Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование мотивации учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата к физическому самовоспитанию




 

 

Проблемой мотивации к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию занимались многие авторы [20; 21; 22; 23; 24]. Были предложены различные методики формирования мотивации, в основу которых была положена активация когнитивных процессов психики учащихся. Алешина Л. И. отмечала, что самыми важными факторами формирования мотивации учащихся к здоровому образу жизни являются качества личности педагога и содержание проводимых им занятий [24, с. 17]. Ильин Е. П. говорил о том, что важным фактором является моральная и эмоциональная поддержка учителя, постановка им перед учащимися своевременных целей и задач деятельности [25, с. 31].

До сих пор не представлена единая научная концепция о сущности явлений, которые побуждают человека к различным поступкам, то что формирует стиль его поведения в целом. Движущие силы поведения человека сводятся к понятиям: мотивация, мотив, желание, влечение, нужда, потребность, интересы, ценностные ориентиры. На первом месте всегда стоит потребность, которая может быт представлена в виде некой жизненной силы, которая побуждает живое существо к активности ради самосохранения и саморазвития. Вторичной является мотивация, которая возникает на базисе сформированного ранее опыта, она всегда носит познавательный характер [26, с. 16].

Мотив является соединяющим звеном между поведением и действующей мотивацией. В течение первых пятнадцати лет жизни у человека происходит формирование мотиваций и мотивов, затем скорость и продуктивность формирования их резко снижается, но все равно продолжается на протяжении всей жизни. Сама деятельность человека, его поведение и поступки мотивированы, т. е. существует совокупность мотиваций и мотивов, которые всегда дополняют друг друга. Основу любого действия определяет мотивационно-потребностная система, а степень ее сложности обусловлена наличием мотиваций и мотивов, которые всегда находятся в противоречии друг с другом [27, с. 9].

Мотивации классифицируют по основным группам: биологические, маргинальные и социальные. Биологические мотивации формируют потребность в пище, стабильность и нормирование условий жизни, потребностью сна. Маргинальные потребности включают в себя мотивации общения, познания, защитного поведения, потребность в активности. Третья группа социальных мотиваций включают в себя мотивации потребительского поведения, самоутверждения, саморазвития и самореализации, достижения цели и стремления к успеху, мотивация свободы. Эта группа самая сложная и спорная, но единым свойством этих мотиваций является то, что они взаимосвязаны с деятельностью человека (осознанной и целенаправленной), которая побуждает к достижению поставленных им самим целей и целей заданных с внешней стороны.

При рассмотрении механизма социальных мотиваций определено, что они имеют неврожденный характер, а их формирование происходит вследствие воздействия конкретных социальных условий, в которых живет человек. Отсюда напрашивается вывод, что ведущими условиями формирования социальных мотиваций являются социальные процессы и воздействия [28, с. 24].

Из представленного видно, что как таковая самостоятельная социальная мотивация сохранения здоровья на поведенческом уровне зачастую не выделяется.Скорее всего, мотивы сохранения индивидуального здоровья полифункциональны и зависят от разных мотивационных уровней. Это лишний раз подтверждает факт сложности, многокомпонентности самого феномена здоровья человека, а также особой проблематичности в формировании мотивации здоровьесберегающей жизнедеятельности, особенно у молодежи. Поскольку «агрессивное оздоровление невозможно», можно лишь надеяться на усиление средствами педагогики некоторых сторон жизненной активности учащихся, которые не будут явно противопоставлены общим принципам здорового существования.

В связи с интенсификацией и дисбалансом современных условий жизнедеятельности, приводящих к снижению потенциала здоровья населения, вызывают особый интерес факторы и условия повседневной жизни, которые можно использовать для целей здоровьесбережения учащихся средствами физической культуры.

В реальной педагогической практике большинство физкультурно-оздоровительных мероприятий не приводят к формированию у учащихся самостоятельной, мотивированной и устойчивой деятельности по самооздоровлению средствами физической культуры. Почему это так, кто или что является помехой в сохранении индивидуального здоровья, каковы возможные направления реализации здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий – вот вопросы, решению которых посвящены многие теоретико-практические исследования в области здоровьесбережения учащихся. Включение же психологических и социологических характеристик в исследование физической активности и здоровьесберегающей деятельности позволяет охватить некоторые важные реалии, связанные с предметностью данных видов человеческой деятельности [29, с. 23].

