Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиционные техники мозговой атаки




Генерал, который прислушивается к му­дрому совету и действует согласно ему, победит.

Сунь Цзы

К

огда вы смотрите в калейдоскоп, вы видите паттерн, обра­зованный цветными стеклышками. Если затем вы добав­ляете новый кусочек стекла и крутите калейдоскоп, у вас по­лучается множество новых паттернов. Аналогично, когда группа проводит мозговую атаку для получения новых идей, участники генерируют массу идей. Эти идеи позволяют полу­чить множество случайных комбинаций, связывающих вме­сте изменения; это похоже на добавление стеклышек к калей­доскопу. Вы создаете массу новых возможностей.

Ниже представлены некоторые из моих любимых традицион­ных техник мозговой атаки, которые могут привести вас к мно­жеству новых идей.

Письменные техники

Брейнрайтинг. Хорст Гешка с коллегами из Института Бетелла во Франкфурте, Германия, разработали ряд групповых техник творческого мышления, названных «брейнрайтингом». В груп­пах, проводящих традиционную мозговую атаку, люди предлага­ют идеи по одной. Это последовательная обработка информации,


Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 387

так как идеи предлагаются последовательно по одной. Брейнрай-тинг, напротив, позволяет одновременно предлагать много идей. Это параллельная обработка информации, так как параллельно можно генерировать много идей. Таким образом, брейнрайтинг впечатляюще усиливает генерацию идей. Если группа, проводя­щая брейнрайтинг, состоит из десяти членов, то будет генериро­вано до десяти идей вместо одной, полученной при типичной моз­говой атаке с десятью участниками.

Вот основные принципы брейнрайтинга:

1. Прежде всего, обсудите проблему для ее прояснения. Запиши те проблему так, чтобы ее видели все члены группы.

2. Раздайте участникам карточки размером семь на двенадцать сантиметров и дайте инструкцию записывать на этих карточ­ках свои идеи, по одной на каждой. Тогда как мозговая атака предполагает высказывание участниками идей вслух, при брейнрайтинге люди должны генерировать идеи, молча запи­сывая их. Когда участники заполнят карточку, они молча пе­редают ее соседу справа.

3. Скажите членам группы, чтобы они прочитали карточки, ко­торые им передали, и относились к ним как к «стимулам». По­просите их на чистых карточках записывать любые новые идеи, вдохновленные стимулирующими карточками, и затем передавать их соседу справа. В течение нескольких минут не­сколько карточек с идеями будут передаваться вокруг стола.

4. Через двадцать-тридцать минут соберите все карточки и пред­ложите членам группы повесить их на стену. Карточки должны быть расположены колонками согласно различным категори­ям идей, и над каждой колонкой должна быть карточка с назва­нием. Удалите повторяющиеся карточки.

5. Оцените идеи, дав каждому участнику пакет самоклеющихся точек, и попросите их приклеить точки на карточки с идеями, которые им понравились. Они могут размещать точки по сво­ему усмотрению, наклеив все на одну карточку, по одной на каждую из пяти различных карточек или в любом другом со­четании.

Брейнрайтинг гарантирует, что не будет преимущества у обла­дающих более громким голосом, участники будут ощущать мень­ше давления со стороны менеджеров и начальников и идеи не мо­гут быть отвергнуты, как только их предлагают.


388 □ Часть 4. Дух товарищества

Вы можете придумать свой собственный формат брейнрайтин-га, основываясь на следующих двух принципах: (1) генерация идеи происходит молча, и (2) идеи создаются спонтанно и парал­лельно. Вот некоторые примеры:

Банк идей. Попросите участников молча генерировать идеи на карточках размером семь на двенадцать сантиметров и поло­жить карточки в центр стола вместо того, чтобы передавать их соседу справа. Всякий раз, когда участник хочет получить стимулирующую карточку, он просто обменивает свою кар­точку на карточку из банка.

а Галерея. Эта техника изменяет процесс на противоположный. Вместо того чтобы передавать идеи друг другу, чтобы рассмат­ривать их, при использовании галереи перемещаются люди. Развесьте листы бумаги по комнате, по одному на каждого участника. Участники в течение десяти-пятнадцати минут молча стоят и записывают свои идеи на листах (один лист на человека). Затем участникам дают пятнадцать минут, чтобы они походили по «галерее», посмотрели на другие идеи и сде­лали заметки. Затем, используя другие идеи для стимулиро­вания дальнейших размышлений, участники возвращаются к собственным листам и дополняют или совершенствуют свои идеи. Приблизительно через десять минут участники рассмат­ривают все идеи и выбирают лучшие.

Q Рисование идей. Другой вариант техники галереи состоит в том, чтобы попросить участников нарисовать или схематически изобразить свои идеи вместо того, чтобы записывать их. Рису­нок и схематическое изображение полезны при творческом мышлении для извлечения из памяти информации, которая иначе могла бы быть недоступна. Например, сколько окон в вашем доме? Схематическое изображение дома позволяет уви­деть и сосчитать окна. Рисунки или схематическое изображе­ние проблемы стимулируют творческое мышление, поскольку они помогают нам заметить некоторые особенности, которые могут быть пропущены. Повесьте листы бумаги и затем попро­сите, чтобы участники нарисовали эскиз или схему того, как могла бы быть решена проблема. Затем участникам снова раз­решают походить по «галерее» и сделать заметки. Они возвра­щаются к своим листам и, используя эти заметки, совершен­ствуют собственные эскизы. Затем группа рассматривает все


Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 389

эскизы и придумывает окончательное решение из частей раз­личных эскизов.

а Три плюс. Каждый участник молча записывает три идеи в верх­ней части листов бумаги, по одной на каждом листе. Листы пе­редают человеку, сидящему справа. Этот человек записывает идею, которая улучшает записанную наверху листа. Если уча­стники затрудняются улучшить идею, попросите, чтобы они записали новые. Сделайте это для всех трех идей. Примерно через пять минут листы с идеями снова передают направо. Продолжайте этот процесс, пока все участники не получат свои первоначальные листы.

Самолетики. Пусть каждый участник сделает бумажный са­молетик. Каждый участник записывает на самолетике идею и посылает его другому участнику. Прочитав написанное на са­молетике, следующий участник записывает модифицирован­ную или улучшенную идею, или полностью новый вариант и посылает самолетик кому-то еще. Продолжайте упражнение в течение двадцати минут, затем соберите и рассортируйте идеи.

а Стена идей. Каждый участник молча пишет идеи на само-клеющихся листках. Пока группа записывает идеи, собирай­те их и приклеивайте на стену. Когда все закончат, всей груп­пой систематизируйте идеи. Попросите группу подойти к стене и осмысленно рассортировать идеи. В итоге идеи будут сгруп­пированы по различным темам и категориям. Обозначьте каж­дый набор идей карточкой с названием темы и приклейте ее над набором идей. Сделайте это для каждого набора. Участники мо­гут развить идею или выразить свою обеспокоенность, записав свои мысли на дополнительных самоклеющихся листках и приклеив их рядом с идеей или набором идей. Определите приоритет идей, дав каждому участнику десять самоклею­щихся точек. Участники определяют приоритет идей, накле­ив точку или точки на те идеи, которые им нравятся. Они мо­гут наклеить на любой идее столько точек, сколько захотят. Группа обсуждает наиболее высоко оцененные идеи.

Компания Reynolds — ведущий поставщик системных реше­ний, которые помогают розничным продавцам автомобилей управлять изменениями и доходностью. После мозговой атаки группа менеджеров устранила барьеры между отделом продаж


390 □ Часть 4. Дух товарищества

и службой работы с покупателями, создав службу «Голос клиен­та». «Голос клиента» регулярно проводит опросы покупателей, чтобы оценить их удовлетворенность и выявить проблемы. Лю­бой негативный отзыв немедленно посылают «владельцу пробле­мы» в отдел продаж для ее решения. Например, покупатель вы­разил неудовлетворенность доходностью конкретного решения Reynolds. «Голос клиента» сообщил о проблеме ее владельцу в от­деле продаж. На встрече с клиентом группа сбыта составила спи­сок мер и начала решать проблемы одну за другой. Вместе с кли­ентом они выявили недостаток подготовки как общую причину неудач, и она была быстро и легко устранена к удовлетворению клиента. «Голос клиента» отслеживает удовлетворенность кли­ента, и если он не удовлетворен, «Голос клиента» передает про­блему для решения на более высоком уровне.

Записные книжки

Мозговая атака в записных книжках — техника, широко исполь­зуемая в разведывательных службах. Группа аналитиков сотруд­ничает при выполнении определенного задания, при этом все ра­ботают индивидуально и в разное время. В результате через какое-то время несколько различных точек зрения обычно объединяют­ся и получается что-то отличное от каждой из них. Сотрудничест­во по прошествии длительного времени позволяет получить новые измерения предмета и иное представление о нем. Вот руководя­щие принципы для использования этой техники.

1. Координатор дает каждому участнику записную книжку, со­держащую информацию о проблеме и инструкции. Каждый участник записывает в записной книжке по крайней мере од­ну идею в день в течение недели.

2. Участники каждую неделю обмениваются записными книж­ками друг с другом. Затем участники могут использовать эти идеи в других записных книжках, чтобы по ассоциации гене­рировать новые идеи.

3. Обмен идеями должен прекратиться через четыре недели, да­же если все записные книжки не прошли по кругу. Координа­тор собирает записные книжки, классифицирует идеи и под-


Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 391

готавливает резюме. Участники собираются в группе, чтобы обсудить генерированные идеи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных