Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИНЦИП КОРРЕКЦИИ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ




Для учащихся-олигофренов характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных пси­хофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормаль­ному развитию: одни из них значительно отличают ученика-дебила от ученика с нормальным интеллектом, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку. Например, между учащимися вспомогательной и массовой школы одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно-логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно-следственных связей), но эта разница значительно сокра­щается в отношении наглядно-действенного мышления. Подросток-дебил довольно ограничен в своих возможнос­тях формирования таких черт личности, как широта ин­тересов и духовных потребностей, мировоззрение, но мо­жет не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других положительных качеств личности. У большинства учащих­ся вспомогательной школы отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию.

Таким образом, психофизические особенности умствен­но отсталых школьников-дебилов таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны развития личности. Это положение в принципе позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся вспомогательной школы по двум совершено различным направлениям.

Одно из них предполагает, что в трудовом обучении воспитании нужно опираться в основном на более сохранные способности умственно отсталых учащихся. Но поскольку без специального обучения таких способностей оказывается, то считают, что выпускники вспомогательных школ могут быть подготовлены лишь к элементарным видам труда. Коррекционное направление трудового обучения и во(питания ставит перед учителем более трудные задачи. Целесообразность коррекционного трудового обучения и воспитания вытекает из особенностей построения трудов! деятельности человека. Способность школьника успешно овладевать приемами труда и самостоятельно выполняв трудовые задания в основном определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен ос) знать цель предстоящей деятельности, условия ее выполнения, в соответствии с целью и условиями разработать план своих действий, мысленно контролировать выполняемые действия и результаты труда. Такое построение трудовой деятельности и содержание ее этапов в принци­пе является самым продуктивным и в то же время харак­терным для труда человека. Оно позволяет не только вы­полнять привычную работу, но и правильно реагировать на все изменения целей и условий труда. Какая-либо дру­гая организация трудовой деятельности, исключающая специфические для человеческого труда процессы или сни­жающая их роль, всегда будет менее рациональной и по­зволяет выполнять лишь механически заученные простей­шие операции.

В настоящее время на некоторых предприятиях еще существует однообразный труд, и это дает возможность устраивать на работу слабо подготовленных выпускников вспомогательных школ, но перспективы у такого труда нет, так как технический прогресс неуклонно ведет к заме­не трудоемких ручных операций трудом машин и повыша­ет уровень интеллектуальных требований к работникам всех специальностей.

Совершенно очевидно, что подготовку учащихся вспо­могательной школы к простейшей механической работе нельзя считать оправданной, если есть возможность пол­ноценно готовить их к труду более сложному.

Опыт передовых учителей ряда вспомогательных школ и научные исследования показывают, что, несмотря на значительные недостатки мышления и речи умственно от­сталых учащихся, опора в организации трудового обуче­ния и воспитания на эти функции дает более высокие ре­зультаты, чем всякие попытки обойти возникающие при этом трудности.

Активизация и совершенствование специфических для человеческого труда психических процессов позволяют поднять трудовую деятельность учащихся вспомогатель­ной школы на более высокую ступень развития.

Таким образом, исправление недостатков, свойственных умственно отсталым учащим­ся, можно рассматривать как наиболее эф­фективный путь решения учебно-воспита­тельных задач.

Коррекция характерных для умственно отсталых уча­щихся недостатков в трудовой деятельности— задача спе­цифическая. Решение коррекционных задач во вспомога­тельной школе происходит одновременно с другими (неспе­цифическими) задачами обучения и на том же учебном ма­териале также остается важной. Однако, исходя из психофизических особенностей умственно отсталых учащихся, на первый план выдвигается задача подготовки к самостоятельному труду. Вспомогательная школа должна обеспе чить определенный уровень развития их трудо в ой деятельности, который бы позволял работах на массовых (не предназначенных для инвалидов) производственных предприятиях. Успешность достижения этой цели во многом зависит от того, как осуществляется коррекционная направленность обучения.

В содержание учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками входят общекоррекционные задачи, связанные с преодолением характерных для все учащихся интеллектуальных недостатков, и задачи индивидуальной коррекции, обусловленные другими нарушениями (двигательной сферы, динамики нервных процессов поведения).

Решение общекоррекционных задач подробно рассматривается в данном пособии и другой литературе для учителей трудового обучения вспомогательных школ. Вопросы индивидуальной коррекции к настоящему времени освещены гораздо меньше. Обобщение и накапливание опыта коррекционной работы с отдельными школьниками существенно зависят от определения типов учащихся — олигофренов, т. е. от создания педагогической типологии учащихся. Тип учащегося характеризуется совокупностью особенностей его деятельности в процессе трудового обучения. Выявление этих особенностей основано на анализе развития свойств трудовой деятельности, относящихся к разным ее сторонам.

Свойства целевой стороны трудовой деятельности характеризуют процессы усвоения знаний, осмысления трудовой задачи, ориентировки в ней, планирования работы. Исполнительная сторона охватывает особенности использования учащимися ранее усвоенных алгоритмов (правил)! действий, двигательной сферы, самоконтроля. Изучений энергетической стороны трудовой деятельности выявляет уровень утомляемости школьника, его мотивацию, эмоционально-волевые особенности и нейродинамические нарушения, связанные с энергетикой организма. Тип учащегося определяется путем комплексной оценки педагогом возможностей школьника в труде.

Задачи индивидуальной коррекции решают путем дифференцированного подхода к учащимся. Во вспомогательной школе особенно важен такой подход к отстающим учащимся. Большая часть методов и приемов дифференциро­ванного подхода предназначена для исправления опреде­ленных недостатков трудовой деятельности. Но часть из них имеет более широкое значение и не связана с кон­кретными особенностями школьников. Это неспецифичес­кие методы дифференцированного подхода. Их применя­ют для создания в учебно-трудовой группе условий, по­могающих отстающим учащимся лучше воспринимать пе­дагогические воздействия. Например, формирование до­брожелательного отношения к отстающим учащимся, осуждение коллективом негативных поступков, стимули­рование взаимоответственности и взаимопомощи и т. п.

Специфические методы и приемы дифференцированно­го подхода учитывают определенные индивидуально-типи­ческие свойства школьников. Например, для учащихся с более низким уровнем интеллекта — применение нагляд­ной опоры при устном ответе или упрощение плана вы­полнения трудового задания; для школьников с нарушени­ем работоспособности — временное переключение на дру­гую работу, организация физкультпауз, использование кружковой работы для повышения интереса к урокам тру­да; учащимся с двигательными нарушениями предлагает­ся более расчлененное овладение трудовыми действиями, использование приспособлений со срочной сигнализацией о правильности движений и т. п.

Учебные занятия необходимо строить с учетом задач дифференцированного подхода и к отстающим, и к опере­жающим в обучении школьникам. Сложной задачей явля­ется нахождение времени в ходе урока для дополнитель­ной работы учителя с отстающими учащимися.

Осуществление такой помощи без ущерба для основной группы во многом зависит от содержания инструктажа учащихся перед началом работы (от уровня проведения подготовительного занятия). Правильно организованный ин­структаж позволяет большинству учащихся дольше рабо­тать самостоятельно, не допуская ошибок. Тем самым у учителя появляется возможность больше затрачивать вре­мени на индивидуальную работу с отстающими.

Перечень педагогических средств, с помощью которых могут быть преодолены или уменьшены индивидуально-типические недостатки учащихся вспомогательной школы, постоянно пополняется благодаря творчеству педагогов и может быть практически безграничным.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных