Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пример оценки значимости возможностей и угроз организации, баллы




№ п/п Факторы внешней среды Вес фактора Оценка Взвешенная оценка
1. Возможности
1. Научно-технические      
  Развитие информационной отрасли 0,20   0,6
2. Поставщики      
  Появление новых поставщиков 0,10   0,4
Итого   1,0
2. Угрозы
3. Товары      
  Появление принципиально нового товара 0,30   0,75
4. Экономические      
  Рост темпов инфляции 0,25   0,75
  Рост безработицы 0,15   0,45
5. Политико-правовые      
  Ужесточение законодательства 0,10   0,5
6. Социально-культурные      
  Снижение уровня жизни населения 0,25    
Итого   3,45
  Общий результат     4,45

 

Таблица 3.3.

Пример оценки значимости сильных и слабых сторон организации, баллы

№ п/п Факторы внутренней среды Вес фактора Оцен ка Взвешен ная оценка
1. Силы
1. Логистика      
  Большие производственные мощности 0,30   1,2
2. Структура      
  Гибкая структура управления 0,40    
3. Персонал      
  Высокий профессионализм работников 0,50   2,5
4. Технология      
  Высокий уровень внедрения инноваций 0,60    
  Итого   8,7
2. Слабости
5. Логистика      
  Износ оборудования 0,25   1,25
6. Структура      
  Неэффективная структура управления 0,50   2,5
7. Персонал      
  Низкий уровень квалификации сбытового персонала 0,20   0,8
8. Технология      
  Слабые возможности контроля качества продукции 0,25   1,25
  Итого   5,8
  Общий результат     14,5
           

Задание

1. Провести SWOT–анализ данного предприятия оборонной промышленности, находящегося в кризисной ситуации. Использовать список проблем из практической работы № 1 и свои разработки дляпервых двух работ: «дерево проблем», диаграмма Ишикавы, «профиль причин».

2. Разработать для данного предприятия оценку значимости возможностей и угроз организациисо стороны внешней среды, а также оценку значимости сильных и слабых сторон организации, присвоив факторам свои рейтинги и баллы.

3. Сделать выводы по проведенному анализу и предложить рекомендации для менеджмента.

Практическая работа 4

МЕТОД «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Задание

1. Разработать для предприятия оборонки «дерево целей и задач» с целью выхода из кризисного состояния и повышения эффективности его деятельности, использовав цели, перечисленные в классификации в «Вопросах Теории» и опираясь на перечень проблем из практической работы № 1.

2. Выполнить все 3 задания с графическим построением соответствующих «деревьев целей».

 

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ:

Правила построения «деревьев»

 

Метод «дерева целей» — метод, основанный на принципе разделения или декомпозиции общей цели системы менеджмента на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Дан­ный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к дос­тижению сформулированных целей. Необходимость использо­вания данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево це­лей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке време­ни при происходящих изменениях.

В других терминах «Дерево» - это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь элементов – це­лей и подцелей. Интерпретация целей осуществляется в виде «дерева задач», т.е. связного незамкнутого графа, не имеющего циклов.

Обычно для построения «дерева целей» используют процедуры классификации, декомпозиции, структуризации и ранжирования.

Построение «дерева целей» осуществляется на основе логиче­ской дедукции с использованием интуитивного подхода.

Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:

по источникам возникновения:

• определенные потребностями окружающей среды, в кото­рой функционирует данная организация;

• возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;

с точки зрения комплексности:

• простые;

• сложные, которые декомпозируются на подцели;

по степени важности:

• стратегические, которые ставятся для решения перспектив­ных масштабных проблем;

• тактические, которые разрабатываются для достижения стратегических целей;

по времени, необходимому для их реализации:

• долгосрочные (свыше 5 лет);

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

• краткосрочные (до одного года);

по содержанию:

• технологические, которые ставятся для компьютеризации организации и обеспечения ее новыми информационными технологиями;

• экономические, необходимые для достижения финансовой устойчивости;

• маркетинговые, которые разрабатываются для формирова­ния нового продукта и выхода на новый рынок, и др.;

с точки зрения приоритетности:

• необходимые, которые обеспечивают функционирование организации;

• желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;

• возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время;

по направленности:

• на конечный результат, например выпуск товара или предоставление той или иной услуги;

• осуществление той или иной деятельности, например улуч­шение рабочих условий на производстве;

• достижение определенного состояния объекта управления, например повышение квалификации или приобретение ра­ботником новой профессии;

по форме выражения:

• выраженные в количественных показателях;

• описанные качественными характеристиками;

• с точки зрения особенностей взаимодействия:

• индифферентные – цели, безразличные по отношению друг к другу;

• конкурирующие;

• комплиментарные – цели, которые дополняют друг друга;

• антагонистические – цели, которые исключают друг друга;

• идентичные, т. е. совпадающие;

по уровню возникновения:

миссия (служит базисом для всех дальнейших целей орга­низации). Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внеш­ний образ компании (имидж). Коротко и правильно сфор­мулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окруже­ния, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия;

общие, которые разрабатываются на длительную перспек­тиву и отражают основные направления деятельности орга­низации. Например, разработка новых направлений дея­тельности организации, обеспечение оптимальной рента­бельности;

специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению.

«Дерево целей» строится при помощи осуществления двух операций:

декомпозиции — это операция выделения компонентов;

структуризации — это операция выделения связей между компонентами.

Процесс построения «дерева целей» разбит на следующие этапы:

1. разработка сценария;

2. формулировка цели;

3. генерация подцелей;

4. уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);

5. оценка значимости подцелей;

6. проверка целей на осуществимость;

7. проверка элементарности подцелей;

8. построение дерева целей.

В качестве общего примера «дерево целей» представлено на рис. 4.1., где:

• I-V — уровни системы;

• 1-39 — элементы системы.

Цель высшего порядка является вершиной дерева, нижестоящие цели — локальные цели. Достижение локальных целей является обязательным условием для достижения вышестоящих целей.

Рис. 4.1. Общий вид «дерева целей»

При построении «дерева целей» необходимо руководствоватьсяследующими правилами:

• каждая сформулированная цель должна иметь средства и ре­сурсы для ее обеспечения;

• при декомпозиции целей должны соблюдаться условия пол­ноты редукции, т.е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;

• декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одномувыбранному классификационному признаку;

• каждая цель расчленяется не менее чем на две цели;

• любая цель каждого иерархического уровня должна относиться только к отдельному относительно обособленному элементу системы управления, напри­мер, подсистеме, субподсистеме, подразделению — отделу, бюро, группе, рабочему месту, т.е. каждая цель должна быть адресной;

• развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;

• вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

• развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все сред­ства для достижения вышестоящей цели;

• «дерево целей» не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями;

• декомпозиция целей проводится до того иерархического уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижению вышестоящей цели и в ко­нечном итоге главной цели;

• при наличии на иерархическом уровне структуризации более трех-четырех целей следует предусматривать построение «дерева целей» циклического вида.

Крайне важно при этом правильно формулировать цели каждо­го уровня, удовлетворив такие требования, как конкретность, дос­тижимость, измеримость, гибкость (возможность изменения при­оритетов, корректировки целей с течением времени и месту исполь­зования), согласованность и непротиворечивость.

 

Формулировка целей систем менеджмента должна, как правило:

начинаться с глагола в повелительном наклонении в неопределенной форме, определять и раскрывать сущность необходимости реализации конкретного действия, (например, увеличить, разрабо­тать и т.п.);

определять желаемый конечный результат в количественном и качественном выражениях и обеспечивать возможность измере­ния количественных показателей, что необходимо для контроля достижения цели («уменьшить затраты на управленческий персонал на 10% от запланированных к 1 января 200 … г.»);

указывать на источники и объемы выделяемых ресурсов (на­пример, «за счет внутренних резервов», «из инновационного фонда на реализацию мероприятия выделить 150 тыс. руб.» и т.п.);

целесообразно раскрывать то, что необходимо выполнить. Все цели следует документировать и доводить до всех исполнителей.

 

Примеры формулирования целей:

• уменьшить в текущем году, по сравнению с предшествующим годом, за счет повышения производительности труда затраты на управленческий персонал на 10%;

• обеспечить маркетинговой службе в текущем году рост продаж продукции предприятия (за счет активизации работы) на 30%.

 

Существенное значение имеют использующиеся при построе­нии «дерева» целей классификационные признаки декомпозиции:

1)параметрический (понятийный, аспектный) — по этому признаку главная цель четко разбивается на ряд параметрических или поня­тийных, аспектных признаков (например, цель «повысить уровень качества труда управленческого персонала систем менеджмента …» можно расчленить на подцели — «повысить уровень исполнительности управленческого персонала», «повысить уровень профессионализма управленческого персонала», «уменьшить число опозданий на работу»);

2)объектный — состав подцелей на одном из уровней следует комплектовать по отдельным видам деятельности (например, по управлению качеством, выполнению плана поставок и контрактов и т.д., по видам продукции, услугам и т.п.);

3)технологический — по этому признаку цель разбивается на отдельные стадии, этапы, работы (например, по общим функциям управления или стадиям жизненного цикла изделий);

4) временной — этот признак служит для расчленения цели на подцели, используя временные промежутки времени (например, годы, полугодия, кварталы, месяцы).

Пример построения «дерева целей» организации на рис.4.2.

 

Рис. 4.2. «Дерево целей»


Рис. 4.3. «Дерево задач»


Пояснение к рисунку 4.3.:

1-й уровень: Задача: Обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

2 -й уровень:

1. Нахождение измерителей конкурентоспособности:

3-й уровень:

1.1. Измерение уровня потребительских свойств;

1.2. Измерение затрат потребителя на приобретение товара;

1.3. Измерение затрат потребителя на всех этапах жизненного цикла изделия;

1.4. Определение уровня новизны изделия;

1.5. Определение своевременности поступления товара к потребителю;

1.6. Сведение частных показателей оценки конкурентоспособности в интегральный;

2. Оценка уровня конкурентоспособности (для собственной продукции и выпускаемой конкурентами):

2.1. Анализ ассортимента выпускаемой продукции;

2.2. Анализ спроса на продукт;

2.3. Комплексный анализ собственного продукта;

2.4. Комплексный анализ продуктов-заменителей;

2.5. Анализ продукции конкурентов;

2.6. Определение этапа жизненного цикла продукта;

2.7. Анализ затрат на продукт;

2.8. Анализ качества исполнения функций продуктом;

3. Определение необходимого уровня конкурентоспособности (УК):

3.1. Выбор ведущих потребительских свойств продукта, определяющих его уровень конкурентоспособности;

3.2. Определение ведущих конкурентов и характеристик их продукции;

3.3. Разработка моделей и алгоритма сравнения с зарубежными образцами;

4. Доведение существующих характеристик изделия до требуемого уровня конкурентоспособности (УК):

4.1. Расширение функциональных возможностей изделия;

4.2. Снижение затрат на функции, выполняемые изделием;

4.3. Ликвидация неоправданной функциональности и структурной избыточности;

4.4. Повышение уровня качества исполнения функций;

4.5. Оптимизация качества и затрат;

4.6. Повышение уровня квалификации кадров;

5. Прогнозирование уровня конкурентоспособности изделия:

5.1. Прогнозирование темпов научно-технического прогресса;

5.2. Прогнозирование развития рынков сбыта;

5.3. Прогнозирование социальных и политических изменений.

 

 

По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних – ветви взаимно переплетаются и сращиваются.

Подцели и связи между подцелями характеризуются количественнокоэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) сле­дует формировать по определенному признаку декомпозиции про­цесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

По существу, данный метод представляет собой инструмент организации работы исполнителей в исследовании систем менеджмента.

 

Примеры простого — нециклического и циклического «дерева целей» приведены на рис. 4.4. и 4.5.

Рис. 4.4. «Дерево целей» простое (нециклическое)

 

В данном случае «дерево» с равномерным числом ветвей (в каж­дом случае везде по две цели) имеет три иерархических уровня: вершина Ц является целью высшего 0-го уровня (главной целью); Ц1, Ц2 — это цели первого уровня (промежуточные цели); Ц11 Ц12, Ц21, Ц22 — цели второго уровня (низшего уровня). Глубина декомпозиции целей может быть иной, т.е. иметь большее количе­ство иерархических уровней, а также содержать неравномерное (разное) количество ветвей.

Рис. 4.5. «Дерево целей» (циклическое)

 

Цели в каждом «дереве» характеризуются двумя параметрами:

1. Коэффициент относительной важности, причем сумма всех КОВ на одном уровне декомпозиции целей равна 1, т.е.

∑ КОВiyy = 1

2. Коэффициент взаимной полезности, который определяется по формуле

КВПiyy = КОВiyy х КВПi-1

Цели «дерева» на каждом из уровней декомпозиции должны быть обеспечены соответствующими ресурсами. Поэтому рядом с «деревом целей» следует построить «дерево ресурсов» (рис. 4.6.).

Рис. 4.6. «Дерево целей» и «дерево ресурсов» для их обеспечения

Генеральную цель обеспечивает главный ресурс системы, цели первого уровня — ресурсы первого уровня, цели второго уровня — ресурсы второго уровня и т. д.

«Дерево целей» и «дерево ресурсов»эффективный инструмент программно-целевого планирования.

ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ» на практике:

 

Порядок построения «дерева целей» системы менеджмента может быть следующим:

1) определение генеральной цели системы менеджмента;

2) составление банка целей, обеспечивающих достижение генеральной цели;

3) оценка каждой цели банка и их отбор для построения «дере­ва» (на основе, например, экспертных оценок);

4) определение входимости целей одна в другую (например, с использованием матриц входимости);

5) построение исходного «дерева целей»;

6) определение коэффициентов относительной важности и вза­имной полезности целей;

7) построение окончательного варианта «дерева целей» (для каждого из уровней).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных