Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ




Правильная организация учебной мастерской в большой мере способствует эффективной подготовке учащихся к труду. Наличие необходимого оборудования, его специальное размещение и использование — все это воспитывает у школьников трудовую культуру, чувство уважения к занятиям в мастерской, повышает производительность их труда.

Учебные мастерские вспомогательных школ в час соблюдения правил безопасности и гигиены труда подчиняются тем же требованиям, что и мастерские массовых школ. Поэтому сведения о гигиенических нормах и правилах безопасности учитель труда вспомогательной школы может получить из литературы, предназначенной дляучителей труда массовых школ.

Ниже рассматриваются главным образом те требования к оборудованию учебных мастерских и его использованию, которые обусловлены особенностями трудового обучения умственно отсталых учащихся. Эти особенности характеризуются возрастом учащихся, занимающихся в мастерской, наполняемостью учебных групп, объемом и распределением учебного времени и т. п. Например, мастерские вспомогательных школ должны быть приспособлю для обучения школьников, разных по возрасту: IV класс - | 10—11 лет и VIII—IX—15—16 лет.

В учебных мастерских вспомогательной школы осуществляется как практическое, так и теоретическое обучение труду.

Главная особенность организации учебных мастерских вспомогательной школ вытекает из необходимости решения коррекционных задач обучения. Практика показывает, что в организации и оборудовании мастере необходимо предусмотреть возможность развития не просто трудовых двигательных навыков, но и умственных действий учащихся.

Оборудование мастерской в соответствии с его назначением состоит из трех участков: классного, ручной работы и машинной работы.

Специфика организации учебных мастерских вспомо­гательной школы в наибольшей мере проявляется в наличии и оборудовании классного участка. Здесь учащиеся получают трудовое задание, выполняют черте­жи, эскизы, технические рисунки будущих изделий, вы­кройки, аппликации, делают записи в рабочих тетра­дях и т. п. Правильно оборудованный классный участок создает наиболее благоприятные условия для усвоения теоретического материала учащимися.

Одно из основных назначений классного участка за­ключается в создании условий для обучения школьников мысленному проделыванию той работы, которую затем предстоит выполнить практически.

Процесс обучения, осуществляемый на классном уча­стке, наиболее сложный и ответственный; поэтому к обо­рудованию классного участка предъявляются особые тре­бования.

Теоретические занятия по труду, если они проводятся пне мастерской (например, в классе), дают гораздо мень­ший эффект, чем те же занятия на классном участке, так как для учащихся вспомогательной школы особенно важ­но, чтобы не было разрыва между теоретическим обуче­нием и практической предметной деятельностью. Такой разрыв недопустим не только в содержании, но и в орга­низации обоих видов деятельности. Попытки преподава­ния во вспомогательной школе спецтехнологии в отрыве от практических занятий в мастерских приводили к тому, что школьники плохо усваивали многие теоретические во­просы учебной программы.

Низкий эффект в преподавании теоретического мате­риала можно объяснить прежде всего тем, что знания, приобретенные учащимися на уроке, не закрепляются на практике. Чаще всего это бывает тогда, когда теоретичес­кие занятия проводятся не в мастерской, а в другом по­мещении (например, в классной комнате, где обычно про­ходят уроки по другому предмету). Чтобы не нарушать Школьный распорядок, в этом случае учитель вынужден на изучение вопросов теории отводить не менее одного учебного часа. Но для эффективного восприятия учебного материала умственно отсталыми учащимися этого врем! ни часто оказывается слишком много.

Классный участок мастерской облегчает дифференцированный подход в обучении школьников. Например, более способные учащиеся, выполнив графическую часть задания, могут приступить непосредственно к практически работе. Учитель в это время, продолжая заниматься с отстающими, может видеть всех учащихся группы. В ряде случаев учителю приходится несколько раз в течение занятия проводить дополнительный инструктаж учащихся чередуя демонстрацию трудовых приемов с объяснение учебного материала. В ходе проведения теоретически части занятия на классном участке мастерской учитель может в любой момент использовать станки, приспособления и другое оборудование в качестве наглядных пособий.

В мастерской, где нет классного участка, учителю трудно демонстрировать образцы изделий и некоторые другие средства наглядности одновременно всем учащимся, проверять усвоение знаний, проводить беседу по определении последовательности изготовления изделия.

Классный участок состоит из рабочего места учителя; и посадочных мест учащихся.

Для посадочных мест используется полукруглый стол (или двухместные столы) и стулья со спинками. Посадочные места учащихся располагаются непосредственно у стола учителя.

На рабочем месте учителя находится классная доска, киноэкран, демонстрационный щит, письменный стол (слесарной, столярной, картонажно-переплетной и обувной мастерских, кроме письменного стола, должен быть верстак), шкаф для хранения наглядных дидактических пособий и принадлежностей для выполнения чертежей на классной доске.

