Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ




Обучение труду в школе складывается из ряда последовательных этапов. Каждый этап решает как общие, так и характерные для него задачи обучения, обусловленные пси­хофизическим развитием учащихся, ростом их трудовых и интеллектуальных возможностей.

Подготовка учащихся к труду во вспомогательной шко­ле состоит из четырех этапов:

1. Трудовое обучение в I— III классах.

2. Трудовое обучение на базе профессиональных учеб­ных мастерских в IV классе.

3. Профессионально-трудовое обучение в V—IX клас­сах, включающее специализацию трудовой подготовки в IX классе.

4. Завершение трудовой подготовки в X классе с про­изводственным обучением.

На всех этапах трудового обучения решаются задачи нравственного воспитания учащихся, прежде всего положи­тельного отношения и привычки к физическому труду, раз­вития трудовой деятельности умственно отсталых учащих­ся путем коррекции присущих им недостатков. Однако ха­рактер решения этих задач на различных этапах трудово­го обучения неодинаков.

Трудовое обучение в I—III классах направлено на все­стороннее развитие учащихся и на приобретение ими на­чальных трудовых умений. При изготовлении простейших предметов полезного назначения учащиеся получают зна­ния об этих предметах и явлениях, с ними связанных, при­обретают элементарный трудовой опыт, учатся использо­вать свою речь в предметной деятельности. Одна из важ­ных задач данного этапа — подготовка школьников к про­фессионально-трудовому обучению. Она в первую очередь предусматривает усвоение учащимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, бережное отношение к инструменту и материалам, умение работать не отвлекаясь и т.п.). Например, получив разрешение отходить по мере надобности от своего рабочего места (к расположенному на классной доске образцу изделия или для мытья рук), учащиеся должны уметь правильно использовать эту возможность, не нарушая установленного порядка. Учебная программа, определяя задачи развития трудовой деятельности учащихся, указывает на необходимость формирования у них умения анализировать образец изделия, планировать предстоящую работу, сравнивать изготовляемые ими изделия с образцом. Успешное решения этих задач, даже на самом простейшем учебном материале, значительно помогает развитию умений, необходимых на последующих этапах обучения труду учащихся вспомогательных школ.

Учебная программа занятий по труду в I—III класса предусматривает практические работы с материалами: бумагой и картоном, глиной и пластилином, природным текстильным материалом, проволокой, древесиной, а также практические работы по сборке изделий из унифицированных деталей металлоконструктора. При организации занятий в учебных мастерских необходимо соблюдать преемственность между первым и последующими этапами трудовой подготовки. На данном этапе решается задача предварительного прогнозирования развития трудовых способностей каждого ученика и определяется соответствующий вид труда для обучения в IV классе. Устанавливая профиль дальнейшего трудового обучения школьника, учитель должен учитывать его психофизические данные, глубину и характер дефекта, возможности трудоустройства.

Отбор по видам трудового обучения ставит перед работниками школы задачу профессиональной ориентации учащихся. Практика профориентационной работы включает формирование у школьников положительного отношения к труду в определенной учебной мастерской.

В процессе обучения труду на базе профессиональных учебных мастерских учащиеся IV класса способны выполнять некоторые простейшие приемы работы с использованием станочного оборудования (сверлильного станка, швейной машины), ряда приспособлений и более широкого, чем в III классе, набора инструментов.

Анализ существующей практики обучения умственно отсталых учащихся показывает, что на данном этапе еще рано ставить задачу овладения двигательными трудовыми навыками в основных операциях работы по изготовлению изделий. Как уже отмечалось, формирование таких навыков требует значительного времени на упражнения, во вре­мя которых конечным результатом практической деятель­ности школьников является не столько завершенная ра­бота по изготовлению изделия, сколько усвоение правиль­ности и темпа рабочих движений. В IV классе подобные упражнения снижают интерес учащихся к труду. Кроме того, попытка сформировать правильные трудовые движе­ния у большинства четвероклассников чаще всего не уда­ется. Трудовые действия усваиваются ими с ошибками; в последующих классах учителю приходится заниматься пе­реучиванием, а это делать трудно, если действие было сформировано на уровне навыка. В учебных программах по труду задача формирования трудовых профессиональ­ных навыков ставится на следующих этапах обучения. В IV классе трудовые действия формируются на уровне осознанно выполняемых приемов (предварительных навы­ков). Но поскольку конечный результат работы и исполь­зуемые приемы достаточно просты, а особые требования к скорости исполнения не устанавливаются, учащиеся могут правильно изготовить изделие, несмотря на сравнительно низкий уровень сформированное их исполнительных трудовых действий.

В IV классе трудовое обучение решает главным обра­зом те же учебно-воспитательные задачи, что и в I—III классах, но их решение происходит на более высоком уров­не, в условиях, близких к профессиональному обучению. Новые для данного периода задачи связаны прежде всего с тем, что уроки труда проводятся в профессиональных мастерских. Наиболее важная из них — воспитание у уча­щихся организационных умений и навыков ра­боты в мастерской. Например, школьники должны нау­читься организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться станочным (машинным) обору­дованием только по разрешению учителя, правильно оде­ваться для работы, уметь обращаться к учителю (выби­рать время, когда можно обратиться), убирать свое рабо­чее место, станок и т. п. Усвоенные учащимися организа­ционные умения и навыки впоследствии закрепляются как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельной работе.

Успешность трудового обучения во вспомогательной школе во многом зависит от формирования у школьников активной позиции в отношении познавательной деятельности. Для умственно отсталых это особенно важно потому, что обстановка в учебной мастерской располагает предметной практической деятельности. Недостатки в труде умственно отсталых объясняются не только тем, что они не умеют обдумывать ход предстоящих действий, часто и потому, что не убеждены в необходимости знаний нужных в работе.

Опыт передовых учителей вспомогательных школ показывает, что роль первого года обучения в мастерских очень велика в деле формирования положительного отношений учащихся к занятиям по труду. Воспитанное в этот период отношение к труду (положительное, отрицательное или

пассивное) часто сохраняется затем в течение всех после долгих лет обучения. Поэтому задача воспитания положительного отношения к труду, являясь актуальной и на других этапах обучения, имеет особое значение в IV классе.

Во время обучения труду в IV классе продолжает решаться задача отбора учащихся по видам трудового обучения: выясняются более сложные случаи прогнозирована в развитии трудовой деятельности отдельных учащихся оцениваются трудовые возможности вновь принятых учеников. На этом этапе продолжается также работа с учащимися и их родителями по профессиональной ориентации к выбранному виду труда.

Этап профессионального обучения в школьных мастерских (V—IX классы). На этом этапе трудового обучения учащиеся овладевают доступными для них знаниями, профессиональными приемами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия. Практическая деятельность учащихся, прежде всего по своей внутренней организации (уяснению условий задания, выбору рациональных действий, использованию прошлого опыта и т.п.), постепенно приближается к труду рабочего на производстве.

Этому способствует также и применение ряда производственных (а не учебных) орудий труда (инструментов, станков, машин) и соответствующих приемов работы.

На данном этапе обучения, как и на предыдущих, особое внимание уделяется коррекции недостатков в трудовой деятельности школьников. Наряду с решением коррекционных задач появляется возможность развивать у школьников те трудовые умения, которые повышают их. самостоятельность. непосредственно в условиях работы на производстве (выбор наилучшего варианта плана работы, использование стандартных планов при построении общего) плана работы, выбор материала, инструментов и приспо­соблений).

Не менее важная задача второго периода обучения в школьных мастерских заключается в формировании про­фессиональных навыков. Овладение навыками осуществля­ется постепенно, путем проведения специальных упражне­ний, но главным образом при изготовлении общест­венно полезных изделий.

В этот период учащиеся переходят к более широкому освоению станочного (машинного) оборудования мастер­ской. Начало обучения работе на станках (машинах) про­изводственного типа, а также характер более сложных ма­шинных работ определяются в зависимости от индивиду­альных способностей школьников.

Возросшие трудовые умения учащихся позволяют учи­телю применять новые формы работы при воспитании не­обходимых в труде качеств личности. Например, создаются условия, при которых значительно эффективнее формиру­ются общественные качества личности, и прежде всего коллективизм в труде. С этой целью организуются прак­тические работы с пооперационным разделением труда, когда каждый школьник несет ответственность за изготов­ление определенной части изделия. Та же задача решает­ся при организации соревнования между бригадами, вхо­дящими в учебно-трудовую группу.

Трудовое обучение в IX классе нацелено на подготовку школьников к работе по определенной профессии на конкретных производственных предприятиях. Решая задачу специализации трудовой подготовки, школа при необходимости изменяет содержа­ние типовых учебных программ в соответствии с условия­ми базовых предприятий.

В соответствии с действующим в настоящее время ти­повым учебным планом в VIII—IX классах вспомогатель­ной школы проводится производственная практика уча­щихся на базовых предприятиях.

Перед практикой ставится задача ознакомления школь­ников с коллективом производственного предприятия, с основами технологии выпускаемой продукции и условиями труда рабочих массовых профессий. Практика на предпри­ятии не только позволяет точнее выявить возможности школьников и степень их подготовленности по выбранной специальности, но и способствует также решению задач нравственного воспитания учащихся.

Этап производственного обучения в 9 классе завершает трудовую подготовку школьников. В этот период учащиеся овладевают умениями выполнять перечень работ, соответствующий начальной трудовой квалификации. Их трудовые навыки достигав ют норм производительности труда рабочих на данном производстве или достаточно близки к ним.

Основным разделом трудового обучения учащихся X классе является производственная практика. Ее содержание включает последовательное освоение учащимися различных видов работ на одном рабочем месте или смене рабочих мест в определенном порядке (например на конвейере сборки или пошива изделий).

Большое воспитательное воздействие на школьников во время практики оказывает их участие в жизни производственного коллектива (беседы с передовыми рабочими присутствие на собраниях цеха, участка, участие в субботниках). В условиях производства активнее воспитываются общественные интересы школьников, формируется уважительное отношение к рабочим и инженерно-техническим работникам, к трудовой дисциплине.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных