ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внимание: это книга для «обезьянок»!
ворческий потенциал человека и его успехи в избранной сфере деятельности во многом зависят от отношения к жизни. Существует два основных подхода, которые можно условно обозначить как подходы котенка и обезьянки — с учетом того, как эти животные воспринимают стрессы и перемены. Когда котенок в опасности, он ничего не делает, лишь жалобно мяукает, пока не приходит мама-кошка и не уносит его в безопасное место. Детеныш же обезьяны при первом признаке опасности сам бросается к матери, усаживается ей на спину и уезжает верхом, крепко держась за материнскую шерсть. Эта книга вряд ли окажется полезной для «котят», то есть для тех, кто, столкнувшись с трудностями, жалобно просит помощи. «Игры для ума» адресованы «обезьянкам» — тем, кто стремится действовать самостоятельно, развивать свои творческие способности, работать над новыми подходами... и пожинать плоды своей деятельности. Если вы подходите к жизни как «обезьянка» и хотите познакомиться с множеством оригинальных идей, которые помогут вам подняться на новый уровень в деловой и личной жизни, эта книга для вас. Я приглашаю вас поиграть в предлагаемые игры, использовать их для выработки новых идей, способных изменить всю вашу жизнь. Игры для ума представляют собой серьезные творческие приемы, наглядно демонстрирующие, каким образом можно вырабатывать новые идеи. Ну а все остальное зависит от вас. Если вы ведете себя как «котенок», то для вас не все потеряно. При желании измениться прочитайте главу 1 «Первичная раскрутка», где приведены упражнения, способствующие развитию «обезьяньего» подхода к жизни. Введение
то здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно. Если нет, постарайтесь разгадать эту головоломку, прежде чем читать дальше. Обратите внимание, как в поисках смысла изображения вы рассматриваете фигуры. Скорее всего, вы видите в них совершенно бессмысленные контуры — и это ни к чему не приводит. Но стоит вам сосредоточиться на промежутках между контурами, как начнет проступать слово «ТЕКСТ». Чтобы оно стало более очевидным, проведите прямые линии по верхнему и нижнему краям рисунка. Теперь решение кажется настолько простым, что вы наверняка удивляетесь, как это раньше ничего не увидели. Благодаря иному углу зрения можно расширить свои возможности и увидеть то, чего прежде не замечали. Именно такое впечатление сложится у вас, когда вы столкнетесь с подобными головоломками: вы будете воспринимать уже известную информацию совершенно по-другому. И этот путь приведет вас к новым идеям, подлинным озарениям. Неважно, чем вы сейчас занимаетесь. В любом случае ваше будущее во многом зависит от тех новшеств, которые внедряются сегодня. Откуда взялись спортивно-оздоровительные клубы? А магазины видеофильмов? Кто помнит те времена, когда единственной спортивной обувью были полотняные кеды с плоской подошвой? Вы помните, в какой момент обратили внимание на то, что японские машины и прочие товары из Страны восходящего солнца заполонили рынок? А когда вы впервые увидели карманный плейер? То, как сложится наша жизнь, безусловно, во многом зависит от великих идей, и в этом деле нельзя полагаться на случай. 16 □ Введение Игры для ума научат вас генерировать идеи. Эти игры представляют собой специфические приемы, или техники, позволяющие выдвигать самые разные идеи: большие и маленькие, помогающие делать деньги и карьеру, решать проблемы, побеждать конкурентов, создавать новые изделия и более совершенные технологии. Техники отбирались с учетом их практической значимости. Они охватывают широкий спектр — от классических до самых современных. Все они делятся на линейные — позволяющие манипулировать информацией для выработки новых идей, и интуитивные — демонстрирующие, как находить новые идеи с помощью интуиции и воображения1. Вспоминается одна популярная детская головоломка-картинка с шестью рыбаками. Лески их удочек так перепутались, что образовали лабиринт. На конце одной лески — пойманная рыбка. Надо определить, кому эта рыбка принадлежит. Можно, конечно, пройти вдоль каждой лески — но при этом потребуется до шести попыток (тут уж как повезет). Совершенно очевидно, что надо идти с конца — от рыбки до того рыбака, который ее поймал. Тогда потребуется всего одна попытка. Я отбирал игры для ума именно по такому принципу. Вместо того чтобы составить каталог всех