ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Научное исследование - метод, методика, методология
Наука – важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний; система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира и духовной деятельности людей, утверждающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества. Это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, “духовного производства”, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования. Метод – совокупность правил, приемов, операций практического и теоретического освоения действительности. Служит для обоснования и получения объективно-истинного знания (способ познавательного действия). Методология – учение о методах (их упорядочение, систематизация, установление пригодности, применимости в различных областях, ответы на вопросы о том, какие условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными для реализации определенных научных целей и, в конечном счете, для получения новых знаний). Своего рода мировоззренческая установка ученого в исследовательских процедурах. Именно на методологическом уровне осуществляется взаимодействие науки с материальным производством и социальной практикой. Методика – способ, с помощью которой добываются знания; организация самого исследования, приведение в некоторый порядок методов. Пример: методика эксперимента – последовательность познавательных процедур, методика работы с компьютером, обработки результатов. Научное исследование – познавательная деятельность, направленная на получение целостной единицы истинного и обоснованного знания, - разновидность труда. Имеет предмет, средства исследования и целесообразная деятельность Научными методами эмпирического исследования является: - наблюдение – целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. - описание – закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (качественное – измерение, количественное – эксперимент). - эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов. Научные методы теоретического исследования: Формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме (формальном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объекте переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с различной степенью полноты, но, как показал Гегель, в теории всегда останется неформализованный остаток, т.е. не одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод даже при последовательном его проведении не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповает логический позитивизм). Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в е основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства, посредством специальных правил вывода. Гипотетико-индуктивный – способ теоретического исследования, сущность которого, заключается в создании системы дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. (заключение, окончательный вывод будет неизбежно иметь вероятностный характер). Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь в начале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким образом отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. (построение различных научных теорий и может использоваться как в общественных так и в естественных науках). Общелогические методы и приемы в научном исследовании Анализ – реальное и мысленное разделение объекта на составные части и синтез – объединение их в целое. Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением и интеграцией исследуемых свойств (отождествления, конструктивизация, в виде идеализации, потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности). Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных “идеальных” объектов. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, факта) к общему, и дедукция – наоборот. Аналогия ( соответствие, сходство)- установление сходства в некоторых сторонах, свойствах. Моделирование – метод исследования определенных объектов, путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет аналог того или иного фрагмента действительности. Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Исторический и логический методы исследования - применяются при построении теоретических знаний о сложных исторически развивающихся объектах. Исторический метод – изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития. Логический метод – выявляет эту закономерность иным способом: он не требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития (они сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции). Закономерности выявляются в чистом виде без учета реальных исторических случайностей и зигзагов. Ист., напротив, фиксирует их. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|