Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С использованием дидактических игр




1.1.Формирование культурно-гигиенических навыков – одна из задач воспитания детей младшего возраста

Под культурно-гигиеническим воспитание детей В.А.Зебзеева, понимает формирование у детей культурно-гигиенических знаний и умений, которые в последствии формируют навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

В педагогическом словаре культурно-гигиенические навыки, трактуются как навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.

Навыки — это освоенные до степени автоматизма способы деятельности. Проявляясь в действии, они как бы извлекают из памяти человека определенные «команды», что и в каком порядке должно быть сделано. Причем действие этих «команд» протекает вне поля активного внимания человека, человек действует, как говорят, «машинально». Сознание освобождается для других целей. Чтобы сформировать любой элементарный навык, нужны сотни повторений одних и тех же действий. На это уходят месяцы и годы. Чем раньше воспитатель сформирует у детей культурно-гигиенические навыки, тем быстрее он создаст защитную систему для здоровья ребенка. Все культурно-гигиенические навыки нужно начинать формировать уже с раннего возраста. В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова, выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков:

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов: набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан, сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Г.В.Хухлаева воспитание культурно-гигиенических навыков выделяет как одну из задачи физического воспитания.

Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Культурно-гигиенические навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем, как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Таким образом, мы рассмотрели понятие культурно-гигиенические навыки, кратко раскрыли их особенности у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – чрезвычайно важный этап в становлении личности человека. Ребенок младшего дошкольного возраста активно познает окружающий мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повториться. Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные знания, но систему знаний. И если, как отмечал Л.С. Выготский, до 3 лет ребенок учится по «собственной программе (в том смысле, что малыш пока еще не может удерживать и воспринимать систему знаний и следовать за мотивом взрослого в обучении его), то после 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно-следственных связей и зависимостей.

Важным новообразованием в младшем дошкольном возрасте является активное стремление к самостоятельности. Кризис 3 лет характеризуется тем, что ребенок не позволяет делать взрослому то, что он умеет делать сам, старается сам одеваться, раздеваться, моет руки, вытирает их полотенцем и т.д.

Очень важно взрослому поддерживать стремление ребенка к самостоятельности и создать для этого условия. Но если упустить этот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия, то наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.

К 3-3,5 года ребенок может уже сам одеться и раздеться. Однако многие родители ошибочно предполагают, что это умение не так уж и необходимо ребенку. Они сами быстрее и качественнее выполняют процесс одевания ребенка, и предполагают, что когда ребенок подрастет, то все само придет. А когда в 5-6 лет ребенок не желает самостоятельно одеваться, капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, взрослые упрекают его, хотя сами не позволяли ему себя обслуживать, когда он сам к этому стремился.

В Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, под редакцией Л.А.Парамоновой, определены следующие основные задачи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы:

- формировать у детей умение самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после прогулки, игр и занятий, туалета (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, 1-2 раза намыливать их до образования пены с последующим смыванием); постоянно следить за их чистотой; мыть лицо, сухо его вытирать; показывать и объяснять детям, как чистить зубы мягкой щеткой и детской зубной пастой (научить ребенка накладывать слой зубной пасты на поверхность щетки, чистить зубы — верхний ряд движениями сверху вниз, нижний — движениями снизу вверх; заканчивать процедуру движениями в обе стороны вдоль зубного ряда);

- обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бачка для слива, быть опрятными;

- при приеме пищи приучать детей пользоваться ложкой, салфеткой; тщательно пережевывать пищу; полоскать рот после приема пищи питьевой водой;

- побуждать детей обращать внимание на свой внешний вид; самостоятельно устранять беспорядок в одежде, в прическе, пользуясь зеркалом, расческой; учить пользоваться носовым платком.

Таким образом, при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе в детском саду, к концу учебного года ребенок 2 младшей группы должен овладеть следующими навыками:

- есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила поведения за столом;

- спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;

- выразить свои просьбы словами («Подай, пожалуйста, салфетку», «Налей еще чаю» и т.п.);

- говорить «спасибо» после еды;

- охотно обслуживать себя, самостоятельно одевается, раздевается, не капризничать, требуя, чтобы за него чего-либо сделали;

- знать место каждой вещи и складывает ее определенным способом;

- бережно обращаться с вещами, аккуратно ставить, класть, вешать на место;

- пользоваться носовым платком.

Таким образом, мы кратко рассмотрели особенности культурно - гигиенического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Проанализировав различные программы воспитания, обучения и развития детей раннего возраста мы выявили некоторые различия в воспитании культурно-гигиенических навыков. Рассмотрим их более подробно.

В программе «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы) в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков» отражены следующие задачи:

1. Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя.

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными и опрятными.

3. Учить правильно пользоваться предметами личной гигиены.

Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, образовательной, практической.

В программе «От рождения до школы» раскрываются задачи и содержание работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков. В соответствии с данной программой, к концу года дети младшей группы должны уметь:

- пользоваться индивидуальными предметами: носовой платок, салфетка, полотенце, расчёска, горшок;

- правильно держать ложку в правой руке;

- убирать и расставлять игрушки;

- правильно надевать одежду и обувь, аккуратно складывать снятую одежду.

В программе «Детство» содержание культурно -гигиенических навыков раскрывается в разделе «Освоение основ гигиенической культуры». Авторы программы предлагают не только формировать определенные навыки, но и представления. Например: узнавать процессы умывания, одевания и т.д. на картинках и в жизни; называть эти процессы правильно; знать предметы, необходимые для умывания; переживать положительные связи с выполнением гигиенических процедур и пр. Также дети в игре отражают процессы умывания, одевания, приема пищи и т.д., что позволяет закрепить полученные знания. В данной программе задачи для формирования каждого практического умения расписываются отдельно: умывание, поведение за столом, одевание, уход за вещами и игрушками, уход за внешним видом, игровые умения.

В программе «Кроха» предлагаются подробные рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей; используется такой прием, как объяснение последовательности действий. Например, раздевание колготок:

- стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держась за резинку, ребенок пускает их ниже колен;

- садится на стул;

- берется одной рукой за пятку, а другой за носок;

- тянет поочередно чулки вниз.

Чтобы надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик, то левый чулок окажется у левой ноги, а правый у правой.

Авторы программы «Кроха» считают, что если взрослый продумает все действия ребенка, то тем самым облегчит очень сложный для него процесс формирования культурно-гигиенических навыков, поможет малышу стать самостоятельным.

Предлагается не отступать от принятого порядка и способов действий, хвалить ребенка за то, что он делает все правильно. За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилий, хвалить не надо.

Так же воспитание культурно-гигиенических навыков происходит через формирование предпосылок к здоровому образу жизни.
- первичныепредставления о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, основных действиях, сопровождающих их, доступном ребёнку предметном мире, назначении предметов;

- поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий со взрослыми и их результатов (чистые руки, аккуратно сложенная одежда и т.д.).

Таким образом, в программах по-разному описывается содержание и особенности работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В программе «Кроха» не дается конкретного содержания культурно-гигиенических навыков. Однако, очень подробно объясняется последовательность выполнения действий, даются рекомендации, пояснения. Задачи для формирования каждого практического умения расписываются отдельно: умывание, одевание, прием пищи, уход за внешним видом и т.д.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных