Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности




 

1. В зависимости от уровня регулирования. В соответствии с разграниче­нием компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ го­сударственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ, регулирование — в пределах территории соответ­ствующего региона. Например, федеральные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).

2. В зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координа­ции) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствую­щие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

1) В государственном секторе экономики государство действует в ка­честве собственника, управляя государственным имуществом.

Важной правовой формой, которая используется для эффективно­го использования государственных средств, имущества является пла­нирование:

а) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП), а в субъектах РФ — утверждение органами вла­сти региональных целевых программ. Целевые программы подлежат финансированию за счет средств бюджета соответствующего уровня. На уровне Российской Федерации в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусматриваются средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год.

б) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) прива­тизации. В отношении государственного имущества проводится по­литика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является утверждаемый Правительством РФ на срок от одного года до трех лет прогнозный план (программа) при­ватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Федеральному агентству по управ­лению государственным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях привати­зации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе это решение принимается им, а не Прави­тельством РФ.

в) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия.

2) Суть общего государственного регулирования заключаются в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предпри­ятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке («правила игры»), соблюдение которых проверяется компетентными государ­ственными органами (лицензирование, обязательная сертификация то­варов, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и пр.).

Исполнение предъявляемых к предпринимателям требований обес­печивается деятельностью органов исполнительной власти, правоох­ранительных органов.

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпри­нимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового Учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адре­сованных конкретным предпринимателям.

Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включал субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы налоговые кредиты, государственная помощь виде субсидий, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализа­ции инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство регион, муниципальное образование заинтересованы, и пр.).

4. В зависимости от вида деятельности. Специфика вида деятель­ности учитывается в процессе государственного регулирования, на­пример, особенности сельскохозяйственного производства, под­верженного влиянию стихийных явлений природы, особенности научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, слож­ности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в го­сударственной поддержке.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между го­сударством и предпринимателями различается воздействие через право­субъектность и в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые госу­дарством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий — совершать действия во ис­полнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных