Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Работа над шипящими звуками (продолжение).
Рис. 69. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Ш].
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200с.
3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
4. Рождествеская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
1.3. Работа над звуками [Л, Л’].
Этапы
| Содержание и приемы работы
| Подготови-тельный этап
| 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Л].
| 2. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «иголочка», «змейка», «качели» (с узким языком), «молоточек», «пароходик» и др.
| Постановка звука [Л]
| 1. Формирование артикуляционного уклада языка (упор узкого языка в верхние зубы, подъем задней части спинки языка, опущенные боковые края языка), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм).
· по подражанию,
· с помощью зонда при произнесении звука [Ы] или [А].
2. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
3. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
| Автомати-зация звука [Л]
| 1. В слогах типа: ЛА, АЛА, АЛ, ПЛА.
2. В словах:
· в начале: лак, лом, лук и т.п.
· в середине между гласными: мыло, голубь, яблоко и т.п.
· в конце: стол, мел, пенал и т.п.
· в стечении согласных: тарелка, облако, галстук и т.п.
· с двумя звуками [л]: плыл, полоскала и т.п.
3. Во фразах: Алла для Лады испекла оладьи и т.п.
4. В небольших текстах.
| Дифферен-циация звука [Л]
| В работу по дифференциации берут звуки [В], [j].
1. В сериях слогов: ВА-ЛА, ЛА-ВА-ЛА и т.п.
2. В словах
· в парах слов-квазиомонимов: лак-як, пол-пой и т.п.
· в словах, где встречаются оба звука: лайка, балалайка и т.п.
3. Во фразах: Лайка лаяла на луну.
4. В небольших текстах.
| Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
| Рис. 70. Этапы работы над звуком [Л].
Работа над звуками [Л, Л’] (продолжение).
Звук [Л’]
| Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Л]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Л]. Дифференциация [Л’] и звуков [В’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
| Рис. 71. Особенности работы над звуком [Л’].
Рис. 72. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Л].
Литература
1. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
1.4. Работа над звуками [Р, Р’].
Этапы
| Содержание и приемы работы
| Подготови-тельный этап
| 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Р].
| 2. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «чашечка», «моляр», «пулемет», «лошадка», «грибок», «гармошка», «фокус» и др.
| Постановка звука [Р]
| 1. Выработка сильной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам (при длительном произнесении звука [Ж]; при произнесении сочетания [ТШ]; при многократном произнесении звука [Д]).
2. Формирование артикуляционного уклада языка (подъем и приближение широкого кончика языка к верхним зубам и альвеолам), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм).
· по подражанию,
· с помощью зонда при произнесении звука [Ж] или многократном произнесении звука [Д].
3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
| Автомати-зация звука [Р]
| 1. В слогах типа: РА, АРА, АР, ДРА и т.п.
2. В словах:
· в начале: рак, роза, рука и т.п.
· в середине между гласными: баран, ворота, пирог и т.п.
· в конце: забор, сахар, помидор и т.п.
· в стечении согласных: трава, дырка, арбуз и т.п.
· с двумя звуками [р]: раскрасить, конструктор и т.п.
3. Во фразах: в зарослях грозно рычит тигр и т.п.
4. В небольших текстах.
| Дифферен-циация звука [Р]
| В работу по дифференциации берут звуки [Д], [j], [Л].
1. В сериях слогов: РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА и т.п.
2. В словах
· в парах слов-квазиомонимов: лак-рак, игра-игла и т.п.
· в словах, где встречаются оба звука: кораллы, крыло и т.п.
3. Во фразах: Карл у Клары украл кораллы.
4. В небольших текстах.
| Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
| Рис. 73. Этапы работы над звуком [Р].
Работа над звуками [Р, Р’] (продолжение).
Звук [Р’]
| Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Р]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Р]. Дифференциация [Р’] и звуков [Д’], [Л’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
| Рис. 74. Особенности работы над звуком [Р’].
Рис. 75. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [Р].
Литература
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200с.
3. Рождествеская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
1.5. Работа над звуками [К, К’, Г, Г,’ Х, Х’, j].
Этапы
| Содержание и приемы работы
| Звуки
[К, К’]
| 1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [Т, Т’] при многократном проговаривании слогов та-та-та или тя-тя-тя…
| Звуки
[Г, Г’]
| 1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’] на тактильной основе.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [Д, Д’] при многократном проговаривании слогов да-да-да или дяд-дя-дя…
| Звуки
[Х, Х’]
| 1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’], сопровождая их артикуляцию придыханием.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [С, С’] при длительное проинесение этих звуков в слогах са или ся.
| Звук
[j]
| 1. Постановка на основе временной замены звука [j] звуком [И] при произнесении сочетаний типа иа, аиа, ио, ои и т.п.
2. Постановка при помощи зонда от звука [З’] при длительное произнесение этого звука в слоге зя.
| Далее следуют этапы автоматизации, дифференциации К-Т, Г-Д, К-Г, Х-К К’-Т’, Г’-Д’, К’-Г’, Х’-К’, и закрепления звуков в самостоятельной речи.
| Рис. 76. Этапы работы над звуками [К, К’, Г, Г,’ Х, Х’, j].
Рис. 77. Применение зонда при механическом способе постановки
звука [К].
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|