Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Препарированная вишня. Прием: дробление задачи на части.




Прием: дробление задачи на части.

Краткое описание: как вырабатывать идеи, деля задачу на две и

более составляющих, а затем комбинируя их разными способами.

Пузырьки мыслей

Прием: составление схемы мыслей.

Краткое описание: как составить схему мыслей так, чтобы она

заблистала новыми идеями.

Вопросы «Скампер»

Прием: постановка вопросов.

Краткое описание: как, манипулируя имеющимся в распоряже­нии, получить нечто другое.


Фальшивые лица

Все военные действия зиждутся на об­мане.

Сунь Цзы

В

згляните на рисунок. Какой отрезок, по-вашему, длиннее, АВ или CD?

На первый взгляд кажется, что длиннее АВ, хотя на самом де­ле оба отрезка равны. Но убедиться в этом можно, только измерив отрезки.

Представьте, что вы строите дом, используя метровую рулет­ку, длина которой на самом деле на 1 см меньше. Если во время работ производить все измерения такой рулеткой, не зная, что она укороченная, то абсолютно все — стены, окна, потолки, две­ри — будут иметь неправильные размеры. Однако если начать строительство с проверки рулетки, подобная ситуация вряд ли возникнет.

Это справедливо и при решении любой проблемы: неверная исходная посылка неминуемо ведет к ложному результату.

Иногда наши представления кажутся столь незыблемыми, что мы и думать не думаем подвергать их сомнению. Посмотрите


72 □ Часть 2. Линейные игры для ума

на следующий рисунок. Мы полагаем, что более удаленная фигу­ра, которая внешне ничем не отличается от тех, что расположены ближе к нам, должна быть на самом деле меньше, поскольку все­ми признано, что предметы и люди по мере удаления как бы уменьшаются. Но в данном случае это предположение неверно. Измерьте мужские фигуры линейкой, и вы убедитесь, что все они одного роста.

Многие предположения сохраняются веками, но это не всегда гарантирует их справедливость и обоснованность. Время от вре­мени они обнаруживают свою ошибочность, которую мы долгое время принимали за истину, не допускающую сомнений.

Посмотрите на рисунок. Как можно соединить все девять то­чек тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги?


Глава 5. Фальшивые лица □ 73

Пытаясь решить эту задачу, многие имеют в виду следующее.

1. Линии не должны выходить за границы квадрата.

2. Линии должны проходить через центр точек.

На самом деле ни одно из этих ограничений не упоминалось в условиях задачи. Отбросьте их, и вы легко найдете решение.

Рассказывают, что Томас Эдисон, перед тем как принять в свою фирму нового сотрудника, приглашал его домой отобедать. Если приглашенный брался за солонку прежде, чем пробовал на вкус предлагаемое блюдо, Эдисон никогда не предлагал ему работу. Ве­ликому изобретателю не нужны были работники, чей образ мыс­лей и действий чересчур зависел от повседневных привычек. Его интересовали люди, способные подвергать сомнению то, что дру­гим казалось очевидным. Часто решаемые нами проблемы быва­ют опутаны сетью различных ограничений, сковывающих твор­ческую активность. Допустим, во время заказа на постройку дома вы упоминаете архитектору о том, что хотите установить круглую ручку на дверь, ведущую из кухни в столовую. Для ар­хитектора это будет заранее означать, что такая дверь будет яв­ляться единственно возможным '«средством сообщения» между кухней и столовой — вне зависимости от общей планировки, ди­зайна, способа приготовления пищи и подачи ее к столу. Таким образом, ваше предложение установить круглую ручку на дверь сразу же ограничивает творческие возможности архитектора.

Я придаю столь большое значение необходимости подвергать сомнению исходные установки, дабы показать, что это может от­носиться буквально к любой из них. Конечно, многие вещи следу­ет считать само собой разумеющимися, да и вряд ли у кого-то най­дется время и желание оспаривать абсолютно все. Однако важно понять, что в мире нет ничего, не допускающего сомнений. Как только вы это осознаете, перед вами откроются необъятные пер­спективы удивительнейших открытий.

Итак, сомневайтесь и смелее шагайте в неизведанное!

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Сформулируйте возникшую проблему.

2. Запишите ваши исходные установки.

3. Попытайтесь их оспорить.

4. Для каждой исходной установки найдите альтернативную и обязательно ее запишите.

5. Составьте список иных точек зрения на проблему — они могут оказаться весьма полезными.


74 □ Часть 2. Линейные игры для ума

б. Спросите себя, как можно реализовать на практике каждую выдвинутую ва­ми альтернативную установку. Зафиксируйте новые идеи и взгляды относи­тельной вашей задачи.

В течение многих лет в банковских кругах существовало убеждение, что при совершении денежных операций клиенты предпочитают иметь дело со служащими, а не с автоматами. Первым, кто отважился на ново­введение, стал «Ситибанк», решивший в начале 80-х годов установить специальное оборудование, чтобы снизить операционные издержки. Однако, опасаясь потери крупных клиентов, которые, возможно, не за­хотели бы отказаться от привычной формы обслуживания, было реше­но, что все клиенты, имеющие на счетах свыше пяти тысяч долларов, смогут по-прежнему контактировать с «живыми» людьми. Опыт ока­зался неудачным, и уже в 1983 году «Ситибанк» отказался от использо­вания автоматов. При этом его руководство рассматривало итоги экспе­римента как подтверждение правильности мнения о недоверии населе­ния к новой банковской технике.

Через несколько месяцев специалисты другого банка усомнились в справедливости такого предположения и попытались составить собст­венное мнение. Выяснилось, что вкладчики, имеющие на счетах незна­чительные суммы денег, предпочли бы иметь дело с техникой, чтобы не чувствовать себя клиентами второго сорта. Поэтому в банке были уста­новлены автоматы, обслуживающие, впрочем, владельцев как круп­ных, так и мелких счетов. Такой подход полностью себя оправдал. Сей­час даже «Ситибанк» признает, что около 70 процентов денежных операций осуществляется с помощью автоматов.

Банкиры смогли подвергнуть сомнению укоренившиеся пред­ставления о предпочтениях клиентов, потому что взглянули на ситуацию под иным углом зрения. Такой подход позволяет пере­осмыслить любое исходное предположение. Попробуйте кратко сформулировать свою проблему, а затем оцените ее с разных по­зиций. Опишите, какой она будет видеться мужчине и женщине, продавцу и покупателю, начальнику и подчиненному и т. д.


Глава 5. Фальшивые лица Q 75






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных