Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внимание: это книга для «обезьянок»!




Т

ворческий потенциал человека и его успехи в избранной сфере деятельности во многом зависят от отношения к жиз­ни. Существует два основных подхода, которые можно услов­но обозначить как подходы котенка и обезьянки — с учетом то­го, как эти животные воспринимают стрессы и перемены.

Когда котенок в опасности, он ничего не делает, лишь жалобно мяукает, пока не приходит мама-кошка и не уносит его в безопас­ное место. Детеныш же обезьяны при первом признаке опасности сам бросается к матери, усаживается ей на спину и уезжает вер­хом, крепко держась за материнскую шерсть.

Эта книга вряд ли окажется полезной для «котят», то есть для тех, кто, столкнувшись с трудностями, жалобно просит помощи. «Игры для ума» адресованы «обезьянкам» — тем, кто стремится действовать самостоятельно, развивать свои творческие способ­ности, работать над новыми подходами... и пожинать плоды сво­ей деятельности.

Если вы подходите к жизни как «обезьянка» и хотите позна­комиться с множеством оригинальных идей, которые помогут вам подняться на новый уровень в деловой и личной жизни, эта книга для вас.

Я приглашаю вас поиграть в предлагаемые игры, использо­вать их для выработки новых идей, способных изменить всю ва­шу жизнь. Игры для ума представляют собой серьезные творче­ские приемы, наглядно демонстрирующие, каким образом можно вырабатывать новые идеи. Ну а все остальное зависит от вас.

Если вы ведете себя как «котенок», то для вас не все потеряно. При желании измениться прочитайте главу 1 «Первичная рас­крутка», где приведены упражнения, способствующие развитию «обезьяньего» подхода к жизни.


Введение

Ч

то здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно. Если нет, постарай­тесь разгадать эту головоломку, прежде чем читать дальше.

Обратите внимание, как в поисках смысла изображения вы рассматриваете фигуры. Скорее всего, вы видите в них совершен­но бессмысленные контуры — и это ни к чему не приводит. Но стоит вам сосредоточиться на промежутках между контурами, как начнет проступать слово «ТЕКСТ». Чтобы оно стало более очевидным, проведите прямые линии по верхнему и нижнему краям рисунка. Теперь решение кажется настолько простым, что вы наверняка удивляетесь, как это раньше ничего не увидели.

Благодаря иному углу зрения можно расширить свои возмож­ности и увидеть то, чего прежде не замечали. Именно такое впе­чатление сложится у вас, когда вы столкнетесь с подобными голо­воломками: вы будете воспринимать уже известную информацию совершенно по-другому. И этот путь приведет вас к новым идеям, подлинным озарениям.

Неважно, чем вы сейчас занимаетесь. В любом случае ваше бу­дущее во многом зависит от тех новшеств, которые внедряются сегодня.

Откуда взялись спортивно-оздоровительные клубы? А мага­зины видеофильмов? Кто помнит те времена, когда единственной спортивной обувью были полотняные кеды с плоской подошвой? Вы помните, в какой момент обратили внимание на то, что япон­ские машины и прочие товары из Страны восходящего солнца за­полонили рынок? А когда вы впервые увидели карманный плей­ер? То, как сложится наша жизнь, безусловно, во многом зависит от великих идей, и в этом деле нельзя полагаться на случай.


16 □ Введение

Игры для ума научат вас генерировать идеи. Эти игры пред­ставляют собой специфические приемы, или техники, позволяю­щие выдвигать самые разные идеи: большие и маленькие, помо­гающие делать деньги и карьеру, решать проблемы, побеждать конкурентов, создавать новые изделия и более совершенные тех­нологии.

Техники отбирались с учетом их практической значимости. Они охватывают широкий спектр — от классических до самых современных. Все они делятся на линейные — позволяющие ма­нипулировать информацией для выработки новых идей, и интуи­тивные — демонстрирующие, как находить новые идеи с помо­щью интуиции и воображения1.

Вспоминается одна популярная детская головоломка-картин­ка с шестью рыбаками. Лески их удочек так перепутались, что об­разовали лабиринт. На конце одной лески — пойманная рыбка.

Надо определить, кому эта рыбка принадлежит. Можно, ко­нечно, пройти вдоль каждой лески — но при этом потребуется до шести попыток (тут уж как повезет). Совершенно очевидно, что надо идти с конца — от рыбки до того рыбака, который ее поймал. Тогда потребуется всего одна попытка.

Я отбирал игры для ума именно по такому принципу. Вместо того чтобы составить каталог всех известных техник, направлен­ных на развитие творческих способностей, и предоставить вам са­мим разбираться, какие из них реально работают, я начинал с идеи (рыбка) и постепенно доводил свое исследование до ее носи­теля (рыбака). А уж затем определял тот технический прием, на который «клюнула» идея.

Одни читатели посчитают, что линейные техники для них noi лезнее, и откажутся от интуитивных. Другие, напротив, пред­почтут линейным играм для ума интуитивные. Вы можете гене­рировать идеи и линейно, и интуитивно. Не стоит ограничивать себя приверженностью к техникам одного типа: чем больше идей вы выработаете, тем лучше.

Срывая с творчества покров тайны, эта книга поможет вам по-новому воспринимать свои творческие способности. Вы увиди­те — возможно, впервые в жизни, — какие бескрайние просторы открываются перед вами. Вы сможете:

□ генерировать идеи по своей воле;

1 См.: часть 3. Интуитивные игры для ума.


Введение □ 17

а находить новые способы делать деньги;

а открывать новые возможности в бизнесе;

□ развивать и видоизменять идеи до тех пор, пока не выработае­
те новаторскую идею;

а создавать новые изделия, услуги, процессы;

□ совершенствовать старые изделия, услуги, процессы;
а находить решения сложных хозяйственных проблем;
а оживлять рынок;

а рассматривать проблемы как новые возможности;

□ действовать более продуктивно;

□ стать «генератором идей» у себя на работе;

а узнать, где следует искать «прорыв в будущее»;

□ стать незаменимым работником для своей фирмы.

Игры для ума не дают творческого опыта, они лишь позволя­ют его приобрести. Чтобы проиллюстрировать это, представьте себе, что я рисую мелом на доске кролика. Вы говорите; «Это кро­лик!», хотя на самом деле никакого кролика нет, а есть только ли­нии. Кролик появляется потому, что вы приняли идею о том, что часть доски, ограниченная меловой линией, представляет собой кролика. Линия очерчивает содержание, предлагая значимую форму.

Должен еще раз подчеркнуть, что одного прочтения книги не­достаточно. Чтобы генерировать творческие идеи, надо на прак­тике использовать предлагаемые здесь техники. Попробуйте описать радость катания на лыжах бушмену, никогда не поки­давшему пустыню. Вы можете показать ему лыжи и фотографии заснеженных гор. Может быть, вам даже удастся довести до него какие-то смутные образы. Но для того, чтобы получить пусть са­мое общее представление о катании на лыжах, надо встать на них и съехать с горы. Просто прочитав описание техник, вы всего лишь узнаете, как можно выдвигать новые идеи. Вы будете напо­минать того бушмена, который стоит в своей пустыне и, глядя на пару лыж и фотографию горы Маттерхорн, пребывает в уверен­ности, что имеет какое-то представление о катании на лыжах.

Каждая игра для ума является специфической техникой вы­работки идей для решения задач. Все главы содержат план дейст­вий, дающий точные инструкции по применению техники и объ­яснение ее работы. Книга изобилует историями, анекдотами,


18 □ Введение

примерами из жизни, когда наши герои успешно использовали эти технические приемы для генерирования новых идей. Я назы­ваю этих людей героями, потому что они оставили после себя след: идею, изделие, товар или услугу, отмеченные печатью нова­торства.