Суть в том, что интериоризация ценностей, связанных со сферой физической культуры и здоровьесбережением, порождается не столько самой физической активностью, сколько с помощью социально-психологических мотивов, приводящих к данной деятельности. Почему именно поведению, мотивации двигательной активности необходимо уделять столько общественного и личного внимания в проблеме оздоровления? Выделим лишь некоторые поведенческие причины здоровья/болезни.

Во-первых, поведение является одним из наиболее слабо изученных явлений в организационном и психологическом аспектах жизнеобеспечения урбанизированного, несбалансированного и сложноорганизованного бытия современного человека. Значение поведения в структуре факторов, формирующих здоровье человека, в последние десятилетия резко возросло в связи с поведенческой обусловленностью наиболее распространенных заболеваний, а также с особенностями образа, стиля жизни современной молодежи. Чем «цивилизованнее» внешне становится в целом человек, тем больше парадоксов наблюдается в его жизнедеятельности, тем менее предсказуемы его поведение и поступки.

По прогнозам экспертов ВОЗ общая тенденция в мире такова, что к 2020 г. на первое место выйдут болезни, связанные с нарушениями в психической сфере человека. Казалось бы, в современных неврогенных, рыночных условиях человек должен быть более всего заинтересован в сохранении своего здоровья, так как от этого зависит, в том числе, и его материальное благополучие. Но поскольку эта зависимость не явная и не прямая, а скорее сложная функция многих социально-биологических и экологических переменных величин, то здоровье как самоценность опосредовано ими и в сознании россиян еще не актуализировано (во всяком случае, до проявления явных признаков заболеваний) [30, с. 81].

В реальной социальной действительности стали чрезвычайно важны психологические качества личности (психологическая устойчивость, коммуникативность, активность, самостоятельность и т. п.), при этом невостребованными остаются двигательные показатели, физические качества. Ориентирами социальной успешности являются: материальное изобилие, престижность сферы деятельности, самоуверенность, возможность влиять на других и т.п. При этом психофизическое и нравственное здоровье, как правило, слабо учитывается. Оно актуализируется либо на макроуровне для выживания человека как вида, либо на микроуровне – индивидуальном, внутрисемейном, да и то когда имеется явное снижение соматических показателей здоровья. Поэтому молодой человек стремится к внешней социальной успешности в ущерб сохранению индивидуального психофизического благополучия, а зачастую занимается оздоровительной деятельностью уже вослед ослаблению организма, то есть реабилитационной и коррекционной физической культурой. Таким образом, здоровье сегодня в большей степени выступает «объектом эксплуатации, а его ценность становится всё более инструментальной» [31, с. 117].

Выявлено, что в настоящее время не существует специально разработанных и апробированных методик изучения мотивов занятий физической культурой и спортом у детей с нарушением интеллекта [26, с. 41]. Большинство описанных в литературе методов в качестве основного средства предлагают использование метода опроса в виде бесед и анкетирования с ранжированием вариантов ответа по значимости, что не соответствует особенностям психики детей с нарушением интеллекта. Представителями Международного Специального Олимпийского движения, предполагают, например, использование Спортивно-Мотивационной Анкеты (SMQ) [32, с. 31].

Подобных фундаментальных научно-исследовательских работ в области изучения и формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта, в доступной нам литературе и других информационных источниках, обнаружено не было, что подтверждает актуальность и своевременность разработки данной темы.

Двигательный опыт, приобретаемый учащимися в процессе школьного обучения, является основой их дальнейшей успешной социально-бытовой и трудовой деятельности. Формирование мотивов самостоятельных занятий должно протекать неотрывно от самого процесса осуществления деятельности, причем учителю необходимо обеспечивать каждому занимающемуся индивидуальный подход в обучении.

В соответствии с особенностями психофизического развития школьников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в качестве основы разработанной экспериментальной методики были использованы результаты научного исследования В. Б. Антипина (2007), который предложил способ формирования мотиваций к здоровому образу жизни посредством удовлетворения базовых потребностей учащихся в ходе изучения курса «Основы здорового образа жизни» и занятий физической культурой [33, с. 30].

Результатом применения нашей методики будет являться удовлетворение потребностей каждого учащегося в переживании удовольствия от процесса двигательной активности и уверенности в признании окружающими достоинств его личности, на основе которых будет возможно дальнейшее формирование у него мотивов к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию.

Основным каналом приобщения к здоровому образу жизни лиц с ограниченными возможностями являются занятия по основам безопасности жизнедеятельности и физической культурой, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст).

В структуре физической культуры все ее составляющие (физическое воспитание, физическая рекреация, оздоровительно-реабилитационная и фоновая физическая культура) находятся в неразрывной взаимосвязи. Их единство определяется прежде всего применением физического упражнения как основного средства и метода достижения цели. Названное единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой, где каждому структурному элементу присуща конкретная функция.

Физическая культура представляет учебную и научную дисциплину, изучающую теорию и методику применения специфических принципов, методов, приемов и средств физического воспитания для формирования у лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических и психических, функциональных, волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать и в целом повысить уровень качества своей жизни.

Слободяник, Н.П. выделяет четыре основных задачи, стоящие перед физическим воспитанием в специальных образовательных учреждениях [34, c. 26]:

• образовательные функции наиболее полно выражены при использовании достижений физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний, общефизическом развитии и укреплении здоровья людей вне зависимости от пола, возраста, степени физического развития, при создании основы для здорового образа жизни, при сдерживании процессов инволюции т. п.

• прикладные функции призваны использовать физическую культуру в системе подготовки к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда гипокинезии и гиподинамии).

• спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит главным фактором достижения максимальных результатов в реализации физических способностей.

• рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены при использовании физической культуры в сфере организации досуга и в системе специальных восстановительных мероприятий при утомлении, заболевании, травме.

Педагогические функции [35, c. 12]:

1. Учебно-познавательная функция. Для человека, имеющего ограниченные возможности двигательной функции, навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Необходимым результатом многолетнего физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и связанных с ним знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом, знаниями и возможностью использования их в практических условиях жизнедеятельности.

Важной стороной учебно-познавательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса.

2. Развивающая функция. Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы. От своих здоровых сверстников они отстают на 1-3 года.

Практика показывает, что отклонение в развитии в первую очередь приводит к нарушению координации движений.

Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств, исходя из посылок, что во-первых, все они тренируемы, во-вторых, развитие координационных способностей базируется на широком диапазоне разнообразных двигательных умений. Общепризнанно, что чем выше фонд двигательных умений, тем выше предпосылки для построения новых движений и преобразования их к потребностям жизни. В то же время освоение новых движений сопряжено с необходимостью развития физических качеств. Таким образом, формируется круг зависимости обучения и развития, отражающий их диалектическое единство и взаимосвязь.

3. Воспитательная функция. К воспитательной функции физического воспитания относятся лишь те ее проявления, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями Методика проведения урока, стиль поведения и профессиональные знания и умения учителя, организация взаимодействия учащихся, создание психологического климата определяют степень адаптации ребёнка к двигательной деятельности и успешности воспитания.

4. Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в физическом воспитании направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышения двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений у аномальных детей [36, с.13].

В работе с особенными детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционная функция является несравнимой по своему значению и объему.

Анализ государственных образовательных стандартов коррекционных школ показывает, что роль двигательной коррекции в развитии и воспитании аномального ребенка явно недооценивается, а подготовка педагога-дефектолога не предусматривает специализированного образования в сфере здорового образа жизни и физического самовоспитания.

Вместе с тем коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами физического воспитания на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку в соответствии с полом, возрастом, личностной ориентацией, мотивами, степенью и характером патологии, состоянием сохранных функций и пр. Есть все основания признать коррекционную функцию как специфическую функцию, как дисциплину в комплексе дисциплин, призванных осуществлять деятельность среди детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями [37, с.11].