известных техник, направленных на развитие творческих способностей, и предоставить вам самим разбираться, какие из них реально работают, я начинал с идеи (рыбка) и постепенно доводил свое исследование до ее носителя (рыбака). А уж затем определял тот технический прием, на который «клюнула» идея. Одни читатели посчитают, что линейные техники для них noi лезнее, и откажутся от интуитивных. Другие, напротив, предпочтут линейным играм для ума интуитивные. Вы можете генерировать идеи и линейно, и интуитивно. Не стоит ограничивать себя приверженностью к техникам одного типа: чем больше идей вы выработаете, тем лучше. Срывая с творчества покров тайны, эта книга поможет вам по-новому воспринимать свои творческие способности. Вы увидите — возможно, впервые в жизни, — какие бескрайние просторы открываются перед вами. Вы сможете: □ генерировать идеи по своей воле; 1 См.: часть 3. Интуитивные игры для ума. Введение □ 17 а находить новые способы делать деньги; а открывать новые возможности в бизнесе; □ развивать и видоизменять идеи до тех пор, пока не выработае а создавать новые изделия, услуги, процессы; □ совершенствовать старые изделия, услуги, процессы; а рассматривать проблемы как новые возможности; □ действовать более продуктивно; □ стать «генератором идей» у себя на работе; а узнать, где следует искать «прорыв в будущее»; □ стать незаменимым работником для своей фирмы. Игры для ума не дают творческого опыта, они лишь позволяют его приобрести. Чтобы проиллюстрировать это, представьте себе, что я рисую мелом на доске кролика. Вы говорите; «Это кролик!», хотя на самом деле никакого кролика нет, а есть только линии. Кролик появляется потому, что вы приняли идею о том, что часть доски, ограниченная меловой линией, представляет собой кролика. Линия очерчивает содержание, предлагая значимую форму. Должен еще раз подчеркнуть, что одного прочтения книги недостаточно. Чтобы генерировать творческие идеи, надо на практике использовать предлагаемые здесь техники. Попробуйте описать радость катания на лыжах бушмену, никогда не покидавшему пустыню. Вы можете показать ему лыжи и фотографии заснеженных гор. Может быть, вам даже удастся довести до него какие-то смутные образы. Но для того, чтобы получить пусть самое общее представление о катании на лыжах, надо встать на них и съехать с горы. Просто прочитав описание техник, вы всего лишь узнаете, как можно выдвигать новые идеи. Вы будете напоминать того бушмена, который стоит в своей пустыне и, глядя на пару лыж и фотографию горы Маттерхорн, пребывает в уверенности, что имеет какое-то представление о катании на лыжах. Каждая игра для ума является специфической техникой выработки идей для решения задач. Все главы содержат план действий, дающий точные инструкции по применению техники и объяснение ее работы. Книга изобилует историями, анекдотами, 18 □ Введение примерами из жизни, когда наши герои успешно использовали эти технические приемы для генерирования новых идей. Я называю этих людей героями, потому что они оставили после себя след: идею, изделие, товар или услугу, отмеченные печатью новаторства. Кроме того, чтобы продемонстрировать работу различных техник, в книге широко используются рисунки, загадки, схемы, гипотетические примеры. Некоторые из приведенных примеров являются готовыми идеями для разных видов бизнеса, товаров и услуг. Эти идеи суть настоящее золото, намываемое в нескончаемом потоке слов. Каждая глава начинается вдохновляющим эпиграфом из книги легендарного мастера Сун Цзы1 «Искусство войны». Сунь Цзы написал эту выдающуюся книгу в Китае 2400 лет назад. Изложенные в его труде принципы применимы не только к войне, но и к творчеству и к бизнесу. Для предпринимателей Японии эта книга уже давно стала классикой, сейчас ее изучают во многих бизнес-школах во всем мире. Капитаны бизнеса от Токио до Уолл-стрит цитируют слова Сунь Цзы и применяют его тактику и стратегию на практике. Мой друг Хэнк Целлер (руководитель, предприниматель, изобретатель и поэт) однажды дал следующее определение творчества: «Когда понимаешь, что придумал нечто, превосходящее все, достигнутое ранее, чувствуешь, как волосы встают дыбом, испытываешь такое благоговение, как если бы услышал шепот самого Господа Бога». 1 Сунь Цзы — знаменитый древнекитайский полководец и военный теоретик, живший в конце VI — начале V в. до н. э. (Здесь и далее примеч. ред., если не будет оговорено особо.)
20 □ Часть 1. С чего начать
лава 1 «Первичная раскрутка», поможет вам преодолеть страхи, сомнения и неуверенность в своей креативности. В главе 2 «Подкачка ума» представлены упражнения, которые помогут вам начать действовать как мыслящий человек. Чтобы быть креативным, вы должны думать и действовать, как будто вы креативны. Посмотрите на рисунок. Кажется, что есть две прямые линии, но вы можете создать третью линию. Чтобы сделать это, наклоните книгу так, чтобы она была перпендикулярна вашим глазам. Расположите ее так, чтобы точка пересечения была перед вами. Сфокусируйте взгляд на точке пересечения. Вы видите третью линию? (Она должна напоминать короткую булавку, торчащую из страницы.) Если вы считаете себя креативным и действуете так, как будто вы креативны, у вас будут рождаться идеи, подобно третьей линии, из чего угодно. Ценность предлагаемых вами идей будет в значительной степени зависеть от того, как вы определяете свои проблемы. В главе 3 «Выбор задачи» показано, как сформулировать проблемы, чтобы окончательная формулировка вызывала ощущение хорошего удара по мячу для гольфа. Первичнаяраскрутка Спасение от поражения в наших руках. Сунь Цзы
огда мы находимся в подавленном состоянии, наши мысли существенно отличаются от тех, что приходят на ум в хорошем расположении духа. Ощущая себя богатым или преуспевающим человеком, вы мыслите совершенно иначе, чем если бы считали себя вечным неудачником. Точно так же, когда мы настроены творчески, наши мысли совсем не походят на те, какие посещают нас в рутине будней. Ученые установили, что физиологические процессы организма человека поддаются контролю сознания. Можно привести себя в такое состояние — характеризующееся определенной химической реакцией в головном мозге, — при котором мышление станет более позитивным. Несколько простых упражнений, приведенных в этой главе, помогут вам преодолеть страх, сомнения и неуверенность, укрепят вашу веру в себя и разовьют творческий подход к жизни. Для творчества нет ничего более губительного, чем страх, сомнения и неуверенность. И все же многие люди позволяют им управлять своей жизнью. Гораздо полезнее научиться ставить страх, сомнения и неуверенность под контроль, преобразуя деструктивное, негативное отношение к происходящему в новую, позитивную реальность. Чтобы это удалось, нужно в первую очередь признать существование вышеупомянутых негативных чувств, а затем сосредоточить всю свою энергию на тех чувствах, которыми вы хотите их заменить. 22 □ Часть 1. С чего начать Представьте, что вы ведете машину и вдруг загорается индикатор давления масла, показывающий, что двигатель машины перегрелся. Это негативный факт. Вы не игнорируете его, но и не даете страху вас парализовать. Вы просто заезжаете на станцию техобслуживания, устраняете неполадки и едете дальше. Рассматривая тот же случай, следует отметить, что вы не следите непрерывно за датчиком давления масла, это не поглощает все ваши мысли. Думая только об уровне масла, вы двигались бы слишком медленно и неуверенно — если у вас вообще хватило бы духу сдвинуться с места. Точно так же надо относиться к страху и сомнениям. Вам следует осознать, что они существуют, и начать заменять их более позитивными мыслями. Прескотт Лекки, основатель так называемой психологии самоотражения, разработал метод, заключающийся в том, чтобы при любом субъективном восприятии определять, какие его негативные аспекты не согласуются с уже укоренившимися представлениями и убеждениями. Лекки полагал, что стремление к согласованности заложено в человеке генетически: если какая-то мысль не согласуется с устоявшимися идеями и понятиями, она попросту отвергается. Лекки обнаружил, что есть два мощных рычага, с помощью которых можно существенным образом изменить свои представления и преодолеть страх, воздействующий практически на каждого. Вот эти рычаги. 1. Вера в то, что человек способен выполнить свою часть работы, удержать свой «конец бревна», воспользоваться определенной независимостью. 2. Вера в то, что в каждом человеке есть нечто, делающее его не менее талантливым, чем все остальные, что нельзя принижать себя и пренебрежительно к себе относиться. Одним из пациентов Лекки был коммивояжер, который боялся звонить клиентам, занимающим высокое служебное положение. Лекки спросил пациента: — А вы можете опуститься на четвереньки, вползти в кабинет высокопоставленного лица и пасть перед ним ниц? — Конечно, нет! — возмущенно воскликнул коммивояжер. — Так почему в своих мыслях вы ползаете и пресмыкаетесь? Неужели вы не видите, что поступаете именно так, когда черес- Глава 1. Первичная раскрутка □ 23 чур заботитесь о том, какое впечатление производите? Разве вы не видите, что буквально вымаливаете себе одобрение как личности? Важно понять: чтобы сознательно заменить свои негативные мысли на позитивные, не обязательно становиться другим человеком, не нужно коренным образом менять себя и свою жизнь. Генерала Джорджа Паттона как-то спросили, испытывает ли он неуверенность и страх перед битвой. Генерал ответил, что ему нередко доводилось переживать страх и перед сражением, и во время него, но... Тут он произнес знаменательную фразу: «В бою страх никогда не был моим советчиком». «ТИК-ТАК» Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и неуверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их в графу «Тик». 2. Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлениий. 3. Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную. Запишите это в графу «Так». Ниже следует пример выполнения упражнения «Тик-так». Он связан со страхом высказывания новой идеи начальству. В графе «ТИК» отражены отрицательные мысли; в графе «ТАК» — положительные. «Тик-так» «Тик-так» Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и неуверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха. 24 □ Часть 1. С чего начать ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. «Тик». Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам дос Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, личили значение негативных мыслей и явлений. 2. «Так». Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, Ниже следуют два примера выполнения упражнения «Тик-так». Первый связан со страхом высказывания новой идеи начальству; второй — с опасениями перед выпуском новой продукции. Тик-так» № 1 «ТИК», Это не имеет смысла. На руководящих должностях люди опытные, и они наверняка об этом уже думали. «ТАК». Идея не обязательно должна быть эффектной. В конце концов, получить ошеломляющие результаты иногда удается после шагов, которые поначалу кажутся незначительными. Будь я владельцем компании, разве мне не хотелось бы, чтобы мои служащие высказывали ценные мысли? Я просто буду записывать все свои сомнения и постараюсь опровергнуть их одно за другим. «ТИК». Эта мысль настолько нетрадиционная, что меня просто засмеют. «ТАК». Пусть даже мое предложение отвергнут, но я заслужу уважение. Люди уважают тех, кто творчески относится к делу и стремится улучшить существующий порядок вещей. Наконец, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Чем рискованнее идея, тем больше потенциальное вознаграждение. «ТИК». До сих пор мне не удавалось придумать что-то новое. Самое разумное', что я могу сделать, — это не рисковать. «ТАК». Мне кажется, что мои негативные ощущения отражают следующее: «Раз я так чувствую, значит, так оно и есть». Моя настоящая проблема заключается в искаженном восприятии самого себя. Неужели фирма наняла бы меня на работу, будь я действительно так плох? «ТИК». В прошлый раз мое предложение с треском провалилось, а идея Тома была принята. Боюсь, что и на этот раз меня постигнет неудача. «ТАК». Я преувеличиваю значение событий — собственный провал и успех Тома. Томас Эдисон однажды сказал, что путь к ус- Глава 1. Первичная раскрутка □ 25 пеху лежит через неудачи. Бездействовать — это преступление. Вместо того чтобы стараться не ошибиться, надо пытаться сделать что-то правильно. Тик-так» № 2 «ТИК». Я никогда не смогу этого сделать. «ТАК». Надо действовать шаг за шагом, нужно только начать. Не следует устраивать авралов. «ТИК». Я все раскручу, а потом провалюсь. «ТАК». Не обязательно сразу получить безупречный результат. Я многое умею. Я могу себе представить, что буду чувствовать, когда все это закончится. У меня отличный послужной список. Надо сосредоточиться на работе, и тогда мой подход к делу будет эффективнее. «ТИК». Я не могу взять себя в руки. У меня недостаточный самоконтроль. Я не умею правильно распределять свое время. «ТАК». Я должен восстановить самоконтроль, ведь раньше мне многое удавалось. Просто надо лучше и больше работать. Я способен контролировать себя не хуже, чем любой другой из моего окружения. Работа настолько важна, а результаты ее настолько ощутимы, что на данном этапе распределение времени — не такая уж большая проблема. «ТИК». Какой смысл это делать? Все равно мне никогда не найти фирму, которая протолкнет это изделие на рынок. «ТАК». Я не могу знать этого наверняка. Надо попробовать. Не исключено, что кто-то заинтересуется. Наконец, можно многое узнать даже в случае неудачи. Есть желание — появятся и возможности. Если я верю в свое дело, другие тоже в него поверят. Надо только найти подходящую фирму. На первый взгляд фигуры на этом рисунке выглядят странными и бессмысленными. Поскольку вы настроены смотреть исключительно на черные фигуры, белые промежутки вы как бы игнорируете. Но если вы сосредоточитесь именно на них, то увидите слова «ТИК» и «ТАК». Белые формы приобретают смысл, а черные утрачивают свою значимость. Вот и в упражнении «Тик-так» — по мере того как позитивные мысли начинают приобретать все большее значение, негативные 26 □ Часть 1. С чего начать отступают на задний план, подобно черным фигурам на картинке. Проделав это упражнение несколько раз, вы сможете замещать негативные мысли позитивными, так сказать, с ходу. Когда вас начнут одолевать страх и сомнения, воспринимайте их как сигнал для поиска «светлых» мыслей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|