Кроме того, чтобы продемонстрировать работу различных тех­ник, в книге широко используются рисунки, загадки, схемы, ги­потетические примеры. Некоторые из приведенных примеров являются готовыми идеями для разных видов бизнеса, товаров и услуг. Эти идеи суть настоящее золото, намываемое в нескончае­мом потоке слов.

Каждая глава начинается вдохновляющим эпиграфом из кни­ги легендарного мастера Сун Цзы1 «Искусство войны». Сунь Цзы написал эту выдающуюся книгу в Китае 2400 лет назад. Изложен­ные в его труде принципы применимы не только к войне, но и к творчеству и к бизнесу. Для предпринимателей Японии эта книга уже давно стала классикой, сейчас ее изучают во многих бизнес-школах во всем мире. Капитаны бизнеса от Токио до Уолл-стрит цитируют слова Сунь Цзы и применяют его тактику и стратегию на практике.

Мой друг Хэнк Целлер (руководитель, предприниматель, изо­бретатель и поэт) однажды дал следующее определение творчест­ва: «Когда понимаешь, что придумал нечто, превосходящее все, достигнутое ранее, чувствуешь, как волосы встают дыбом, испы­тываешь такое благоговение, как если бы услышал шепот самого Господа Бога».

1 Сунь Цзы — знаменитый древнекитайский полководец и военный теоретик, живший в конце VI — начале V в. до н. э. (Здесь и далее примеч. ред., если не будет оговорено особо.)



Часть 1 СЧЕГОНАЧАТЬ

 


20 □ Часть 1. С чего начать

Г

лава 1 «Первичная раскрутка», поможет вам преодолеть стра­хи, сомнения и неуверенность в своей креативности. В главе 2 «Подкачка ума» представлены упражнения, которые помогут вам начать действовать как мыслящий человек.

Чтобы быть креативным, вы должны думать и действовать, как будто вы креативны.

Посмотрите на рисунок. Кажется, что есть две прямые линии, но вы можете создать третью линию. Чтобы сделать это, наклони­те книгу так, чтобы она была перпендикулярна вашим глазам. Расположите ее так, чтобы точка пересечения была перед вами. Сфокусируйте взгляд на точке пересечения. Вы видите третью линию? (Она должна напоминать короткую булавку, торчащую из страницы.)

Если вы считаете себя креативным и действуете так, как будто вы креативны, у вас будут рождаться идеи, подобно третьей ли­нии, из чего угодно.

Ценность предлагаемых вами идей будет в значительной степе­ни зависеть от того, как вы определяете свои проблемы. В главе 3 «Выбор задачи» показано, как сформулировать проблемы, чтобы окончательная формулировка вызывала ощущение хорошего уда­ра по мячу для гольфа.


Первичнаяраскрутка

Спасение от поражения в наших руках.

Сунь Цзы

К

огда мы находимся в подавленном состоянии, наши мысли существенно отличаются от тех, что приходят на ум в хоро­шем расположении духа. Ощущая себя богатым или преуспе­вающим человеком, вы мыслите совершенно иначе, чем если бы считали себя вечным неудачником. Точно так же, когда мы на­строены творчески, наши мысли совсем не походят на те, какие посещают нас в рутине будней.

Ученые установили, что физиологические процессы организ­ма человека поддаются контролю сознания. Можно привести се­бя в такое состояние — характеризующееся определенной хими­ческой реакцией в головном мозге, — при котором мышление станет более позитивным.

Несколько простых упражнений, приведенных в этой главе, помогут вам преодолеть страх, сомнения и неуверенность, укре­пят вашу веру в себя и разовьют творческий подход к жизни.

Для творчества нет ничего более губительного, чем страх, со­мнения и неуверенность. И все же многие люди позволяют им управлять своей жизнью. Гораздо полезнее научиться ставить страх, сомнения и неуверенность под контроль, преобразуя дест­руктивное, негативное отношение к происходящему в новую, по­зитивную реальность.

Чтобы это удалось, нужно в первую очередь признать сущест­вование вышеупомянутых негативных чувств, а затем сосредото­чить всю свою энергию на тех чувствах, которыми вы хотите их заменить.


22 □ Часть 1. С чего начать

Представьте, что вы ведете машину и вдруг загорается инди­катор давления масла, показывающий, что двигатель машины перегрелся.

Это негативный факт. Вы не игнорируете его, но и не даете страху вас парализовать. Вы просто заезжаете на станцию техоб­служивания, устраняете неполадки и едете дальше.

Рассматривая тот же случай, следует отметить, что вы не сле­дите непрерывно за датчиком давления масла, это не поглощает все ваши мысли. Думая только об уровне масла, вы двигались бы слишком медленно и неуверенно — если у вас вообще хватило бы духу сдвинуться с места. Точно так же надо относиться к страху и сомнениям. Вам следует осознать, что они существуют, и начать заменять их более позитивными мыслями.

Прескотт Лекки, основатель так называемой психологии са­моотражения, разработал метод, заключающийся в том, чтобы при любом субъективном восприятии определять, какие его нега­тивные аспекты не согласуются с уже укоренившимися пред­ставлениями и убеждениями. Лекки полагал, что стремление к согласованности заложено в человеке генетически: если какая-то мысль не согласуется с устоявшимися идеями и понятиями, она попросту отвергается.

Лекки обнаружил, что есть два мощных рычага, с помощью которых можно существенным образом изменить свои представ­ления и преодолеть страх, воздействующий практически на каж­дого. Вот эти рычаги.

1. Вера в то, что человек способен выполнить свою часть работы, удержать свой «конец бревна», воспользоваться определен­ной независимостью.

2. Вера в то, что в каждом человеке есть нечто, делающее его не менее талантливым, чем все остальные, что нельзя принижать себя и пренебрежительно к себе относиться.

Одним из пациентов Лекки был коммивояжер, который боял­ся звонить клиентам, занимающим высокое служебное положе­ние. Лекки спросил пациента:

— А вы можете опуститься на четвереньки, вползти в кабинет высокопоставленного лица и пасть перед ним ниц?

— Конечно, нет! — возмущенно воскликнул коммивояжер.

— Так почему в своих мыслях вы ползаете и пресмыкаетесь? Неужели вы не видите, что поступаете именно так, когда черес-


Глава 1. Первичная раскрутка □ 23

чур заботитесь о том, какое впечатление производите? Разве вы не видите, что буквально вымаливаете себе одобрение как лично­сти?

Важно понять: чтобы сознательно заменить свои негативные мысли на позитивные, не обязательно становиться другим чело­веком, не нужно коренным образом менять себя и свою жизнь.

Генерала Джорджа Паттона как-то спросили, испытывает ли он неуверенность и страх перед битвой. Генерал ответил, что ему нередко доводилось переживать страх и перед сражением, и во время него, но... Тут он произнес знаменательную фразу: «В бою страх никогда не был моим советчиком».

«ТИК-ТАК»

Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и неуверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь по­ставленной цели. Запишите их в графу «Тик».

2. Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преуве­личили значение негативных мыслей и явлениий.

3. Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объек­тивно выверенную. Запишите это в графу «Так».

Ниже следует пример выполнения упражнения «Тик-так». Он связан со страхом высказывания новой идеи начальству. В графе «ТИК» отражены отрицательные мысли; в графе «ТАК» — поло­жительные.

«Тик-так»

«Тик-так»

Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и не­уверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха.


24 □ Часть 1. С чего начать

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. «Тик». Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам дос­
тичь поставленной цели. Запишите их.

Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте,
' насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преуве-

личили значение негативных мыслей и явлений.

2. «Так». Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную,
объективно выверенную.

Ниже следуют два примера выполнения упражнения «Тик-так». Первый связан со страхом высказывания новой идеи началь­ству; второй — с опасениями перед выпуском новой продукции.

Тик-так» № 1

«ТИК», Это не имеет смысла. На руководящих должностях лю­ди опытные, и они наверняка об этом уже думали.

«ТАК». Идея не обязательно должна быть эффектной. В кон­це концов, получить ошеломляющие результаты иногда удается после шагов, которые поначалу кажутся незначительными. Будь я владельцем компании, разве мне не хотелось бы, чтобы мои слу­жащие высказывали ценные мысли? Я просто буду записывать все свои сомнения и постараюсь опровергнуть их одно за другим.

«ТИК». Эта мысль настолько нетрадиционная, что меня просто засмеют.

«ТАК». Пусть даже мое предложение отвергнут, но я заслужу уважение. Люди уважают тех, кто творчески относится к делу и стремится улучшить существующий порядок вещей. Наконец, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Чем рискованнее идея, тем больше потенциальное вознаграждение.

«ТИК». До сих пор мне не удавалось придумать что-то но­вое. Самое разумное', что я могу сделать,это не рисковать.

«ТАК». Мне кажется, что мои негативные ощущения отража­ют следующее: «Раз я так чувствую, значит, так оно и есть». Моя настоящая проблема заключается в искаженном восприятии са­мого себя. Неужели фирма наняла бы меня на работу, будь я дей­ствительно так плох?

«ТИК». В прошлый раз мое предложение с треском провали­лось, а идея Тома была принята. Боюсь, что и на этот раз меня постигнет неудача.

«ТАК». Я преувеличиваю значение событий — собственный провал и успех Тома. Томас Эдисон однажды сказал, что путь к ус-


Глава 1. Первичная раскрутка □ 25

пеху лежит через неудачи. Бездействовать — это преступление. Вместо того чтобы стараться не ошибиться, надо пытаться сделать что-то правильно.

Тик-так» № 2

«ТИК». Я никогда не смогу этого сделать.

«ТАК». Надо действовать шаг за шагом, нужно только на­чать. Не следует устраивать авралов.

«ТИК». Я все раскручу, а потом провалюсь.

«ТАК». Не обязательно сразу получить безупречный резуль­тат. Я многое умею. Я могу себе представить, что буду чувство­вать, когда все это закончится. У меня отличный послужной спи­сок. Надо сосредоточиться на работе, и тогда мой подход к делу будет эффективнее.

«ТИК». Я не могу взять себя в руки. У меня недостаточный самоконтроль. Я не умею правильно распределять свое время.

«ТАК». Я должен восстановить самоконтроль, ведь раньше мне многое удавалось. Просто надо лучше и больше работать. Я способен контролировать себя не хуже, чем любой другой из моего окружения. Работа настолько важна, а результаты ее настолько ощутимы, что на данном этапе распределение времени — не такая уж большая проблема.

«ТИК». Какой смысл это делать? Все равно мне никогда не найти фирму, которая протолкнет это изделие на рынок.

«ТАК». Я не могу знать этого наверняка. Надо попробовать. Не исключено, что кто-то заинтересуется. Наконец, можно мно­гое узнать даже в случае неудачи. Есть желание — появятся и возможности. Если я верю в свое дело, другие тоже в него пове­рят. Надо только найти подходящую фирму.

На первый взгляд фигуры на этом рисунке выглядят странны­ми и бессмысленными. Поскольку вы настроены смотреть исклю­чительно на черные фигуры, белые промежутки вы как бы игно­рируете. Но если вы сосредоточитесь именно на них, то увидите слова «ТИК» и «ТАК». Белые формы приобретают смысл, а чер­ные утрачивают свою значимость.

Вот и в упражнении «Тик-так» — по мере того как позитивные мысли начинают приобретать все большее значение, негативные


26 □ Часть 1. С чего начать

отступают на задний план, подобно черным фигурам на картин­ке. Проделав это упражнение несколько раз, вы сможете заме­щать негативные мысли позитивными, так сказать, с ходу. Когда вас начнут одолевать страх и сомнения, воспринимайте их как сигнал для поиска «светлых» мыслей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных