Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция VI. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ




1. УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТРУДУ

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в профессионально-трудовом обуче­нии является учебное занятие продолжительностью 2—4 учебных часа (в зависимости от класса). Занятие представляет собой логически завершенный этап учебно-воспитательного процесса. То обстоятельство, что занятие по труду продолжается два или несколько уроков (учеб­ных часов), не должно нарушать его целостность1.

Построение занятий по труду во многом подчиняется основным правилам обучения общеобразовательным пред­метам. Ряд требований к уроку, известных из общей пе­дагогики, в полной мере справедлив и по отношению к занятиям трудового обучения во вспомогательной школе.

Основные из них:

  • па каждое занятие учитель ставит четкую учебную цель;
  • занятие должно быть не только обучающим, но и вос­питывающим;
  • отбор учебного материала на занятие в целом и для каждой его части должен быть обоснованным;
  • на занятии необходимо применять методы обучения, обеспечивающие наиболее эффективное усвоение учебно­го материала всеми учащимися;
  • организация занятия должна быть четкой;
  • следует применять вариативность построения занятий (иг допускать шаблона в общей схеме занятия);
  • необходимо обеспечивать закрепление учебного мате­риала занятия и контроль результатов обучения;

На каждом занятии по труду ставится несколько учеб­но-воспитательных задач, среди которых в большинства случаев можно выделить одну-две основные, определяющие направленность всего занятия. Решением этих зада* достигаются дидактические цели занятия — в результате в приобретении знаний, развитии умений и навыков учащихся, которые учитель предполагает получить.

Например, на одном из занятий по теме «Работа (тканью» (швейное дело, IV класс) учитель решает про вести ознакомление учащихся с планом изготовления по душечки для иголок, закрепить знания о порядке выполнения операций и приступить к практической работе на} изделием. Ознакомление учениц с планом данной работы и закрепление знаний о порядке выполнения операций — основные задачи данного занятия.

Каких результатов обучения дидактических целей - предполагается при этом достичь? Во-первых, сформировать в сознании учащихся план изготовления подушечки Во-вторых, не менее важная цель состоит в развитии умения школьников планировать свою работу.

Занятия профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, исходя из ведущей дидактической цели, относятся к следующим типам:

1. Теоретические занятия — формирование знаний и представлений учащихся о технологических процессах, материалах и об орудиях труда.

2. Подготовительные занятия — обеспечивают необходимого уровня ориентировки в трудовом задании его планировании. 3. Комплексные практические работы - на изготовление изделий в целом. Формирование общетрудовых умений учащихся и профессиональных навыков.

4. Практическое повторение — выполнение трудовых заданий с целью развития у учащихся качеств необходимых для систематического производительного труда (совершенствование профессиональных навыков).

Занятия первых двух типов направлены на формиро­вание знаний учащихся. Этот процесс на уроках труда во вспомогательной школе осуществляется эффективно при условии, если теоретический материал изучается сравни­тельно небольшими дозами и тесно связан с практической работой на данном или ближайших занятиях. Отсюда вы­текает целесообразность применения комбинирован­ных занятий, как наиболее отвечающих специфике тру­дового обучения учащихся вспомогательной школы. Ком­бинированные занятия включают занятия разных типов в качестве составных частей, для каждой из кото­рых ставится своя дидактическая цель. Обычно при этом комплексная практическая работа сочетается с теорети­ческим или с подготовительным занятием.

Организация теоретической или подготовительной ча­сти комбинированного занятия — предмет особого внима­ния учителя. От качества организации и проведения этих этапов занятия во многом зависит эффективность разви­тия трудовой самостоятельности школьников.

В некоторых случаях теоретические и подготовитель­ные занятия могут проводиться самостоятельно (экскур­сии, лабораторные работы). В общей педагогике имеются разные классификаций методов обучения.

Наиболее часто их подразделяют на следующие три группы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснений школьная лекция, беседа, самостоятельная работа учащихся с книгой.

2. Наглядные методы: демонстрация (показ изучаемых объектов, изображений, опытов и приемов работы, кино- и телепередач, организация самостоятельны наблюдений учащимися).

3. Практические методы: специальные упражнения (в умственных и двигательных действиях), лабораторные работы, практическое выполнение трудовых заданий

Основное различие между методами обучения, приме­няемыми во вспомогательной и массовой школах, обна­руживается не в сравнении перечней методов, а в их при­менении. Во вспомогательной школе из всего арсенала методов в первую очередь необходимо использовать та­кие, которые позволяют не только решать задачи форми­рования знаний и умений, но и одновременно получать определенные результаты в исправлении недостатков пси­хики учащихся. Поэтому при описании проведения заня­тий труда с умственно отсталыми школьниками особое внимание автор намерен уделить приемам обучения, име­ющим коррекционную направленность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных