Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Использование дидактических игр в формировании
Культурно-гигиенических навыков
У детей младшего дошкольного возраста
Специальность Дошкольное образование
студентки 41 группы
Барановой Екатерины Александровны
Руководитель работы
преподаватель
Павлова Галина Владимировна
Сокол
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………………….
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков – одна из задач воспитания детей младшего дошкольного возраста…………………………
1.2. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………………..
1.3. Методика руководства дидактическими играми по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………….
Глава 2. Опытно-практическая работа по использовании дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …..
2.1. Характеристика базы проведения опытно-практической работы……
2.2 Описание и результаты начальной диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……..
2.3. Содержание развивающей работы по использованию дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………
2.4. Результаты повторной диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Анализ полученных результатов……………..
Заключение………
Список литературы……….
Приложения…………………………….
Введение
Самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И от того, насколько процесс формирования культурно-гигиенических навыков изначально продуман, спланирован и организован, зависит, будет ли он способствовать укреплению здоровья детей, их физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что одним из основные принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам. Стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на основе социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни [15].
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы указано, что ребенок дошкольного возраста "использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения [16].
В младшем дошкольном возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, и весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Поэтому так важно не упустить момент формирования культурно-гигиенических навыков уже в младшем дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем с успехом продолжать работу в данном направлении.
Но, как показывает практика, не у всех детей к концу младшего дошкольного возраста полноценно сформированы культурно-гигиенические навыки, характерные для данного возрастного этапа. Причиной этого чаще является не всегда систематическая, планомерная работа со стороны воспитателя, не достаточно эффективные методы и приемы, средства работы, используемые педагогом и родителями в семье.
Проблема поиска путей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста интересовала многих педагогов-исследователей, таких как, Т.Богина, Л.Ионова, Н. Терехова [ 4 ], Ю.Ф. Змановский [ 9 ], С. Паунова [ 16 ], С.В. Петерина[ 19 ] и др.
Однако, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить, что в литературе недостаточно информации о возможности использования игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Высокая значимость проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с использованием игр определяют актуальность данной работы.
В Федеральном государственном образовательном стандартом дошкольного образования сказано, что необходимо использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, и успешное формирование навыков должно происходить через игру. Одной из форм работы с детьми младшего дошкольного возраста является дидактическая игра, которая может помочь взрослым сформировать у детей гигиенические навыки.
В них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. В игре ребенок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Цель выпускной квалификационной работы - обоснование эффективности использования дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть формирование культурно-гигиенических навыков как одну из задач воспитания детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методику использования дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
5. Спланировать и провести работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию у них культурно-гигиенических навыков с использованием дидактических игр.
6. Провести повторную диагностику уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|