Предпосылками к этому являются:

1) общность методологических концепций, базирующихся на знаниях психического и биологического функционирования организма с патологическими нарушениями;

2) один и тот же объект педагогической деятельности - аномальные дети с конкретными нарушениями в условиях двигательной, сенсорной, интеллектуальной депривации;

3) общая цель педагогической деятельности - формирование психологии равной личности, самостоятельности, возможности выбора, развитие потенциальных способностей, социализация и интеграция в обществе;

4) различия заключаются в путях достижения цели; если в дефектологии используются психологические средства и методы (психодиагностика, психокоррекция), то в адаптивном физическом воспитании – средства и методы активизации движений (обучение, развитие, коррекция), которые являются естественной потребностью и условием жизнедеятельности аномального ребёнка.

Жигорева М. В. в своей работе отмечает: «физическое воспитание детей, имеющих отклонения в развитии, должно иметь коррекционную и оздоровительную направленность. Отклонения в состоянии здоровья и физического развития не могут не влиять на умственную и физическую работоспособность этих детей» [38, с. 41].

А. А. Дмитриев отмечает, что детский организм обладает чрезвычайно большой пластичностью ЦНС. В нем все органы находятся в состоянии формирования, поэтому недостатки и аномалии развития следует рассматривать в динамическом аспекте. Педагогический подход к компенсации недостатков развития ребенка определяет целый ряд условий, соблюдение и выполнение, которых позволит эффективнее решать поставленные задачи. Следует отметить, что в основу физического воспитания детей, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, положены общедидактические принципы обучения и воспитания [39, с. 4].

Влияние занятий физической культуры на умственное развитие детей состоит в том, что произвольные движения, каковыми являются физические упражнения, выполняются при активном участии умственной деятельности. Благодаря ей, обеспечивается целесообразное планирование движений, анализ и коррекция хода их выполнения, конечная оценка двигательного действия. На основе умственной деятельности накапливается двигательный опыт. В произвольных движениях проявляется взаимосвязь между внутренней (психической) и внешней (физической) деятельностью, т. е. возникшие в сознании намерения реализуются во внешних двигательных актах [40, с. 74].

Специфика осуществления мероприятий по здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию в специальных образовательных учреждениях состоит в том, что такие основные задачи, как укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, формирование умений и навыков жизненно важных движений, развитие основных двигательных качеств, решаются путем преодоления или ослабления в физическом развитии двигательной функции, умственной деятельности аномальных детей. В связи с этим вся работа по формированию мотиваций к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию в специальных образовательных учреждениях призвана способствовать общему физическому и психическому развитию аномальных детей.

Система здорового образа жизни включает в себя занятия и мероприятия в режиме дня: утреннюю гимнастику, физкультурные паузы на учебных занятиях, упражнения и игры в свободное время.

В процессе формирования мотивации к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию применяются как общепедагогические средства (объяснение, рассказ, показ, моделирование и другие средства наглядности), так и средства физической культуры (физические упражнения, природные и гигиенические факторы).

Здоровый образ жизни благотворно влияет на психологическую устойчивость детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, повышает стремление получить образование, трудоустроиться, создать семью. Однако никакие указы и пожелания не заставят инвалида вести здоровый образ жизни, кроме его собственного стремления, осознанной мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

К факторам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, чередование труда и отдыха, соблюдение биоритмов, оптимальная двигательная активность, закаливание, отказ от вредных привычек, сознательная гармонизация собственного внутреннего мира, занятия физкультурой и спортом. Физкультурно-спортивная деятельность имеет своей целью не только совершенствование органов человеческой телесности, но и формирование телесно-духовного единства как здорового человека, так и лица с ограниченными возможностями.

Таким образом, здоровый образ жизни играет огромную роль для лиц с ограниченными возможностями. Здоровье человека детерминируется комплексом условий и факторов, знание которых необходимо для эффективного решения вопроса психолого-педагогического и социального риска, а также охраны здоровья любых социальных групп населения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных