ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
У детей младшего дошкольного возрастаВ период активных преобразований в дошкольной педагогике, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, и, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания и отражения ребенком действительности. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но и в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра, выступает также как средство всестороннего воспитания личности ребенка, что подчеркивала А.К. Бондаренко. В дидактической игре в занимательной форме происходит закрепление и расширение имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков. В игре происходит создание положительного отношения ребенка к формированию культурно-гигиенических навыков. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, что помогает создать благоприятный фон для решения в ходе дидактической игры обучающих и развивающих задач. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда связано и служит управлением воли. Выполнение игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Маневцова Л.М. выделяет следующие виды дидактических игр - это игры с правилами, имеющие готовое содержание и по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные, и словесные. Структуру дидактической игры (по А.К Бондаренко) образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Основной целью игровых правил является организация действий, поведения детей. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал, результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности все эти элементы функционально взаимодействуют в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно - ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры под руководством воспитателя. Предметные игры - это игры с использованием предметов и игрушек. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей. Игры с предметами дают возможность детям оперировать самими предметами личной гигиены. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. В качестве примера таких игр можно назвать «Чудесный мешочек», «Путаница», игры с куклой и т.д.. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей о культурно-гигиенических навыках, систематизировать знания. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, кубики, пазлы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним. Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей. Словесные игры не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о культурно-гигиенических навыках, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Когда это бывает?», «Нужно – не нужно» и т.д. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка к дидактической игре, её проведение и анализ. В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Проведение дидактических игр включает:ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей. Передача знаний в игре имеет свою специфику. Она осуществляется не прямым путём, а преломляясь через игровые действия, игровую роль. Игра является ценным средством для развития детей. То, что усваивается детьми в игре, усваивается достаточно правильно, чётко и связанно. Следует помнить, что каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. На первом этапе воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе - рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант. Таким образом, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ребенку по своей природе нравится играть, также в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, память, восприятие, мышление. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков в игре необходимы следующие условия: - организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий среды; -разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов; -повторность дидактических игр — многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения); -индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками. -контроль над освоением навыков (наблюдение за детьми, мониторинг детского развития); -безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований; -создание положительного эмоционального настроя у детей во время игры; -важным является и культура проведения игр с детьми (эстетика и подбор материалов); -применение технических средств обучения (магнитофон, фильмоскоп, видеомагнитофон, подборка видеокассет и аудиокассет, телевизор); -правильная организация дидактических игр с учетом возрастных (подбор мебели по росту) и индивидуальных особенностей детей (длительность не более 10 минут, использование динамических минуток, оказание помощи и др.) В ходе руководства дидактическими играми необходимо использовать следующие методические приемы формирования культурно-гигиенических навыков: - показ выполнения каждого элементарного действия и их; - подробное объяснение каждого движения и их последовательности; - совместные действия взрослого с ребенком (это необходимо, для более четкого и правильного усвоения детьми каждого из навыков); - многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности; - процесс обучения должен быть доступным, интересным и увлекательным; - на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия – это позволит сохранить у них положительно — эмоциональный настрой; - эффективное использование приема поощрения; - использование художественных образов (малые фольклорные жанры: песенки, потешки и т.д., «Девочка чумазая» А.Барто, «Ревушка» А.Барто, «Вовка-добрая душа» А.Барто и др.). Для успешного освоения детьми младшего дошкольного возраста разнообразных навыков, например при одевании, раздевании и умывании, целесообразно включить в игру куклу. Играя с куклой и выполняя при этом определенные действия (одевая, купая, укладывая спать, умывая, кормя и др.), дети быстрее научатся выполнять эти действия сами. По мнению Е.И.Тихеевой, игры с куклами, выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. «Кукла для ребенка – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью». Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. Дидактические игры с куклой по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводятся на разные темы: игры по формированию навыков раздевания, одевания,; по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом. Прививая положительные привычки ребенку, мы помогаем сформировать черты характера. Усваивая, при помощи взрослого определенные способы поведения ребенок привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания – основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Воспитывая у ребенка привычку, поддерживать порядок в игровом уголке и в своих вещах, взрослый тем самым закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. «Посеешь привычку – пожнешь характер». Таким образом, можно сделать следующий вывод: в процессе активного участия детей в дидактических играх, благодаря созданию благоприятных условий и использованию разнообразных методических приемов, у детей младшего дошкольного возраста можно успешно сформировать культурно-гигиенические навыки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|