ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
Под методами государственного управления понимают приемы, способы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, использующихся для реализации функций управления, достижения задач и целей управления. Выделяют следующие сущностные черты методов государственного управления: 1. методы государственного управления осуществляются в процессе управленческой деятельности; 2. методы государственного управления тесно связаны с целевым назначением конкретного вида управленческой деятельности; 3. методы государственного управления выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления; 4. способом реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции выступают методы государственного управления; 5. определенному объекту управления адресованы методы государственного управления; 6. с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия тесно связаны методы государственного управления; 7. в сложившихся условиях оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей являются методы государственного управления; 8. в правовом опосредовании нуждаются методы государственного управления; 9. масштабную (временную и территориальную) привязку имеют методы государственного управления. По характеру воздействия методы государственного управления бывают косвенные (неадминистративные) и прямые (административные). Поощрение, принуждение и убеждение - признаются универсальными методами государственного управления. Классификация методов государственного управления и их характеристика следующие:
Можно классифицировать по различным основаниям методы, которые используются в государственно-управленческой практике: по добровольности обеспечения должного поведения объекта управления, по характеру воздействия на сознание и волю объекта управления, по технологии достижения целей управления и содержанию управленческой деятельности. При характеристике и классификации методов можно принять за базис, что метод понимают в качестве системы способов воздействия, то есть метод включает способы воздействия, а способ, в свою очередь, состоит из действий, приемов и средств. Метод в этом случае выступает как родовое понятие, а способ выступает как видовое. Метод нормативно-правового воздействия используется в рамках подзаконной нормотворческой деятельности. Он включает в себя следующие способы: формирование подзаконной нормативной базы, которая направлена на организацию правоприменительной деятельности; закрепление в подзаконных нормативных актах моделей поведения участников управленческих отношений, обеспечивающих свободы и права граждан, реализацию норм закона. В рамках оперативно-распорядительной деятельности (организующей, созидательной, правоприменительной деятельности) органов государственного управления применяются следующие методы: структуризация, правонаделение, легализация. С помощью признания (беженцем, безработным и так далее), регистрации (автомашин, предпринимателей, сделок, иностранцев и так далее), нострификации (признания соответствия зарубежных документов об образовании российским) иными способам и осуществляется легализация. Структуризация состоит из следующих способов: создание организаций, их ликвидация, реорганизация, перераспределение и распределение полномочий, изменение подчинения, подчинение. Под правонаделением понимают прием (в учебное заведение, на службу), призыв на воинскую службу, аккредитацию, наделение правами, выдачу разрешений (в т.ч. лицензирование). Распределение ресурсов базируется на том, что государственная администрация распоряжается огромными материальными, финансовыми средствами, в том числе включая природные ресурсы. Способы осуществления данного метода следующие: кредитование, бюджетное финансирование, фондирование продукции, распределение земельных участков, нежилых и жилых помещений, выдача пособий, пенсий, квотирование, и др. Как метод управления контроль реализовывается с помощью использования разных приемов наблюдения (непосредственного документального, информационно-статистического, истребование установленных отчетов), проверки (негласной, гласной) и оценки соответствия объекта контроля установленным требованиям (аттестация объекта управления, сертификация продукции, услуг и работ). Временное ограничение прав, полномочий используется в условиях экстраординарных ситуаций посредством введения на конкретном объекте или территории соответствующего административно-правового режима (контртеррористической операции, чрезвычайного положения, карантина, чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера). В рамках юрисдикционной (правоохранительной) деятельности используются два метода: принуждение и разрешение споров. В ситуации вооруженной борьбы, внешней агрессии нужно военное подавление попыток нарушить суверенитет страны, конституционный строй, территориальную целостность. Так как любой метод состоит из ряда способов воздействия, количество последних очень велико. Другими словами, большой арсенал способов властного регулирования деятельности граждан и организаций имеется у государственной администрации. В зависимости от характера воздействия на сознание и волю объекта управления классифицируют: методы косвенного и прямого воздействия. Односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на сознание и волю управляемых путем прямых приказов (команд, распоряжений), исполнение которых носит обязательный характер, характеризуются методы прямого управляющего воздействия. Административными методами управления принято именовать методы прямого воздействия. Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления заключаются в том, что субъект управления с их помощью создает такие условия, которые, оказывая воздействие на интересы и сознание объекта управления, побуждают действовать его желаемым для субъекта управления образом. Так как материальный характер чаще всего носят стимулирующие средства, то они называются экономическими методами управления. С общетеоретических позиций, отталкиваясь из критерия добровольности обеспечения должного поведения объекта управления, выделяют два универсальных метода воздействия: принуждение и убеждение. Метод убеждения оказывает помощь в добровольном исполнении закона и добровольном исполнении решений субъекта государственного управления. Метод принуждения разрешает заставить объект управления исполнять возложенные на него юридические обязанности. Для исполнения цели реализовать исполнение решений органов государственного управления и действующего законодательства, в первую очередь метод убеждения субъектами исполнительной власти используется, применение которого можно разделить на два последовательных этапа: 1-й этап: субъект исполнительной власти доводит до объекта управления (адресата)принимаемые органами государственного управления решения и требования законодательства, разъясняет их содержание при помощи приемов и способов, которые обеспечивают их добровольное исполнение; 2-й этап: субъект исполнительной власти, оценивая реакцию объекта управления на первоначальное воздействие, в случае позитивного результата и положительной реакции, применяет к нему поощрение. В случае отрицательной реакции объекта управления на первоначальное воздействие и невыполнения им своих юридических обязанностей к нему, уполномоченным на то субъектом государственного управления, в определенных законом случаях, будет правомерным применение метода принуждения. Будучи методом воздействия, принуждение заключается в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер принуждения для преодоления правовой аномалии и позволяет посредством правовых ограничений, обременений, лишений либо ответных действий заставить обязанных лиц выполнять закрепленные за ними юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты и, кроме того, обеспечить безопасность общества, государства и личности от реальных и потенциальных угроз, правопорядок. Под правовой аномалией понимают следующее: · или иную опасность, которая возникла для урегулированных правом и охраняемых законом общественных отношений. · или неисполнение лицом конкретных обязанностей, в том числе дополнительных, в связи с совершением правонарушения или возникновением иной реальной либо потенциальной угрозы; · или объективно противоправное либо виновное неисполнение лицом юридической обязанности по соблюдению наказуемых запретов или по исполнению законных требований уполномоченных должностных лиц; Меры принуждения используются в качестве ответной реакции на правовую аномалию, которые являются «первичным» структурным элементом принуждения. Под мерами принуждения понимают закрепленные законом средства, приемы и способы воздействия организационного, имущественного и личного характера, которые позволяют заставить лицо соблюдать правовые запреты и выполнять юридические обязанности, которые состоят из правовых обременений, лишений, ограничений, ответных силовых физических действий, которые влекут наступление правового урона, причинение материального, морального и (или) физического вреда[5]. Таким образом, методы принуждение и убеждение, являются взаимосвязанными элементами механизма обеспечения правопорядка и взаимно дополняют друг друга. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|