В стол учителя встроена проекционная аппаратура (диапроектор, кодоскоп), позволяющая с помощью зеркала проецировать изображение на экран, находящийся на классной доске. Крышки столов учителя и учащихся должны находиться от пола на одном уровне.

К рабочему месту учителя относятся также шкаф для хранения чертежного инструмента, тетрадей (альбомов); учащихся.

Классный участок в помещении мастерской располага­ют так, чтобы естественный свет падал на столы учащихся с левой стороны. Оборудование классного участка должно быть.простым по конструкции и удобным в эксплуатации. Очень важно, например, чтобы классная доска была площадью не менее 6 м2, т. е. раскладная или раздвижная. Это позволяет выполненные на ней рисунки, чертежи и тексты демонстрировать учащимся одной группы на нескольких занятиях. Когда проводятся занятия с другой группой, участок доски, занятый текстом, рисунками и чертежами, учитель завешивает шторкой или закрывает створкой.

Классная доска оснащена прижимами для навешива­ния плакатов. Рядом с классной доской располагается касса для демонстрации табличек с новыми словами.

Важный элемент оборудования классного участка — демонстрационный щит. Он предназначен для показа самых различных пособий (от плакатов до объемных макетов значительных размеров), но основное его назначе­ние— работа с инструкционными и технологическими кар­тами.

Ориентировочные размеры щита—1,2 м (ширина) и 1,4 м (высота). Однако эти размеры зависят от профиля мастерской.

В работе с учащимися IV—V классов целесообразно использовать горизонтальную рейку, на которой ставятся элементы технологической карты. Рейку делают подвиж­ной: при необходимости она сдвигается по классной доске вверх и вниз.

Элементы технологической или операционной карты (надписи, рисунки, чертежи, предметные образцы, фото­графии), выполненные на отдельных табличках, должны независимо от их. размеров легко и в любом порядке кре­питься на щите (рейке) и сниматься с него.

Для крепления пособий на щите используется ряд спо­собов (электрические или постоянные магниты, пружин­ные зажимы, полочки и т. п.). При наиболее простом спо­собе крепления по всей поверхности щита в шахматном порядке на расстоянии 100 мм сверлят сквозные отвер­стия и крепление осуществляется с помощью деревянных или металлических стержней диаметром 4—5 мм. Щит может навешиваться рядом с классной доской, передви­гаться (на роликах) по направляющим или являться частью раздвижной (раскладной) классной доски. На рисунке 1, а показан демонстрационный щит с магнитным креплением металлических предметов. Неметаллические предметы крепятся с помощью деревянных или металли­ческих стержней, которые вставляются в отверстия, рас­положенные по всей плоскости щита. Большие предметы ставятся на откидывающийся внизу щита столик и передвигается по направляющим классной доски вправо и влево. С помощью рычажного устройства (типа фотографа) он может придвигаться непосредственно к посадочным местам учащихся (рис. 1, б).

Часть классной доски необходимо разлиновать.

В зоне классного участка не должно быть предмета отвлекающих внимание учащихся от учебного материал. Наглядные пособия, располагающиеся в зоне классного участка, должны быть только по изучаемым темам.

Организация рабочего места учителя и классного участка во многом зависит от инициативы преподавателя. Практика показала, что в мастерских вспомогательной школы очень удобен полукруглый (точнее, полуовальный стол (рис. 2, а, б). В столярной и слесарной мастерской полукруглый стол делают более узким. Внутри полукруга (полуовала) помещают стол и верстак учителя.

Участок ручной работы. На этом участке расположен рабочие места учащихся, предназначенные для выполнения ручных операций.

Оборудование участка ручной работы во многом определяется видом труда. Однако существуют общие положения, которые следует учитывать независимо от простой мастерской. Например, рабочие места учащихся должны быть индивидуальными. Многоместные верстаки (рабочие столы), а мастерских вспомогательной школы применят нецелесообразно, так как при значительной разнице в паре работы одни учащиеся будут мешать другим. Индивидуальные рабочие места позволяют создать лучшие условия работы для умственно отсталых учащихся.

Верстаки, рабочие столы и сиденья к ним должны регулироваться по росту учащихся. Верстаки и рабочие столы регулируют по росту за счет подъема и опускаются крышки, тисков, а не путем применения подставок для ног учащихся.

Верстаки, предназначенные для работы стоя, оборудуют откидными сиденьями, которые служат для выполнения операций.

Инструменты, применяющиеся в учебной мастерской делятся на две группы: индивидуального и общего пользования.

Набор инструментов первой группы предназначен для учащихся разных классов, работающих на одном рабочем месте. Эти инструменты нумеруют в соответствии с номерами рабочих мест.

Инструмент общего пользования не закрепляют за рабочими местами, так как он в работе используется реже (дрели, штангенрейсмусы, резьбонарезной инструмент, пилы, калевки и т. п.).

Инструмент общего и индивидуального пользования хранится в инструментальных шкафах по типу открыто выкладки (рис. 3 и 4). Такие шкафы могут иметь отделения для наборов инструмента индивидуального пользования к каждому рабочему месту или такой инструменты размещают в укладках с гнездами (кассах) общего инструментального шкафа. Количество инструментов соответствует числу гнезд в укладке. Кассы с инструментом располагают таким образом, чтобы учащимся было легче взять чаще употребляемые орудия труда.

Хранение инструмента по типу открытой выкладки соблюдение установленных правил его применения учащимися важно не только для поддержания порядка вмастерской и сбережения инструментов. Главная цель которая достигается при этом во вспомогательной школе, состоит в создании условий для развития общетрудовых умений школьников. Например, выполняя правило по пред­варительному подбору всего нужного на предстоящее занятие инструмента, учащийся должен продумать содержа­ние трудового задания. Такие действия для умственно от­сталых школьников служат дополнительными упражнения-, ми в планировании своей работы.

На каждом рабочем месте учащихся должны быть лот­ки (готовальни) для хранения инструмента во время ра­боты.

Шкаф (или шкаф-стеллаж) для хранения незакончен­ных работ учащихся имеет отделения, предназначенные для изделий каждой учебно-трудовой группы. Такие от­деления шкафа целесообразно разделить перегородкой по­полам с таким расчетом, чтобы хранить незаконченные изделия по бригадам.

В учебной мастерской '(если позволяет площадь) или рядом с ней, как правило, расположена постоянно дейст­вующая выставка (рис. 5) изделий, изготовленных учащи­мися разных учебно-трудовых групп. Под каждым изде­лием должна быть этикетка, на которой указаны класс, фамилия, имя учащегося, данные о затраченном на изго­товление изделия времени.

Участок машинной работы. В процессе трудового обу­чения во вспомогательной школе широко используется не только учебное (изготовленное специально для школ), но и производственное станочное (машинное) оборудование. Наличие производственного оборудования в учебных ма­стерских вспомогательной школы обязательно, так как иначе нельзя подготовить школьников к работе в услови­ях современного производства. Однако в учебных мастер­ских вспомогательной школы устанавливают только такие станки, которые по своим размерам, условиям обслужи­вания и назначению соответствуют задачам и особеннос­тям обучения умственно отсталых учащихся. Необходимо помнить, что на станках повышенной опасности школьни­кам работать нельзя.

При решении вопроса о дополнении мастерских ста­ночным оборудованием по сравнению с имеющимся типо­вым перечнем школьного оборудования учитывают направ­ление трудовой подготовки учащихся IX—X классов. На­пример, в слесарной мастерской вспомогательной школы, кроме станков, предусмотренных указанным перечнем, ус­танавливают револьверный станок потому, что часть уче­ников X класса проходит подготовку по специальности «токарь-револьверщик».

От оснащенности мастерских станочным оборудовани­ем во многом зависит эффективность трудовой подготов­ки учащихся. Однако правильно расположить оборудова­ние можно только там, где позволяет площадь помеще­ния. Рекомендации в отношении площади помещений учеб­ных мастерских в расчете на минимально достаточное ко­личество единиц оборудования (вместе с классным участ­ком) и 10 рабочих мест учащихся приведены в табли­це 2.

При расстановке оборудования необходимо убедиться в том, что станки, верстаки не загораживают входы и вы­ходы мастерской. Из основного помещения мастерской должен быть проход в подсобное (вспомогательное), где находятся умывальник на два крана, шкафы для верхней одежды и шкафы или вешалки для рабочей одежды учащихся. Если в подсобном помещении нет возможности разместить шкафы или вешалки для одежды, то их раз­мещают у внутренней стены помещения мастерской. Обо­рудование во всех зонах мастерских необходимо размес­тить рационально, а его покраска должна отвечать тре­бованиям технической эстетики. Большое внимание сле­дует уделить хранению материала и запасного инструмен­та. На рисунке 6 показан способ хранения материала в подсобном помещении слесарной мастерской. Правильное расположение оборудования в мастерской и четкий по­рядок хранения. материалов и инструментов позволяют высвободить полезную площадь, сокращают потери учеб­ного времени, повышают культуру труда учителя и уча­щихся.

Умелая организация работы школьной мастерской, по­стоянное поддержание заведенного в ней порядка воспи­тывают у школьников положительные качества личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных