчатых валов и распределительных валов ответственных двигателей внутреннего сгорания.
Посадки пониженной точности H8/e9; H9/e9; E9/h9 используются примерно там, где и посадки F9/h9; H9/f9. Применяются в менее ответственных подшипниках скольжения для вращательного или поступательного перемещения и в неподвижных соединениях при относительно невысокой точности центрирования, если требуется увеличить гарантированный зазор для компенсации отклонений расположения сопрягаемых поверхностей, температурных деформаций и др.
Посадки H/d; D/h – «широкоходовые». Характеризуются большим гарантированным зазором, позволяющим компенсировать значительные отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и температурные деформации и обеспечить свободное перемещение деталей или их регулировку и сборку.
Посадки H7/d8; H8/d8 относятся к числу посадок повышенной точности и предназначены в основном для точных подвижных соединений при тяжелых режимах работы и больших температурных деформациях. Примеры: подшипники жидкостного трения в турбинах, шаровых мельницах, для валков прокатных станов и в другом крупном металлургическом оборудовании, валы в подшипниках быстроходных трансмиссий и контрприводов, впускные и выпускные клапаны в направляющих двигателей внутреннего сгорания, поршневые кольца в канавках поршня (по ширине), быстроходные холостые шкивы и зубчатые колеса, шатунные шейки паровой машины.
Посадки H8/d9; H9/d9; H8/d10; H8/d10 и D9/h8; D9/h9; D10/h9 предназначены для соединений при невысоких требованиях к точности. Предпочтительно применение посадок с полем допуска вала d9. Примеры: трансмиссионные валы в подшипниках, холостые шкивы на валах, сальники, поршни в цилиндрах компрессоров, клапанные коробки в корпусах компрессоров, для удобства разборки которых при образовании нагара и высокой температуре необходим значительный зазор.
Посадки низкой точности H11/d11; D11/h11 предназначены для подвижных соединений, не требующих точности перемещения, и для неподвижных грубо центрированных соединений. В грубых квалитетах (11, 12-й) – это предпочтительные посадки с минимальным гарантированным зазором, необходимым для компенсации отклонений расположения сопрягаемых поверхностей, защитных покрытий, наносимых на поверхности, или обеспечения подвижности соединения в условиях запыления и загрязнения и т. п. Примеры: грубые направляющие прямолинейного движения, направление шпинделей арматуры, букс, шарниры и ролики на осях, крышки подшипников и распорные втулки в корпусах; валы в подшипниках, шестерни и муфты, свободно сидящие на валах грубых механизмов; шарнирные соединения тяг, рычагов и т. п., маслосбрасывающие поршневые кольца в канавках по ширине и др.
Посадки Н/а; Н/b; Н/с и A/h; B/h; C/h с большими зазорами. Применяются в основном в грубых квалитетах (11, 12-й) для конструкций малой точности, где большие зазоры необходимы для компенсации отклонений расположения сопрягаемых поверхностей (несоосности, несимметричности, неперпендикулярности и т. п.), для применения грубо обработанных или необработанных чисто тянутых материалов малой точности, для компенсации размерных изменений деталей в процессе эксплуатации под воздействием температуры, водо- и маслопоглощения (в посадках деталей из пластмасс), для обеспечения свободного вращения или поступательного перемещения в условиях запыления и загрязнения и т, п. В отдельных случаях, обоснованных расчетом, посадки с большими зазорами применяются и в более точных подвижных соединениях (8, 9-го квалитетов), работающих при особо тяжелых нагрузках или при высоких температурах, когда рабочий зазор может значительно уменьшиться из-за неравномерных температурных деформаций деталей. Из этих посадок в основной набор включена посадка Н8/с8 типа «тепловой ходовой». Примеры: поршни в цилиндрах и выпускные клапаны в направляющих втулках двигателей внутреннего сгорания и других сильно разогревающихся машин, подшипники жидкостного трения быстроходных тяжело нагруженных валов в прокатных станах, крупных турбинах, насосах, компрессорах и т.п. Примеры применения грубых посадок с большими зазорами. Посадки H11/c11; H11/b11; C11/h11; B11/h11 –крышки подшипников, фланцевые соединения, линзы в оправах (соединение деталей с последующим центрированием), валы в подшипниках сельскохозяйственных машин; буферные тарелки, собачки пусковых рычагов, валы тормозных тяг и другие детали на осях; центрирующие фланцы золотникового цилиндра в корпусе паровой машины; соединения деталей под припой. Посадки H12/b12; B12/h12 – грубо обработанные или необработанные валы в подшипниках сельскохозяйственных и других машин; соединение люлечной вагонной подвески с осью; соединения шарнирных неответственных болтов; детали электроарматуры; центрирующие фланцы крышек и корпусов грубой арматуры; сменные рычаги, сальники арматурные и др. Посадки Н11/а11; A11/h11 – соединения рессорных и тормозных подвесок, шарнирных болтов, подшипников тормозных валов и др. Перечисленные посадки не являются предпочтительными и при возможности для грубых соединений с большими зазорами следует применять предпочтительную посадку H11/d11.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|