Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмпирический и теоретический уровень познания (п).




П - общеисторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека. Познавательная деятельность человека представляет собой неразрывное единство эмпирического и теоретического.

Эмпирическое описание исследуемого объекта (его св-в, развитие среды) и теоретическое (функция объяснения, почему они происходят). В науке разл эмпир и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на урове абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания. Всякое наблюдение начин - постановка проблемы. и иследов программа. Правильная постановка пробл в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность., строит план своей деятельности, этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы. Наблюдеие и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта познания. Эксперимент, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданые условия, отвечающие целям исследования Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдеие; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет обобщение.

Эмпирическое П - отражение предметов в процессе непосредственного (или с помощью приборов) взаимодействия с ними человека. Специфическими методами этого П являются наблюдение, описание, и т.д. Метод (от гр. methodos - путь исследования) - это система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Философское учение о методах познания и преобразования действительности называется методологией.

Два вида наблюдения - непосредственное и с помощью приборов. Эксперимент - критерием истинности теорий и гипотез. Различают эксперимент с помощью приборов и мысленный эксперимент. Поэтому социальный эксперимент допустим и возможен лишь в определенных рамках. Поэтому и критерием истинности в общественных науках выступают не столько отдельные социальные эксперименты, сколько производственная, политическая и вообще общественно-историческая деятельность людей, т.е. общественная практика в целом. Один из наиболее распространенных и универсальных методов познания - метод сравнения. В результате сравнения устанавливается сходство и различие предметов. Выявление же общего, повторяющегося в предметах есть ступень на пути к познанию закона.

Методы подразделяются на общие и специфические, практические и логические, эмпирические и теоретические. Общие: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др. Научные методы: научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Теоретическое П - углубление человеческой мысли в сущность явлений действительности. При этом научное П пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т.д.

В процессе П человек использует также различные логические приемы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т.д.), позволяющие ему теоретически воссоздать изучаемый предмет.

. Фундаментальным критерием истинности нашего П является практика.

Основные методы: научная теория, идея, гипотеза.

Формы научных знаний: 1. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты должны быть подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теорет обобщеия. Из соответственно подобр фактов можно построить любую теорию. 2. Проблема – то, что треб-ся разрешить, исследовать. 3. Идея – руководящая 4. Гипотеза - предположение. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ как гипотеза. Гипотеза есть предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидении новых. Степень цености гипотезы определяется уровнем ее вероятности. 5. Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития опред области реальности. Сердцевину н теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ моменты: исходную эмпирич основу (факты, данные эксперим,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теор правила лог выводов и док-в; совокупность выведенных утверждеий с их доказательствами; законы наук, а также предвидение. Различают описательные терии, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие характер убеждеий; способ выбора объекта исследования и объяснения опред системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образ логически непротиворечивую теорию.

Описание, и объяснение. Описанию - его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности.

Общий вид современной исследовательской деят-ти м.б. выражена формулой: ФИ-ПН-ИР-ПП. ФИ – фундаментальные исследования. ПН – прикладные науки. ИР – инженерные разработки. ПП – промышленное произв-во. Дискуссия – фактор развития науки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных