Аэродром как комплекс сооружений
Аэродром – это земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета и посадки, руления, стоянки и обслуживания ВС.
Аэропорт – комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки ВС и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование и персонал.
Аэродромы ГА подразделяются:
1.По видам поверхности:
- с искусственным покрытием;
- грунтовые;
- гидроаэродромы;
- снежные;
- ледовые.
2. По характеру использования:
- постоянные (аэродром, предназначенный для постоянного базирования ВС или поддерживающий в постоянной эксплуатационной готовности, базируются на нем предприятием);
- временные (аэродром, предназначенный для полетов ВС на ограниченный срок и не имеющий свидетельства о государственной регистрации и сертификата на соответствие аэродрома нормам годности);
- дневного действия;
- круглосуточного действия.
3. По назначению:
- трассовые (служат для выполнения авиационных рейсов);
- учебные (служат для обучения слушателей и курсантов учебных заведений гражданской авиации);
- заводские (служат для испытательных полетов на самолетах, выпускаемых авиастроительными или авиаремонтными заводами);
- для выполнения авиационных работ.
4. По расположению и использованию:
- промежуточные;
- базовые;
- вылета;
- назначения;
- запасные (аэродромы, предназначенные для посадки ВС в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно).
5. По высоте над уровнем моря и характера рельефа:
- горные;
- равнинные.
6. По допуску к эксплуатации и по минимуму для посадки:
- категорированные;
- некатегорированные.
7. Совместного базирования (аэродром, на котором базируются гражданские и государственные ВС).
8. Совместного использования (аэродром государственной авиации или гражданский аэродром, на котором осуществляется взлет, посадка, стоянка и руление гражданских и государственных ВС без базирования на данном аэродроме).
9. В зависимости от длины ВПП (А, Б, В, Г, Д, Е).
Аэропорт включает в себя:
1.Аэродром с приаэродромной территорией.
2.Служебно-техническая территория(СТТ).
СТТ – это часть территории аэропорта, где размещаются здания и сооружения, предназначенные для выполнения технологических операции по обслуживанию пассажирских, грузовых и почтовых перевозок организации и обслуживания полетов.
Аэродром включает в себя: летную полосу, рулежные дорожки, перрон, места стоянок для технологического обслуживания и специальные площадки.
Летное поле – это часть аэродрома, на котором расположены летные полосы со свободными зонами, РД, перроны, места стоянок ВС и площадки специального назначения.
Летная полоса - это часть летного поля аэродрома, включающая ВПП и концевые полосы торможения, предназначенная для обеспечения взлета и посадки ВС, уменьшения риска повреждения ВС, выкатывающего за пределы ВПП и обеспечивающая безопасность ВС, пролетающих над ней во время взлета и посадки.
ВПП – это основная часть летной полосы аэродрома, подготовленная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки ВС.
Концевая полоса торможения – это специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки ВС в случае прерванного взлета.
Рулежные дорожки (РД) – это часть летного поля аэродрома, соединяющая между собой элементы летного поля, специально подготовленные для руления и буксировки ВС.
Рулежные дорожки бывают:
- магистральные;
- соединительные;
- вспомогательные.
Магистральные РД – это РД аэродрома, располагающиеся вдоль ВПП и обеспечивающие руление ВС от одного конца ВПП к другому по кратчайшему расстоянию.
Соединительные РД – это РД, связывающие магистральную РД с ВПП в местах предполагаемого окончания пробега самолета.
Основное назначение РД: сокращение длины путей руления и времени пребывания самолетов на ВПП для увеличения ее пропускной способности.
Вспомогательные РД – это РД, связывающие перрон, места стоянок(хранения) ВС и отдельные площадки специального назначения с магистральной РД.
Назначение вспомогательной РД: уменьшение времени и протяженности руления самолетов, упрощения схемы движения ВС на перронах и местах стоянок.
Перрон – это часть летного поля аэродрома, подготовленная и предназначенная для размещения ВС в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания.
Места стоянок – это часть перрона или площадки специального назначения аэродрома, предназначенная для стоянки ВС с целью его обслуживания и хранения.
