ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХКаждую из учебных мастерских вспомогательных школ необходимо оборудовать с учетом требований, обусловленных технологией определенного вида труда. В качестве примера рассмотрим оборудование мастерских для некоторых наиболее распространенных в настоящее время профилей трудового обучения во вспомогательных школах. Слесарная мастерская. В школьном здании слесарную мастерскую располагают на первом этаже. На рабочем месте учителя, кроме стола, устанавливается поворотный верстак, который служит для демонстрации рабочих приемов. Защитный экран (защитная сетка) на верстаке учителя должен быть съемным. Крышка этого верстака по размерам может быть меньше, чем на верстаках учащихся. На участке ручной работы в слесарной мастерской оборудуют рабочие места для учащихся. В зависимости от площади помещения мастерской верстаки располагают в два или три ряда так, чтобы при работе за верстаками ученики были обращены лицом к классной доске. Участок ручной работы целесообразно размещать в середине мастерской. Такое расположение верстаков позволяет учащимся постоянно видеть рабочее место учителя и обеспечивает удобный подход к станкам и инструментальным шкафам. К конструкции слесарных верстаков для мастерских вспомогательной школы предъявляются те же требования, что и в училищах профтехобразования. При хранении инструментов способом открытой выкладки в инструментам в ящиках слесарных верстаков целесообразно размещать весьма ограниченное число предметов (например щетка-сметка, щетка для чистки напильников и накладные губки к тискам). При выборе варианта размещения оборудования слесарной мастерской необходимо учитывать следующие требования: 1. Станки одной группы следует размещать в непосредственной близости один от другого. Это создает ряд хронологических удобств. Например, один сверлильный станок налажен на сверление, а другой — на зенкование тех же отверстий. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естественным светом разметочную плиту и токарные станки размещают вдоль окон. 2. Маломощные учебные станки (токарные и сверлильные) необходимо располагать ближе к участку ручной работы с таким расчетом, чтобы учитель, находясь на этом участке, мог быстро прийти на помощь учащимся V— VI классов, работающим на учебных станках. 3. Станки, предназначенные для самостоятельной работы школьников, необходимо размещать в общем помещении мастерских. Отдельную механическую мастерскую создают только в том случае, если она служит местом работы для всей группы учащихся. Исходя из требований охраны труда, учащимся не разрешается работать на станках в то время, когда учитель находится в другом помещении. Нецелесообразно также создавать различные ограждения участка машинной работы слесарной мастерской, так как эти ограждения могут помешать учителю быстро подойти к работающим на станках учащимся. Столярная мастерская. Помещение для столярной мастерской располагается на первом этаже, как правило, в торце школьного здания. Классный участок столярной мастерской отличается от слесарной мастерской прежде всего тем, что на рабочем месте учителя устанавливают столярный верстак для демонстрации трудовых приемов учащимся. На участке ручной работы размещают одноместные столярные верстаки с таким расчетом, чтобы при работе учащиеся были обращены лицом к классной доске. Один из возможных вариантов расположения верстаков в столярной мастерской показан на рисунке 8. Для того чтобы обеспечить устойчивость верстаков, их необходимо закрепить к полу. Высоту верстаков регулируют по росту учащихся. На каждом верстаке необходимо иметь щетку-сметку, отправитель для пиления (стусло), подкладную доску для долбления и лучковую пилу. Остальные инструменты и приспособления для ручной столярной работы рекомендуется хранить в инструментальном шкафу, который должен быть расположен так, чтобы не мешал передвижению учащихся. Кассы с инструментом необходимо поместить в шкафу с таким расчетом, чтобы полностью исключить всякую возможность получения травм, когда ученики достают инструмент из шкафа. Наиболее часто используемые инструменты располагают не выше, чем на уровне груди учащихся, чтобы за ними не нужно было тянуться или нагибаться. Инструмент и приспособления индивидуального и общего пользования (коловороты, выкружные пилы, струбцины и т. п.) хранят кассовым способом в общем инструментальном шкафу. Если позволяют габариты инструмент тального шкафа, инструменты индивидуального пользования целесообразно хранить наборами. В этом случае наборы инструментов на каждое рабочее место помещают в отдельных ящиках, для которых в инструментальном шкафу сделаны ниши. Независимо от способа хранения инструмента индивидуального пользования и приспособлений их нумеруют в соответствии с номерами рабочих мест учащихся. Участок машинной работы столярной мастерской состоит из токарных, сверлильных и заточных станков. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естественным светом названные станки рекомендуется располагать вдоль окон. Помещение столярной мастерской, в котором хранятся различные столярные материалы, изделия учащихся и установлены заготовительные станки (круглопильные, рейсмусовый, комбинированный), лишь условно можно назвать подсобным. Оборудование и поддержание порядка в этом помещении необходимо рассматривать не только исходя из технических и хозяйственных нужд, но и с точки зрения воспитательных задач. Наиболее удобный способ хранения столярных материалов в подсобном помещении предполагает использование стеллажей. При таком способе можно расположить материалы отдельно друг от друга, а каждое отделение стеллажа снабдить табличкой с соответствующим названием материала. Заготовительные станки должны быть оснащены вытяжной вентиляционной установкой. Швейная мастерская (рис. 9). Классный участок швейной мастерской включает рабочее место учителя и посадочные места для учащихся. Рядом с классной доской располагается демонстрационный щит (подрамник, на который натянута ткань). Стол учителя по своим размерам должен быть достаточным для показа приемов ручной работы. Картонажно-переплетная мастерская. На классном участке картонажно-переплетной мастерской размещаются стол и верстак учителя, столы для учащихся, шкаф для Хранения дидактических пособий и учебных принадлежностей учащихся. На участке ручной работы расположены рабочие места учащихся (столы с пластиковым покрытием). Столы рас полагают в зависимости от формы помещения мастерской в один или два ряда, но при любом варианте их положения во время работы школьники должны быть обращены лицом к классной доске. В тех случаях, когда-учащиеся преимущественно работают с костным клеем, в крышках всех столов прорезают отверстия дляустановки клеянок. Остальные конструктивные особенности столов для картонажно-переплетных работ зависят от характера операций, выполняемых школьниками. На участке ручных работ расположен инструментальный шкаф, в котором кассовым способом хранится инструмент. Здесь же установлена ванна для подогрева клея в клеянках. Применение ванны позволяет поддерживать нужную температуру клея. Ванна должна быть оборудована местной вентиляцией. Наполнение клеянок клеем производится учителем в подсобном помещении. На участке машинной работы устанавливают бумагорезальную машину, картонорезальный станок, пресс переплетный обжимной, биговально-перфорировальный станок, проволокошвейную одноаппаратную машину, ручной позолотный пресс, настольные сверлильный и заточный станки. В качестве дополнительного оборудования применяются механические прессы небольших размеров, изготовляемые в слесарной мастерской школы или шефствующим предприятием. Размещая указанное оборудование, следует руководствоваться правилом: более часто используемые станки и машины устанавливают ближе к участку ручной обработки, а рабочая зона такого оборудования должна быть большей площади. Шкафы для одежды учащихся находятся в подсобном помещении. Здесь же размещают шкаф-стеллаж для хранения картонажных материалов и законченных изделий учащихся. Рядом с входом в мастерскую размещают умывальник. Обувная мастерская (по ремонту обуви). В обувной мастерской классный участок устраивают по типу мастерских, в которых стол учителя не выполняет функцию верстака (для показа учащимся приемов работы). Кроме рабочего стола, на классном участке расположен демонстрационный верстак. В остальном оборудование классного участка не отличается от других мастерских. Верстак' учителя устанавливают на возвышении так, чтобы уровень крышки верстака совпадал с уровней крышек столов учащихся на классном участке. На участке ручной работы устанавливают верстаки для учащихся (индивидуальные рабочие места). Здесь же находится инструментальный шкаф, в котором инструмент и приспособления хранятся кассовым способом, а также шкаф для хранения незаконченных работ учащихся. У входа в мастерскую устанавливают умывальник, шкафы для хранения спецодежды учащихся. Если площадь мастерской не позволяет разместить свободно шкафы для спецодежды учащихся, то их можно расположить в подсобных помещениях. Участок машинной работы включает следующее оборудование: машина для отделочных операций при ремонте обуви, пресс для прикрепления деталей низа обуви, термоактиватор, шкаф для сушки клеевой пленки, швейная машина для ремонта верха и подкладки обуви, машина для обрезки и вырезания деталей низа обуви, электроточило и другие машины, в соответствии со спецификой обувных работ. В подсобном помещении устанавливают стеллажи для хранения материалов, запасных инструментов и приспособлений и стеллажи для обуви. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|