ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИОбучение труду в школе складывается из ряда последовательных этапов. Каждый этап решает как общие, так и характерные для него задачи обучения, обусловленные психофизическим развитием учащихся, ростом их трудовых и интеллектуальных возможностей. Подготовка учащихся к труду во вспомогательной школе состоит из четырех этапов: 1. Трудовое обучение в I— III классах. 2. Трудовое обучение на базе профессиональных учебных мастерских в IV классе. 3. Профессионально-трудовое обучение в V—IX классах, включающее специализацию трудовой подготовки в IX классе. 4. Завершение трудовой подготовки в X классе с производственным обучением. На всех этапах трудового обучения решаются задачи нравственного воспитания учащихся, прежде всего положительного отношения и привычки к физическому труду, развития трудовой деятельности умственно отсталых учащихся путем коррекции присущих им недостатков. Однако характер решения этих задач на различных этапах трудового обучения неодинаков. Трудовое обучение в I—III классах направлено на всестороннее развитие учащихся и на приобретение ими начальных трудовых умений. При изготовлении простейших предметов полезного назначения учащиеся получают знания об этих предметах и явлениях, с ними связанных, приобретают элементарный трудовой опыт, учатся использовать свою речь в предметной деятельности. Одна из важных задач данного этапа — подготовка школьников к профессионально-трудовому обучению. Она в первую очередь предусматривает усвоение учащимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, бережное отношение к инструменту и материалам, умение работать не отвлекаясь и т.п.). Например, получив разрешение отходить по мере надобности от своего рабочего места (к расположенному на классной доске образцу изделия или для мытья рук), учащиеся должны уметь правильно использовать эту возможность, не нарушая установленного порядка. Учебная программа, определяя задачи развития трудовой деятельности учащихся, указывает на необходимость формирования у них умения анализировать образец изделия, планировать предстоящую работу, сравнивать изготовляемые ими изделия с образцом. Успешное решения этих задач, даже на самом простейшем учебном материале, значительно помогает развитию умений, необходимых на последующих этапах обучения труду учащихся вспомогательных школ. Учебная программа занятий по труду в I—III класса предусматривает практические работы с материалами: бумагой и картоном, глиной и пластилином, природным текстильным материалом, проволокой, древесиной, а также практические работы по сборке изделий из унифицированных деталей металлоконструктора. При организации занятий в учебных мастерских необходимо соблюдать преемственность между первым и последующими этапами трудовой подготовки. На данном этапе решается задача предварительного прогнозирования развития трудовых способностей каждого ученика и определяется соответствующий вид труда для обучения в IV классе. Устанавливая профиль дальнейшего трудового обучения школьника, учитель должен учитывать его психофизические данные, глубину и характер дефекта, возможности трудоустройства. Отбор по видам трудового обучения ставит перед работниками школы задачу профессиональной ориентации учащихся. Практика профориентационной работы включает формирование у школьников положительного отношения к труду в определенной учебной мастерской. В процессе обучения труду на базе профессиональных учебных мастерских учащиеся IV класса способны выполнять некоторые простейшие приемы работы с использованием станочного оборудования (сверлильного станка, швейной машины), ряда приспособлений и более широкого, чем в III классе, набора инструментов. Анализ существующей практики обучения умственно отсталых учащихся показывает, что на данном этапе еще рано ставить задачу овладения двигательными трудовыми навыками в основных операциях работы по изготовлению изделий. Как уже отмечалось, формирование таких навыков требует значительного времени на упражнения, во время которых конечным результатом практической деятельности школьников является не столько завершенная работа по изготовлению изделия, сколько усвоение правильности и темпа рабочих движений. В IV классе подобные упражнения снижают интерес учащихся к труду. Кроме того, попытка сформировать правильные трудовые движения у большинства четвероклассников чаще всего не удается. Трудовые действия усваиваются ими с ошибками; в последующих классах учителю приходится заниматься переучиванием, а это делать трудно, если действие было сформировано на уровне навыка. В учебных программах по труду задача формирования трудовых профессиональных навыков ставится на следующих этапах обучения. В IV классе трудовые действия формируются на уровне осознанно выполняемых приемов (предварительных навыков). Но поскольку конечный результат работы и используемые приемы достаточно просты, а особые требования к скорости исполнения не устанавливаются, учащиеся могут правильно изготовить изделие, несмотря на сравнительно низкий уровень сформированное их исполнительных трудовых действий. В IV классе трудовое обучение решает главным образом те же учебно-воспитательные задачи, что и в I—III классах, но их решение происходит на более высоком уровне, в условиях, близких к профессиональному обучению. Новые для данного периода задачи связаны прежде всего с тем, что уроки труда проводятся в профессиональных мастерских. Наиболее важная из них — воспитание у учащихся организационных умений и навыков работы в мастерской. Например, школьники должны научиться организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться станочным (машинным) оборудованием только по разрешению учителя, правильно одеваться для работы, уметь обращаться к учителю (выбирать время, когда можно обратиться), убирать свое рабочее место, станок и т. п. Усвоенные учащимися организационные умения и навыки впоследствии закрепляются как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельной работе. Успешность трудового обучения во вспомогательной школе во многом зависит от формирования у школьников активной позиции в отношении познавательной деятельности. Для умственно отсталых это особенно важно потому, что обстановка в учебной мастерской располагает предметной практической деятельности. Недостатки в труде умственно отсталых объясняются не только тем, что они не умеют обдумывать ход предстоящих действий, часто и потому, что не убеждены в необходимости знаний нужных в работе. Опыт передовых учителей вспомогательных школ показывает, что роль первого года обучения в мастерских очень велика в деле формирования положительного отношений учащихся к занятиям по труду. Воспитанное в этот период отношение к труду (положительное, отрицательное или пассивное) часто сохраняется затем в течение всех после долгих лет обучения. Поэтому задача воспитания положительного отношения к труду, являясь актуальной и на других этапах обучения, имеет особое значение в IV классе. Во время обучения труду в IV классе продолжает решаться задача отбора учащихся по видам трудового обучения: выясняются более сложные случаи прогнозирована в развитии трудовой деятельности отдельных учащихся оцениваются трудовые возможности вновь принятых учеников. На этом этапе продолжается также работа с учащимися и их родителями по профессиональной ориентации к выбранному виду труда. Этап профессионального обучения в школьных мастерских (V—IX классы). На этом этапе трудового обучения учащиеся овладевают доступными для них знаниями, профессиональными приемами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия. Практическая деятельность учащихся, прежде всего по своей внутренней организации (уяснению условий задания, выбору рациональных действий, использованию прошлого опыта и т.п.), постепенно приближается к труду рабочего на производстве. Этому способствует также и применение ряда производственных (а не учебных) орудий труда (инструментов, станков, машин) и соответствующих приемов работы. На данном этапе обучения, как и на предыдущих, особое внимание уделяется коррекции недостатков в трудовой деятельности школьников. Наряду с решением коррекционных задач появляется возможность развивать у школьников те трудовые умения, которые повышают их. самостоятельность. непосредственно в условиях работы на производстве (выбор наилучшего варианта плана работы, использование стандартных планов при построении общего) плана работы, выбор материала, инструментов и приспособлений). Не менее важная задача второго периода обучения в школьных мастерских заключается в формировании профессиональных навыков. Овладение навыками осуществляется постепенно, путем проведения специальных упражнений, но главным образом при изготовлении общественно полезных изделий. В этот период учащиеся переходят к более широкому освоению станочного (машинного) оборудования мастерской. Начало обучения работе на станках (машинах) производственного типа, а также характер более сложных машинных работ определяются в зависимости от индивидуальных способностей школьников. Возросшие трудовые умения учащихся позволяют учителю применять новые формы работы при воспитании необходимых в труде качеств личности. Например, создаются условия, при которых значительно эффективнее формируются общественные качества личности, и прежде всего коллективизм в труде. С этой целью организуются практические работы с пооперационным разделением труда, когда каждый школьник несет ответственность за изготовление определенной части изделия. Та же задача решается при организации соревнования между бригадами, входящими в учебно-трудовую группу. Трудовое обучение в IX классе нацелено на подготовку школьников к работе по определенной профессии на конкретных производственных предприятиях. Решая задачу специализации трудовой подготовки, школа при необходимости изменяет содержание типовых учебных программ в соответствии с условиями базовых предприятий. В соответствии с действующим в настоящее время типовым учебным планом в VIII—IX классах вспомогательной школы проводится производственная практика учащихся на базовых предприятиях. Перед практикой ставится задача ознакомления школьников с коллективом производственного предприятия, с основами технологии выпускаемой продукции и условиями труда рабочих массовых профессий. Практика на предприятии не только позволяет точнее выявить возможности школьников и степень их подготовленности по выбранной специальности, но и способствует также решению задач нравственного воспитания учащихся. Этап производственного обучения в 9 классе завершает трудовую подготовку школьников. В этот период учащиеся овладевают умениями выполнять перечень работ, соответствующий начальной трудовой квалификации. Их трудовые навыки достигав ют норм производительности труда рабочих на данном производстве или достаточно близки к ним. Основным разделом трудового обучения учащихся X классе является производственная практика. Ее содержание включает последовательное освоение учащимися различных видов работ на одном рабочем месте или смене рабочих мест в определенном порядке (например на конвейере сборки или пошива изделий). Большое воспитательное воздействие на школьников во время практики оказывает их участие в жизни производственного коллектива (беседы с передовыми рабочими присутствие на собраниях цеха, участка, участие в субботниках). В условиях производства активнее воспитываются общественные интересы школьников, формируется уважительное отношение к рабочим и инженерно-техническим работникам, к трудовой дисциплине. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|