Приаэродромная территория – это местность вокруг аэродрома в установленных границах, над которой осуществляется маневрирование ВС с целью взлета или посадки на данном аэродроме.

Рисунок 1.1. Характеристики летного поля аэродрома Минск-2
Спланированная часть летной полосы (СЧЛП) – это прилегающая к концам и торцам ВПП поверхность, спланированная и подготовленная таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения ВС при выкатывании его за пределы ВПП (см. рис.1.1).
Свободная зона (СВ) – это находящийся под контролем службы аэропорта прямоугольный участок земной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка пригодного для первоначального набора высоты самолета до установленного значения (см. рис.1.1).
Контролируемая зона (КЗ) – это часть летного поля аэродрома, предназначенная для обеспечения безопасности взлета и посадки ВС и включающая в себя: ВПП, спланированную часть летной полосы, концевые полосы торможения и свободные зоны (см. рис.1.1).
Генеральный план аэропорта
Генеральный план – это одна из важнейших частей проекта аэропорта, определяющая его расположение на местности, комплексное решение планировки и благоустройства территории, расположение на ней зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерных сетей, оборудование систем УВД, радионавигации и посадки ВС и организацию социально-бытового обслуживания.
Задачи генерального плана:
- технологические;
- градостроительные;
- архитектурно-строительные;
- санитарно-гигиенические;
- социальные;
- экономические;
- экологические.
На генеральном плане должны быть показаны:
1.Проектируемые, существующие, реконструируемые и подлежащие сносу здания и сооружения.
2.Объекты УВД, радионавигации и посадки.
3.Дороги всех видов, элементы благоустройства и озеленения, ограждение территории, площадки для возможного расширения аэропорта.
Требования к генеральным планам аэропорта:
1. Обеспечение безопасности и регулярности полетов ВС.
2. Ограничение высотных препятствий в пределах приаэродромной территории.
3. Ориентирование летных полос относительно господствующих ветров.
4.Санитарно-гигиенические, предусматривающие размещение аэропорта, зданий и сооружений на его территории с учетом исключения вредного воздействия производства на здоровье людей и на санитарно-бытовые условия жизни населения в окрестностях аэропорта.
5.Социальные требования, обеспечивающие наилучшие условия пребывания пассажиров на территорию аэропорта, труда и отдыха людей, работающих в аэропорту и проживающих в его окрестностях
6.Экологические, обеспечивающие охрану, наиболее полное восстановление и обогащение окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации аэропорта.
7.Экономические, обуславливающие высокую экономическую эффективность принимаемых при проектировании генерального плана решений.
Требования могут быть достигнуты следующим путем:
- повышение плотности застройки, что способствует более экономному использованию земли, сокращение протяженности транспортных коммуникаций и инженерных сетей;
- эстетическим, обеспечивающим архитектурно-художественную выразительность комплекса зданий и сооружений аэропорта.
Генеральный план должен включать пояснительную записку, содержащую краткую характеристику согласованного в установленном порядке участка для строительства, обоснование принятых инженерных решений по компоновке генерального плана, транспортным, инженерным сетям, благоустройству территории, организации охраны гражданской обороны.
Генеральный план дополняется ситуационным планом, проектом вертикальной планировки и свободными планами инженерных сетей.
Ситуационный план разрабатывается на картографической основе или фотосхемах.
На ситуационном плане аэропорта показывают:
1.Ситуацию местности в районе аэропорта (границы существующих населенных пунктов, рельеф, растительность, сельскохозяйственный угодья, отдельно стоящие сооружения и их высоты, существующие автомобильные и железнодорожные дороги, линии электропередач и линии связи).
2.Схему аэропорта (границы летных полос, СТТ).
3.Границы приаэродромной территории и полос воздушных подходов, объекты УВД, радионавигации и посадки).
4.Проектируемые автодороги и железные дороги и места их примыкания к государственным сетям общего пользования.
5.Существующие и проектируемые места водосбора, сбора сточных вод, очистных сооружений и других сооружений водопровода и канализации.
6.Места расположения сооружений энергоснабжения и трассы теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения.
7.Санитарно-защитные зоны.
8.Резервные территории для перспективного развития аэропорта и связанных с ним соседних объектов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|