ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯНа теоретических занятиях школьники знакомятся с различными материалами, техническими процессами, инструментами и приспособлениями, станками и новыми технологическими операциями. Основная цель теоретических занятий — формировать технические знания, которые необходимы в труде. Сведения, полученные школьниками на теоретических занятиях, затем дополняются и углубляются на подготовительных занятиях и в процессе выполнения программных практических работ. Технические сведения, изучаемые на уроках труда, ориентировочно можно разделить на две группы. К первой группе относятся сведения, которые используются учащимися непосредственно в практической работе. Например, чтобы правильно применять тот или иной вид клея, нужно знать свойства различных видов клея: какие материалы они склеивают? Как «схватывают»? При каких условиях и через какое время затвердевают? И т. п. Ко второй группе относятся сведения, которые учащиеся непосредственно в труде не используют, по их усвоение способствует расширению технического кругозора. Между техническими сведениями этих групп постоянно прослеживается взаимосвязь. Более широкий технический кругозор, полученный за счет сведений второй группы, помогает школьникам лучше усваивать сведения первой группы. Например, ознакомление учениц с технологическими процессами ткацкой фабрики (сведения второй группы) существенно облегчает формирование знании о свойствах тканей, т. е. знаний, которые непосредственно применяются в швейном деле. Эффективность усвоения теоретического- материала во многом зависит от того, как построена обращенная к учащимся речь учителя. На уроках "груда учитель рассказывает, приводит те или иные доводы при объяснении, беседует с учащимися, делает им указания и замечания, задает вопросы. Одна из особенностей умственно отсталых учащихся состоит в нарушении их речи. Речевые нарушения создают трудности в восприятии и понимании речи, обращенной к ним. Во вспомогательной школе к речи учителя предъявляются особенно серьезные требования, так как она служит образцом для учащихся. Назовем основные из этих требований. 1. Излагаемый учебный материал по своей сложности и объему должен быть доступным для данной группы учащихся. 2. Объяснение и рассказ не должны быть перегружены большим количеством новых понятий. 3. Новый учебный материал должен быть всегда увязан с усвоенным ранее, так как учащиеся вспомогательной школы мало способны находить эти связи без посторонней помощи. 4. Речь учителя должна быть четкой, логически последовательной, интересной и эмоциональной. Следует избегать многословия. 5. Эффективность объяснения или рассказа учителя значительно повышается, если он использует наглядные средства обучения. В усвоении теоретического материала учащимися вспомогательной школы особенно существенную роль играет повторение. Учебные программы построены так, чтобы усвоение новых технических сведений проходило на основе изученного теоретического материала. Поэтому необходимо последовательно возвращаться к темам, которые изучались ранее. Система повторения учебного материала должна быть отражена в тематических и поурочных планах учителя. Придавая большое значение повторению технических упражнений, нельзя не отметить ошибочность действий учителей, которые, надеясь на повторение, не стремятся сформировать у школьников первоначальные знания по той или иной теме. В учебных программах по труду для вспомогательной школы теоретический материал чаще всего включен ] содержание комплексных и технологических тем. В эти; случаях технические сведения изучаются в ходе комбинированных занятий, когда одна часть занятий посвящен! теоретическим вопросам, другая — практической работе. В программы старших классов по некоторым вида труда включены темы, целиком посвященные теоретическим вопросам (теоретические темы). Например, «Круглые лесоматериалы и пиломатериалы», «Правила без опасности в цехах швейной фабрики и на рабочих местах». Общее число таких тем невелико. На каждую из нихотводится 4—8 учебных часов; однако это не означает, что указанное время следует целиком посвятить рассказу ил беседе. Каждое занятие по теоретической теме включай и практическую деятельность учащихся в мастерской ил! экскурсию. Содержание практической деятельности может быть различным в зависимости от темы. В одних случаях это лабораторные работы и некоторые виды упражнений, в других — практические работы по изготовлений изделий. Изучение орудий труда. К орудиям труда, с которым учащиеся встречаются в учебных мастерских, относятся инструменты, приспособления, станки и машины. Изучение орудий труда складывается из двух этапов. Первый этап — знакомство с назначением и применением орудия Объясняя назначение конкретного орудия труда, учитель рассказывает о технологических операциях, которые могут выполняться с его помощью, показывает практическое выполнение этих операций.. Одно и то же орудие нередко может быть использовано в разных условиях различных видах труда, в машинных и ручных приемов работы). В этом случае учитель рассказывает о вариантах применения данного орудия труда. Например, спиральное сверло применяется при сверлении вручную при станочном сверлении (на сверлильных и токарни станках). Название орудия учитель записывает па классной доски или показывает школьникам соответствующую карточку па стенде «Новые слова», обращая их внимание трудные для написания и произношения слова. Но встречаются сложные технические термины, то учащиеся несколько раз повторяют их вслух. В конце объяснения учитель предлагает учащимся записать новые слова в рабочие тетради или в специальные словарики. При изучении инструментов и приспособлений необходимо различать случаи, когда учащиеся совершенно незнакомы с новым орудием труда или им что-то известно из занятий в предыдущих классах (например, из уроков труда в I—III классах). В первом случае необходимо подробно рассказать о назначении орудия труда и показать приемы работы с его помощью, а во втором — прежде всего выявить имеющиеся у учащихся знания путем постановки вопросов, дополняя и уточняя их ответы. В любом случае учитель показывает учащимся орудие труда в натуре. Рисунки, схемы или макеты могут служить лишь дополнительными средствами наглядности. Учащиеся вспомогательной школы с большим трудом могут классифицировать орудия труда, т. е. относить их по каким-либо существенным признакам к определенным группам. Поэтому в ходе изучения орудий труда очень важно каждый раз подчеркивать их принадлежность к той или иной группе. Например, изучая столярный инструмент— шпунтубель, учитель напоминает учащимся, что он входит в группу строгальных инструментов (так же как рейсмус — в группу разметочных, наградка — в группу пильных и т. п.) и что инструменты этой группы предназначены для строгания и работают по одному принципу. Следующий этап в изучении инструментов и приспособлений—-знакомство с их конструктивными особенностями, знание которых помогает учащимся успешнее работать, применяя инструменты и приспособления строго по назначению. Кроме того, изучая конструкции инструментов и приспособлений, ученики приобретают умения анализировать предметы. Такие умения им необходимы в практической работе (например, для анализа устройства образца изделия, которое предстоит изготовить). При изучении устройства инструментов целесообразно сначала выделить их основные части, затем—элементы этих частей. Необходимо научить школьников называть основные части инструментов в определенном порядке. Например, центровое столярное сверло — перка состоит из режущей головки, стержня и хвостовика (рис. 11). Каждая из названных частей имеет свое назначение и сиг кип из элементов. Завершая изучение устройства инструментов и приспособлений, учитель объясняет, из каких материалов они изготовлены. Для учащихся младших классов, которые еще мало знают о свойствах металлов и других материалов, достаточно дать общие характеристики материалов. Основное внимание при этом необходимо обратить на то, чтобы учащиеся запомнили главные свойства и названия! материалов. Например, изучая стамеску, применяемую в столярном деле, учащиеся V класса должны запомнить что стамески изготовляют из прочной и твердой стали. При ознакомлении учащихся с материалами, из которых изготовлены изучаемые инструменты и приспособления, целесообразно выполнить ряд практических пробы (испытаний материалов на удар, сжатие, изгиб, проба напильником и т. п.). Важную роль в изучении устройства инструментов и приспособлений играют такие средства наглядности, как; технические рисунки, выполненные в крупном масштабе.; Наглядное изображение особенно помогает при изучении'; инструментов, имеющих небольшие размеры или элемент ты сложной конфигурации. Используя рисунки инструментов, необходимо учитывать, что учащиеся вспомогательной школы с трудом воспринимают изображения предметов на плоскости. Этот недостаток особенно ярко выражен в младших классах (!—IV). Поэтому к наглядным пособиям в виде крупноформатных технических рисунков, предназначенных для учащихся вспомогательной школы, предъявляются особые требования. Прежде всего изображения должны быть четкими и хорошо передавать объемность предметов. Совершенно недопустимы плакаты, перегруженные различными по форме и размерам изображениями. Кроме наглядных изображений, при изучении инструментов и приспособлений можно использовать макеты. Макет, как и технический рисунок, применяют в тех случаях, когда изучение натурального образца предмета недостаточно или невозможно. Для показа скрытых частей (элементов) применяют разъемные или прозрачные макеты, изготовленные из оргстекла. Так же как и технический рисунок, макет не заменяет натуральный образец инструмента, а служит в качестве дополнительного средства наглядности. Образцы небольших по размеру инструментов (приспособлений) могут быть использованы при изучении их устройства как раздаточный материал. Однако в этом случае необходимо четко организовать деятельность учащихся, так как, имея на каждом столе классного участка инструменты, учащиеся могут отвлекаться от поставленной перед ними учебной задачи. Например, перед тем как раздать инструменты учащимся, учитель может направить их внимание в нужное русло следующим образом: «Я буду называть части сверла, а каждый из вас должен показать ту часть, которую я назвал. Показывать нужно так, чтобы можно было проверить правильность ваших действий». Такой предварительный инструктаж не только направляет внимание учащихся, но и помогает им лучше понять порядок изучения инструмента. Иногда учителя труда предлагают учащимся изобразить инструменты в рабочих тетрадях. Такой прием не всегда оправдывает себя прежде всего потому, что умственно отсталые учащиеся, как правило, рисуют медленно и в результате теряется много учебного времени. Более эффективной может оказаться работа учащихся по готовому контурному рисунку в тетрадях с печатной основой или выполнение такого рисунка по шаблону. Получив карточку-задание с контурным рисунком инструмента, школьники дополняют изображение и подписывают названия частей. Таким образом, последовательность изучения орудий труда в условиях вспомогательной школы может быть следующей: 1. Ознакомление учащихся с назначением и применением орудий труда. Отнесение орудия к определенней группе. 2. Объяснение устройства и назначения основных частей. Выделение элементов в основных частях. 3. Формирование понятий о взаимосвязи и взаимодействии деталей в механизмах, станках и машинах. Придерживаясь такой последовательности и широко применяя различные формы и методы обучения, можно сформировать у школьников устойчивые представления об орудиях труда, применяющихся на современных промышленных предприятиях. Изучение производственных технологических процессов и свойств материалов. На этих занятиях решается главным образом задача приобретения учащимися профессиональных знаний, необходимых для непосредственного участия в производственном труде по той или иной специальности. В ходе ознакомления учащихся с производственными технологическими процессами учитель использует комбинированный метод рассказа — с объяснением, демонстрирует диафильмы и кинофильмы, учебные таблицы, проводит экскурсию на предприятие. Продолжительность рассказа-объяснения должна быть небольшой, в младших; классах — от 5 до 10 мин, в старших классах — до 15 мин Для активизации внимания учащихся и закрепления; в их сознании технических понятий учитель ставит перед ними ряд вопросов, большинство из которых может быть! наводящими. Рассмотрим пример изучения производственного технологического процесса на уроке столярного дела в У классе (III четверть) по теме «Заготовка древесины». В соответствии с тематическим планом на первом занятии учитель знакомит учащихся с вопросами: части дерева, валка и транспортировка поваленных деревьев, пилорама, ее устройство и работа. Остановимся подробнее на методике проведения этого занятия. После объявления темы занятия учитель предлагает ученикам проследить начало пути, который совершают столярные материалы (доски, бруски), прежде чем попасть в школьную мастерскую. Обратив внимание школьников на учебную таблицу «Части дерева» (без подписей), учитель предлагает им исполнить названия частей дерева (учебный материал II и III классов). Чтобы учащиеся быстрее смогли вспомнить названия частей дерева, учитель показываете, эти части, но не называет их. По мере того как ученики вспоминают и называют части дерева, учитель помещает на классной доске таблички с соответствующими названиями. После повторения названий частей дерева учитель задает учащимся вопрос: «Какая часть дерева используется для изготовления брусков и досок?» Как правило, школьники правильно отвечают на этот вопрос. Далее учитель рассказывает о валке леса, демонстрируя рисунки и фотографии, на которых запечатлены эти операции, и объясняет получение бревен. Следующая задача занятия состоит в уточнении понятия «древесина». С этим понятием учащиеся встречались и ранее, при изучении тем, связанных с пилением и долблением деревянных заготовок, однако в V классе еще часто путают слова «дерево» (растение) и «древесина» (материал, полученный из дерева). Чтобы закрепить это понятие, учитель спрашивает,, показывая на различные рисунки деревьев: «Что это?» (ответ: «Дерево»). Второй вопрос: «Из какого материала эти предметы?» (показывает на предмет из древесины). Такие вопросы учитель задает учащимся несколько раз. После того как школьники твердо уяснили, что такое древесина, учитель рассказывает о распиловке бревен на лесопильной раме. При этом сначала объясняет принцип одновременного раскроя бревен несколькими пилами с помощью действующего упрощенного макета пилорамы, который может быть изготовлен из унифицированных деталей металлоконструктора. По рисункам и фотографиям учащиеся знакомятся с лесопильной рамой производственного типа. Для закрепления изложенного учебного материала учитель ставит перед учениками следующие вопросы: 1. Какие вы знаете части дерева? При ответе на этот вопрос ученик должен повесить соответствующие таблички-указатели рядом с учебной таблицей. 2. Какая часть дерева используется для изготовления брусков и досок? 3. Что вначале получают из стволов деревьев? 4. Как называется материал, полученный из деревьев? 5. Как называется машина для продольной распиловки бревен? При объяснении нового учебного материала необходимо придерживаться только тех вопросов, которые включены в тему программой. Любое отклонение от темы, как правило, приводит к тому, что внимание школьников рассеивается и основные вопросы темы они не усваивают. Педагогический опыт показывает, что дополнительны! материал к теме занятия целесообразно сообщать небольшими порциями на последующих занятиях при повторении основного учебного материала. По каждому виду трудовой подготовки есть технические сведения, которые относятся непосредственно к прозизводственной технике и технологии. С такими техническими сведениями необходимо знакомить учащихся в ходе проведения производственных экскурсий. В действующих сейчас учебных программах специальное время для экскурсий не выделяется. Каждая экскурс сия должна проводиться за счет времени программной те мы. Учитель в зависимости от условий производственного окружения и подготовленности учащихся определяет количество и тематику экскурсий самостоятельно. В общей педагогике различают тематические и комплексные экскурсии. Тематические (их называют целевыми) предназначены для более глубокого изучения небольшого числа вопросов, относящихся к определенной программной теме (например, ознакомление с производственными способами сушки древесины, с работой машин переплетного цеха или цеха влажно-тепловой обработки и т. п.). Комплексные экскурсии предусмотрены для наблюдений объектов в действии, имеющих отношение к различным темам одного года или разных лет обучения. Например, такая экскурсия проводится на базовое предприятие перед тем, как учащиеся приступят там к производственной практике. В этом случае задача комплексной экскурсии заключается в ознакомлении учащихся соструктурой предприятия в целом, с работой отдельных его цехов и участков. В условиях вспомогательной школы эффективнее тематические экскурсии. Но в результате резких изменений обстановки учащиеся могут обратить основное внимание не на изучаемый объект, а на оборудование и технологические процессы, не имеющие отношения к цели экскурсии. Поэтому целесообразно перед.проведением тематической экскурсии организовать общую 'экскурсию для знакомства с предприятием. Практика показывает, что учащиеся вспомогательной школы лучше усваивают материал экскурсии, если некоторые технические сведения по изучаемой теме им были сообщены предварительно. Перед проведением тематической экскурсии рекомендуется познакомить школьников с орудиями труда, применяющимися на данном производстве, с помощью различных средств наглядности: фотографий, рисунков и схем, диафильмов и кинофильмов. В это время учащиеся должны записать в рабочие тетради вопросы, на которые им предстоит ответить после экскурсии. В зависимости от возраста и уровня трудовой подготовленности учащихся сложность таких вопросов может быть разной. Объяснения по ходу экскурсии лучше давать учителю, который должен заранее ознакомиться с данным участком производства. В тех случаях, когда по каким-либо причинам это невозможно, экскурсию проводит работник предприятия, который должен быть проинформирован о необходимости излагать материал в доступной для учащихся форме. Каждую экскурсию необходимо готовить заранее и составить подробный план ее проведения, включающий:
На следующем после экскурсии занятии учитель проводит беседу, в процессе которой обсуждаются результаты наблюдений, учащиеся отвечают на вопросы, записанные ранее в рабочих тетрадях. Экскурсии школьников на производство позволяют активно формировать у них умения соблюдать нормы поведения в общественных местах. Перед проведением экскурс сии необходимо предусмотреть все этапы передвижений учащихся на пути к предприятию, напомнить правила по* ведения в месте сбора, в транспорте, на производстве во время проведения экскурсии и па обратном пути. Учитель должен убедиться, что учащиеся понимают эти правила. Вопросам поведения учащихся во время экскурсии при подведении итогов необходимо уделить особое внимание. В ходе беседы целесообразно отметить соблюдение правил поведения учащихся в общественных местах и на производстве. Умения школьников осознанно выполнять трудовые задания в значительной мере зависят от уровня знаний! о свойствах поделочных материалов. Знания о различных материалах, применяющихся на современных промышленных предприятиях для изготовления большого ассортимента общественно полезных изделий, важны для учащихся и в расширении их технического кругозора. Во время подготовки к занятию по теме, которая включает сведения о материалах, в первую очередь следует четко уяснить, с какими свойствами материалов требуется познакомить учащихся на каждом уроке и в ходе изучения темы в целом. При составлении плана проведения занятий учитывается состав каждой учебно-трудовой группы, предусматриваются вопросы для активизации познавательной деятельности школьников. На занятии образцы материалов целесообразно раздать каждому ученику для подробного рассмотрения. Например, получив образцы материалов, применяемых в обувном деле, учащиеся лучше воспринимают их цвет, фактуру, запах, эластичность, упругость и другие свойства; Этап занятия, когда школьники самостоятельно изучают! свойства материалов, должен быть хорошо организован." Внимание учащихся необходимо направить на ознакомление с теми свойствами материалов, которые важны для понимания вопросов технологии изготовления из них изделий. Перед раздачей образцов учитель объясняет порядок выполнения предстоящей работы. Например, учащиеся в обувной мастерской получают задание разложить образцы материалов для верха обуви на две группы: кожи и заменители кож. После того как результат первого задания проверен, учащимся задаются вопросы на сравнение материалов по внешним свойствам: «Найдите и покажите, какой материал самый тонкий (самый толстый)», «Какие материалы более жесткие и прохладные на ощупь?» и т. п. Для лучшего усвоения названия материалов можно использовать таблички с надписями, которые учащиеся должны разложить соответствующим образом. Не все свойства материалов можно выявить путем осмотра образцов. Для составления наиболее полных характеристик того или иного материала проводятся фронтальные лабораторные работы, простейшие опыты и испытания. Фронтальные лабораторные работы развивают самостоятельность учащихся, активизируют их познавательную деятельность, но по соображениям безопасности, затрат учебного времени и т. д. в некоторых случаях их проводить нецелесообразно. Например, при определении волокнистого состава ткани по характеру ее горения (швейное дело) вместо фронтальной лабораторной работы рекомендуется продемонстрировать опыт учителю. Во время проведения опыта учащиеся должны находиться рядом с демонстрационным столом учителя. В таких случаях большую роль играет правильная организация классного участка мастерской, позволяющая школьникам, не мешая друг другу, хорошо видеть все действия учителя. Учащиеся вспомогательной школы часто не успевают рассмотреть и понять ход опыта, особенно если его результаты получаются быстро, как в нашем примере, когда сгорает небольшой отрезок пряжи. Поэтому перед проведением каждого опыта необходимо направить внимание учащихся и подробно объяснить все происходящие изменения свойств материала или его состояния с помощью поэтапных рисунков (по принципу мультипликации). Иногда имеет смысл один и тот же опыт продемонстрировать 2—3 раза. В таких случаях, как правило, школьники успевают осознать изменения, происходящие с материалами р ходе испытаний. На фронтальные лабораторные работы обычно отводится 25—30 минут или полностью 2 учебных часа. Если исследуемые процессы или наблюдения требуют больше времени (например, склеивание или сушка древесины), лабораторная работа может завершиться на другом учебном занятии. Во вспомогательной школе организация и проведение лабораторных работ имеют ряд особенностей. Основные из них связаны с ограниченной самостоятельностью школьников как в выполнении лабораторной работы, так и в? формулировании выводов. Результаты испытаний, например, при определении твердости, прочности материала учащиеся вспомогательной школы могут оценивать главным образом по внешним признакам, как правило, без' применения физических формул и соответствующих расчетов. Занятие, на котором должна проводиться лабораторная работа, начинается с повторения изученного материала. Затем учитель сообщает учащимся о цели лабораторной работы и ее план. Непосредственно перед началом лабораторной работы проводится инструктаж. При необходимости учитель показывает все действия, которые предстоит выполнить учащимся, или часть наиболее сложных действий. В старших классах в связи с неполным обеспечением учебных мастерских оборудованием группы учащихся по 2—3 человека могут одновременно выполнять лабораторные работы разного содержания, руководствуясь индивидуальными инструкционными картами. Наиболее ответственный момент лабораторной работы — анализ проведенных испытаний и формулировка выводов. В зависимости от содержания работы учитель этот период встречает различные по характеру трудности. Иногда результат испытания представляет собой элементарную характеристику (например, при определений взаимной твердости образцов различных пород древесины! путем вдавливания шарикоподшипника, положенного между образцами). В данном случае учащиеся не затрудняются делать вывод о том, какая древесина тверже. В других случаях необходимо составить несколько характеристик материала, причем искомые свойства воспринимаются значительно труднее, чем в приведенном выше примере. Например, в швейном деле при проведении одной из лабораторных работ ставится задача познакомить учащихся с некоторыми видами ткацких переплетений. Эти, сведения имеют непосредственное отношение к технологии швейного дела. От порядка переплетения нитей зависит растяжимость, толщина тканей, блеск лицевой поверхности, наличие рубчиков, продольных полос и т. п. Трудность получения знаний и представлений о видах ткацких переплетений объясняется, во-первых, тем, что они основаны на восприятии малозаметных признаков, и, во-вторых, эти признаки' не формулируются однозначно (для объяснения требуется развернутая характеристика). Перед лабораторной работой по ознакомлению учащихся с видами ткацких переплетений необходимо объяснить и показать различные переплетения на примерах и с помощью наглядных пособий (рисунки переплетений в увеличенном виде). В процессе этой лабораторной работы учащиеся моделируют отдельные виды ткацких переплетений из полосок цветной бумаги (сутажа), определяют виды переплетений на образцах тканей и составляют коллекцию. Результаты лабораторной работы здесь можно рассматривать как первое знакомство учащихся с одним из показателей структуры тканей. Умение определять более сложные виды переплетений у учащихся формируется путем длительной практики. Первоначальное освоение технологических приемов. Программы профессионально-трудового обучения вспомогательной школы построены таким образом, что в течение всего курса учащиеся знакомятся с новыми для них технологическими операциями. Каждая из них осуществляется с помощью определенных технологических приемов. Основные из них относятся к следующим группам: а) разметка; б) обработка (например, сверление сквозного или глухого отверстия на станке); в) соединение, деталей (выполнение соединительных швов, соединение крепежными деталями, склеивание и т. п.); г) наладка инструментов, приспособлений, машин; д) крепление деталей (заготовок) для обработки; е) контроль объектов работы и состояния орудия труда. Большинство технологических операций ученики осваивают длительное время. Совершенствование и закрепление трудовых навыков по операциям происходит главным образом во время практических работ учащихся по изготовлению различных изделий. Но, как показывает практика обучения труду во вспомогательных школах, этот процесс идет гораздо успешнее, если первичное освоение приемов осуществлять изолированно от конкретных практических работ учащихся (в упражнениях). Там, где не проводятся специальные занятия по ознакомлению учащихся с новыми для них технологическими приемами и эти приемы учащиеся осваивают попутно в ходе практических работ, обучение имеет ряд недостатков. Основной недостаток заключается в том, что в этом случае технологические приемы школьники усваивают механически, неосознанно. Заученные без достаточного понимания, они становятся косными и не могут переноситься в новые условия. Кроме того, нередко в таких случаях учащиеся усваивают неправильную технику выполнения приемов и впоследствии их требуется переучивать. Ознакомление с новым технологическим приемом включает два основных этапа: I этап — формирование знаний и зрительных представлений о содержании приема. II эт п--первоначальное практическое усвоение приема. На первом этапе учащиеся знакомятся с назначением приема. Например, рицовка деталей из картона выполняется для того, чтобы получить правильную линию сгиба. Учитель убеждает школьников в необходимости этой операции. Для этого он выполняет на листе картона разметку линии сгиба и перегибает лист. Учащиеся видят, что картон ломается и сгиб получился неправильный. Тогда учитель выполняет рицовку (проводит линию разметки, делает по этой линии надрез переплетным ножом и сгибает заготовку). Необходимость рицовки очевидна—сгиб получается ровный, строго по линии разметки. Когда школьники усвоили назначение приема, учитель, подробно рассказывает о его содержании. Орудийный прием (выполняемый с помощью инструмента, приспособления, машины) содержит три компонента: практический результат, орудие, двигательную программу. В ручных видах труда могут быть и безорудийные приемы (например, счет листов в переплетном деле, контроль фугования бруска на глаз — в столярном). Учащиеся знакомятся с содержанием приема, начинай с его результата. Например, результат пиления древесины поперек волокон столярной пилой — пропил определенной формы. Учащиеся должны четко представлять форму пропила и его расположение, соотнося этот результате выполнением указанного приема. В данном случае онй усваивают две характеристики результата приема: во-первых, пропил проходит рядом с разметочной линией (риской) так, что разметочная линия (или ее половина) остается на детали; во-вторых, стенки пропила представляют собой две; плоскости. Представление об эталоне результата технологического; приема формируется у учащихся не только на основании-! объяснения указанных характеристик, но и путем показа' предметных образцов (рис. 12). При анализе образца учитель уточняет характеристики результата приема. Так, в нашем примере словесная характеристика включает фразу «Рядом с разметочной линией». Эта фраза нуждается в уточнении с помощью рисунка и практического показа расположения полотна пилы относительно линии разметки. Примерно так же учащиеся приобретают знания о приемах получения швов в обувном и швейном деле. Однако здесь иногда недостаточно продемонстрировать образец шва, так как шов трудно рассматривать. В этом случае наряду с образцами швов используют увеличенные макеты (рис. 13), которые способствуют формированию представления о форме каждого шва и структуре строчки (их удобно выполнять из поролона). При первом ознакомлении учащихся с результатом нового приема учитель останавливается лишь на правильных характеристиках, о типичных ошибках он рассказывает после того, как у школьников сложилось верное представление о результате выполнения приема, а также когда они познакомились с устройством орудия труда (если орудие не изучалось раньше в связи с другим технологическим приемом) и двигательной программой изучаемого приема. При обучении учащихся трудовым движениям учитель сначала показывает, как выполняют тот или иной технологический прием в рабочем темпе, затем в замедленном и в конце опять в рабочем. Выполняя движения приема в замедленном темпе, учитель объясняет, как осуществляется каждое рабочее движение. Например, нанесение клея на бумагу (в картонажно-переплетном деле) нужно начинать всегда от середины листа к его краям. При этом пальцами левой руки бумагу придерживают, чтобы она не сдвинулась с места. Если прием более сложен, то его формирование происходит в такой последовательности: 1) показ действий в рабочем темпе и демонстрация полученного результата; 2) выполнение приема в замедленном темпе с объяснением и остановками в особо трудных местах; 3) повторение приема 2—3 раза в рабочем темпе. После фронтального ознакомления учитель предлагает воспроизвести прием одному-двум учащимся. Объясняя и показывая трудовые действия, нужно иметь в виду, что многие учащиеся вспомогательной школы с большим трудом запоминают двигательный комплекс приема (положение тела, хватку инструмента, траекторию движения руки, величину приложенных усилий). Помогают учащимся усвоить трудовые действия учебные 1 таблицы с рисунками отдельных положений работающего. Если учитель показывает трудовые приемы и действия без применения иллюстративного материала, то многие учащиеся не запоминают их особенности и последовательность. Упражнения при отработке более сложных приемов целесообразно выполнять на специальных образцах. Это позволяет учащимся действовать смелее, не рискуя испортить изделие. Перед выполнением упражнения учитель; указывает школьникам, на что следует обратить особое; внимание при отработке трудовых действий. Когда учащиеся выполняют тренировочные упражнения, особенно важно отметить характерные ошибки в их действиях. Чтобы у школьников не вырабатывались неправильные приемы, заметив характерную ошибку, учитель останавливает работу группы, вновь объясняет и показывает, как надо держать инструмент и перемещать его рабочую часть : относительно заготовки. На этом этапе учитель может проводить анализ характерных ошибок не только на объектах труда учащихся, но и с помощью наглядных пособий, отражающих правильное и неправильное выполнение трудового приема данной технологической операции. Рассмотренный порядок ознакомления учащихся с технологическими приемами примерный. В каждом конкретном случае он может быть изменен. Как правило, изменения обусловлены тем, что некоторые элементы технологического приема уже знакомы учащимся или очень просты. Например, результат приема счета листов бумаги в переплетном деле — определенное количество листов. С понятием количества учащиеся знакомы из курса обучения математике. Поэтому данный элемент приема учитель не анализирует. Таким образом, основной результат первоначального ознакомления учащихся с новыми для них приемами заключается в представлении и понимании их содержания. В своей педагогической практике учитель труда вспомогательной школы должен стремиться к тому, чтобы трудовые действия учащиеся выполняли осознанно, т. е. могли давать словесный отчет. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|