Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ И ПРАВИЛА ИХ ПОВЕДЕНИЯ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ




Педагогический эффект в обучении и воспитании уча­щихся во многом зависит от того, как организована их учебно-трудовая деятельность, как они выполняют уста­новленные правила поведения в учебных мастерских.

Первый этап занятия начинается, когда ученики при­ходят в мастерскую. В воспитательном отношении очень важно научить школьников приходить в мастерскую во­время — за несколько минут до звонка. Они должны со­знательно выполнять это требование. Если у школьников выработана привычка приходить на урок труда без опозда­ний, значит сделан очень важный шаг в воспитании тру­довой дисциплины, в формировании у них уважения к труду.

Непосредственно перед уроком староста группы (де­журный, бригадир) выстраивает учащихся перед входом в мастерскую и докладывает учителю, что группа к заня­тиям труда готова. Такое построение перед уроком полез­но прежде всего потому, что позволяет за короткий срок настроить учащихся на деловой лад и приучает к дисцип­лине.

После доклада старосты группы учитель производит осмотр учащихся, во время которого он выявляет возможные случаи плохого самочувствия того или иного ученика, недостатки во внешнем виде.

После построения школьники занимают свои места на классном участке мастерской. Рабочую одежду целесооб­разно надевать после инструктажа или объяснения тех­нических сведений на классном участке, т. е. непосредст­венно перед выполнением практической работы.

Необходимо строго следить за состоянием рабочей одежды учащихся. Порванные и без пуговиц халаты соз­дают опасность при выполнении рабочих операций, осо­бенно во время работы на станках. Учащиеся должны осознать, что неряшливость в одежде — первый признак неряшливого выполнения трудового задания, грубое на­рушение правил техники безопасности. Опрятность, удоб­ная рабочая одежда способствуют культуре в работе, по­ложительно влияют на производительность труда.

Каждую учебно-трудовую группу учащихся целесообразно разделить на две бригады. Комплектуя рабочие-бригады, учитель должен иметь в виду, чтобы их трудовые возможности были одинаковыми. Для руководства работой бригады учитель назначает бригадира, который отличается доброжелательностью и большими по сравнению; со своими товарищами способностями в труде. Бригадир отвечает за порядок хранения тетрадей, альбомов, чертежных принадлежностей членов бригады, координирует выполнение технологических операций членами бригады во время коллективной работы, проверяет качество уборки ими рабочих мест. За порядок в инструментальном шкафу отвечает инструментальщик.

Между бригадами организуется соревнование, играющее важную роль в формировании у школьников активности, сознательности и самостоятельности в труде.

Первоначальные работы школьников на станках производятся в порядке очередности, установленной учителем. В старших классах (VII—X) учащиеся могут выполнять работу на станках самостоятельно, но только те операции, которые предусмотрены планом работы, проверенным и утвержденным учителем.

Перед выходом на перемену учащиеся должны навести порядок на своих рабочих местах. Передовой опыт работы вспомогательных школ свидетельствует о том, что отдых учащихся во время перемены должен быть организованным. К организации отдыха учащихся во время перерывов необходимо подходить дифференцированно: одних учащихся можно заинтересовать самодельными и покупными играми, викторинами, других — увлечь интерес­ной беседой.

В конце занятия каждый учащийся убирает свое ра­бочее место и станок (машину), на котором он работал последним. В это время дежурные подметают пол. На­блюдения показывают, что уборка мастерской может осу­ществляться сразу же после практической работы, а за­ключительный этап занятия (анализ сделанного) прово­дится после того, как наведен порядок на рабочих местах и подметен пол в мастерской. Другие учителя сначала ана­лизируют работу учащихся, а затем предлагают присту­пить к уборке. Второй вариант представляется более удач­ным, так как в этом случае заключительный этап заня­тия проводится еще в рабочей обстановке и активность учащихся не снижается. Однако при высоком уровне организованности школьников приемлемы оба эти ва­рианта.

Предлагаемая организация занятий в учебных мастер­ских вспомогательной школы является примерной. При решении многих организационных вопросов в каждой шко­ле следует исходить из конкретных условий. Но во всех случаях установленный порядок работы учащихся в мас­терских должен быть четким, удобным, не допускающим потерь учебного времени, а требования — понятными и доступными для учащихся.

Важным вопросом организации работы школьников в учебных мастерских является изучение и соблюдение ими правил безопасности. Как уже указывалось, вспомогатель­ная школа руководствуется теми же правилами безопас­ной работы, что и массовая школа. Эти правила утверж­даются Министерством просвещения СССР в качестве нор­мативного документа. Органы народного образования на местах систематически принимают зачеты от учителей по труду на знание правил охраны труда и техники безопас­ности работы школьников.

Учащиеся вспомогательной школы с трудом усваива­ют правила безопасной работы. Причем страдает в основ­ном не запоминание правил, а действенность знаний (уча­щийся помнит правило, но не выполняет). Воспитание действенности правил зависит от их понимания учащими­ся и неукоснительности требований к их выполнению. Объяснение учителем правил по технике безопасности должно обеспечивать не только их понимание, но и вызвать у школьников чувство опасности при нарушении.выполнения правила. Развешанные в мастерских плакаты по технике безопасности сами по себе дают очень мало.

В соблюдении правил безопасной работы не может быть каких-либо исключений. Например, если сам учи­тель, работая на токарном станке, не применяет как средство защиты от попадания стружки в глаза очки или прозрачный щиток, то бывает трудно потребовать от учащихся всегда пользоваться очками или прозрачным щитком. Причиной нарушения правил безопасной работы часто бывают не налаженные или требующие ремонта инструменты, станки и приспособления.

Особое внимание соблюдению технике безопасности, охране труда необходимо уделять в часы производительного труда учащихся. В это время больше используется механическое оборудование, а длительное выполнение однообразных станочных операций может привести к потере бдительности учащихся.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных