Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ




При обучении подростков труду в профтехучилище и массовой школе вводный инструктаж проводится непо­средственно перед практической работой. Цель вводного инструктажа — познакомить учащихся с содержанием предстоящей работы, правилами и последовательностью ее выполнения, приспособлениями и инструментами. Во вспомогательной школе этап подготовки к каждой прак­тической работе имеет более важное значение. Это объ­ясняется, во-первых, тем, что подготовить учащегося вспо­могательной школы к предстоящей работе методически гораздо сложнее, и, во-вторых, в это время не только про­исходит подготовка к конкретной работе (пошиву фарту­ка, изготовлению молотка), но и решается задача разви­тия общих умений школьников самостоятельно и правиль­но действовать, приступая к выполнению трудового за­дания.

В результате проведения подготовительных занятий учащиеся должны знать и четко представлять, что им не­обходимо сделать в процессе практической работы и ка­ким образом она будет совершаться. Кроме того, на под­готовительных занятиях надо заинтересовывать учащих­ся выполнением данной работы, а также провести двига­тельные тренировочные упражнения.

Таким образом, на подготовительных занятиях решаются следующие основ­ные задачи:

  • формирование знаний и представлений об эталоне из­делия;
  • составление плана работы;
  • повторение трудовых действий, необходимых для пред­стоящей работы;
  • формирование у школьников положительного отноше­ния к трудовому заданию.

Решению названных задач обычно не посвящают це­лое занятие. Эти задачи решаются в ходе комбинирован­ного занятия, которое включает как теоретические, так и практические задания. Перед тем как приступить к изготовлению изделия, проводятся 2—3 подготовительных занятия (в составе комбинированных) в зависимости от! сложности предстоящей работы и подготовленности к ней учащихся.

При изложении методических рекомендаций к проведению подготовительных занятий вопрос о воспитании у школьников положительного отношения к труду рассмотрен в связи с задачами обучения ориентировке в задании и планированию работы.

Формирование знаний и представлений об объекте; предстоящей работы. Качество работы двух учащихся4 одной и той же трудовой группы может быть совершенно; разным, даже если уровень развития двигательных тру­довых навыков у них примерно одинаков. Исследования показывают, что правильнее выполнит задание тот уче­ник, у которого сформирован более полный и четкий об­раз эталона изделия. Только при этом условии учащийся имеет возможность верно спланировать работу и при вы­полнении задания контролировать свои действия.

Учащихся IV—V классов учитель знакомит с эталоном изделия, как правило, с помощью натурального образца, представляющего собой точную копию изделия, которое предстоит им изготовить в процессе практической работы.

Качество изделия - эталона должно быть достаточно высоким, чтобы вызвать у школьников стремление изготовить такое же изделие самим. Интерес школьников к работе (положительные мотивы деятельности) зависит от того, насколько они считают данный объект труда полезным и значимым. Практические работы, предусмотренные программами, направлены на изготовление учащимися общественно полезных изделий, но в формировании, у них устойчивого интереса и желания выполнять ту или иную работу большая роль принадлежит учителю. Именно он имеет возможность создать в школьной мастерской атмосферу деловой целеустремленности, сформировать у" школьников желание выполнять любую общественно полезную работу с полной отдачей сил. Большой вред при-;: носит делу трудового обучения и воспитания такая педа­гогическая практика, при которой учитель разрешает выполнять работу в школьной мастерской главным образом для удовлетворения личных целей учащихся.

Рассматривая на подготовительном занятии вопрос о назначении изделия, учитель попутно выясняет, какие знания, необходимые для выполнения этой работы, уча­щиеся уже приобрели. Далее учитель рассказывает об использовании изделий учащихся. Например, перед изготов­лением строительных наборов кубиков (столярное дело, IV класс) он сообщает, что эти наборы кубиков предназ­начены для игровой комнаты младших классов. Уверен­ность учащихся в том, что их изделия имеют практиче­скую значимость, очень важна с воспитательной точки зрения. Поэтому передачу изделий, изготовленных школь­никами, в игровые комнаты, детские сады, на предприя­тия целесообразно организовать с их участием.

Следующий этап ориентировки учащихся в трудовом задании включает анализ устройства образца изделия и формирование соответствующих знаний и представле­ний. Учитель сообщает о названии материала, наличии деталей, частей, элементов, об их форме и расположении в изделии и способах соединения. Организует, запомина­ние этих сведений.

Содержание ориентировочных действий, которые вы­полняют учащиеся старших классов при анализе образца изделия, существенно отличается от тех же действий в младших классах, так как в этих группах обычно исполь­зуется разная основа ориентировочных действий. Учащие­ся младших и частично средних классов ориентируются в задании по натуральному образцу изделия, а в старших классах при обучении столярному, слесарному и в ряде случаев швейному делу (т. е. видам труда, предъявляю­щим к учащимся более высокие интеллектуальные требо­вания) ориентировочной основой действий, как правило, служит технический рисунок или чертеж.

Анализ натурального образца более доступен для умственно отсталых школьников как способ формирова­ния образа изделия, которое предстоит изготовить. В то же время необходимо учитывать, что свойства некоторых предметов школьники с трудом воспринимают при демон­страции натурального образца. Во многих случаях они не замечают небольшие по размеру части и элементы изде­лия (шайбы, прокладки, подгибы, сопряжения деталей, формы перехода одних поверхностей в другие и т. п.), а также элементы, мало отличающиеся от фона и скрытые от прямого наблюдения. В этих случаях для ориентировки учащихся в задании применяют макеты и технические ри­сунки изделий. Однако для учащихся IV—V классов эти наглядные пособия не могут служить основным ориенти­ром в формировании образа эталона изделия (таким ори­ентиром служит для них натуральный образец), но они помогают восприятию многих предметных свойств. В макетах и рисунках изделие может быть представлено в увеличенном виде, что облегчает восприятие малы! по размеру частей и элементов. Чтобы можно было показать отдельные детали, макеты делают разборными или прозрачными. Технический рисунок изделия и макет в тех случаях, когда они принимаются как дополнительный средства наглядности, позволяют более отчетливо отразить некоторые свойства предмета. С их помощью осуществляется подготовка школьников к чтению чертежа.

Показ натурального образца изделия, наглядных пособий, которые его дополняют, и даже предварительная; активизация внимания школьников этими средствами обучения еще не решают задачи формирования предметного образа у учащихся вспомогательной школы. Свойства из­делия, которое предстоит изготовить, только тогда более1 надежно закрепляются в памяти и становятся ориенти­рами в практической деятельности учащихся, когда они усваиваются в виде речевых характеристик. Умение школьников отражать свойства предметов в своей речи развивается на занятиях труда и на уроках общеобразо­вательных предметов.

Рассмотрим пример формирования образа изделия на одном из занятий столярного дела в IV классе по теме «Детали строительного материала прямоугольной фор­мы». На этом занятии учащиеся должны изготовить не­сколько кубиков-брусочков размером 40X40X40 мм. За­готовками служат бруски длиной 300 мм, каждая заго­товка предварительно выстрогана под размер 40x40 мм. Для того чтобы получить кубики указанных размеров, уча­щимся необходимо отпилить от заготовки брусок нужной, длины с использованием стусла и отшлифовать торцы. Казалось бы, перед школьниками поставлена очень про­стая задача. Однако нередки случаи, когда в этой работе у большинства учащихся форма торцевых граней кубиков получается неправильной. Отклонения от формы куба воз­никают как при отпиливании брусков, так и при их шли­фовке. Эти ошибки возникают прежде всего потому, что учащиеся не умеют оценивать свои действия на основе знаний, полученных ранее по общеобразовательным пред­метам и по труду. В нашем примере, чтобы избежать ука­занных недостатков в работе учащихся, учитель начинает урок с выяснения их знаний, приобретенных ранее на уро­ках математики.

С целью закрепления значения термина «грань» учи­тель спрашивает у школьников, сколько граней у кубика, и предлагает показать грани на других предметах не­сложной формы (граненый стакан, карандаш). Далее он подчеркивает, что все грани куба расположены относи­тельно друг друга под прямым углом, и помогает учащим­ся вспомнить, какой угол называют прямым (понятие о прямом угле они получили на уроках математики).

Пользуясь учебной таблицей, на которой показаны раз­личные углы, учитель предлагает учащимся выбрать среди них прямые. После выполнения этого упражнения ученики показывают прямые углы и грани, расположенные под пря­мым углом, на различных предметах мастерской.

Далее учитель объясняет учащимся, что определить на глаз, где прямые и не прямые углы, очень трудно, осо­бенно если разница невелика. Для точного определения углов служит инструмент — специальный угольник. С его помощью, например, можно проконтролировать располо­жение граней кубика. Показав, как это делается, учитель раздает школьникам угольники и образцы кубиков и пред­лагает поэтапно выполнить контрольные действия уголь­ником самостоятельно. Характерные ошибки, которые мо­гут допустить учащиеся при контроле углов кубиков, учи­тель показывает с помощью рисунков. Таким образом у школьников формируется понятие: «Деталь отпилена под прямым (не под прямым) углом».

Когда учащиеся уяснили правила контроля углов ку­бика с помощью угольника, учитель объясняет, что все грани кубика должны быть плоскими и гладкими. Обнов­ляя представления учащихся о плоской поверхности, он показывает приемы проверки качества обработки плоских поверхностей с помощью линейки, затем предлагает по­вторить их отдельным ученикам. Словесные характери­стики, которые учащиеся должны запомнить на этом эта­пе, могут быть сформулированы так: «Грани кубика долж­ны быть плоскими» и «Поверхности граней должны быть гладкими»,

Для закрепления этих характеристик учитель предла­гает учащимся проконтролировать кубики, у которых на­ряду с верно обработанными гранями есть грани, при об­работке которых допущены различные ошибки (перекос, выпуклость, заметные неровности).

В нашем примере название элементов изделия и ха­рактеристики его формы вполне доступны учащимся. Од­нако не всегда форму некоторых элементов изделия мож­но отразить в кратких словесных характеристиках так, чтобы они были понятны учащимся. Когда словесные характеристики тех или иных свойств предмета сложны для учащихся, учитель помогает им в формировании образа эталона изделия с помощью набора образцов, содержа­щего элементы, выполненные правильно и с характерны ми ошибками.

Большие возможности в развитии у школьников умения анализировать форму изделия содержат занятия < конструктором. Характеристика эталона изделия из унифицированных деталей конструктора обычно складывается из общих для всех изделий таких названий, как «винт» «гайка», «планка», «уголок», «скоба» и т. д., и определения места или положения каждой детали (например, планки крепятся на крайних отверстиях уголка, они поставлены снаружи или изнутри и т. п.).

При знакомстве с новым изделием необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся имели возможность взят! образец в руки и внимательно рассмотреть его со всех сторон. Этот момент очень важен, так как он позволяв' непосредственно воспринимать такие свойства изделия как шероховатость поверхностей деталей, их прочность способы соединения и т. п. Когда школьники из своихосматривают образец, они воспринимают его так же, как объект работы во время изготовления изделия.

Если проведение таких осмотров недостаточно организовано, то школьники, как правило, осматривают образе бегло, поверхностно. Эффективность осмотра часто снижается потому, что учащиеся не знают, на что они должны обращать внимание. Перед тем как раздать образец

изделий, учащимся целесообразно сообщить порядок изучения предмета и те его особенности, на которые следует обратить особое внимание. Например, в столярных изделиях это гладкость поверхности, величина зазоров в соединениях, правильность формы плоских граней, закруглений, уклонов и т. п. В изделиях швейного и обувной дела — форма шва, правильность строчки, качество поделки и др.

В процессе обучения учащихся старших классов неко­торым видам труда сведения об эталоне изделия они по­лучают из чертежа. Это наиболее сложный для школьни­ков вид ориентировки в задании, при котором они должны уметь создавать предметный образ в своем воображении на основе графических знаний. Здесь необходимо отме­тить, что учащиеся вспомогательной школы приобретают умения в чтении чертежей с большим трудом и очень мед­ленно.

Длительный период (IV, V и частично VI класс) основ­ным ориентиром для них служит натуральный образец, а технические рисунки и чертежи применяются в качестве дополнительных средств наглядности. Сопоставление чер­тежа и наглядного изображения с натуральным образцом позволяет умственно отсталым учащимся до некоторой степени овладеть условностями проекционного черчения. Учебные программы рекомендуют для ориентировки задании перед изготовлением некоторых изделий наряд! с их чертежами использовать натуральные образцы отдельных частей (элементов) изделия или макеты. Например, при изготовлении шерхебеля и рубанка на занятия! по столярному делу после изучения чертежей можно использовать разъемный макет изделия, позволяющий лучше продемонстрировать форму лотка. Иногда целесообразно использовать обратный прием: предварительно познакомив учащихся с конструкциями натуральных образцов, приступить к анализу чертежей. Обучение планированию. После того как учащиеся усвоили цель (конечный результат) своих трудовых действий, они приступают к составлению подробного плащ работы, включающего последовательность и содержание всех этапов работы. Задача по составлению такого плана может быть решена лишь в том случае, если учащиеся предварительно усвоили основные трудовые приемы, с помощью которых можно выполнить предстоящую работу В самом начале трудового обучения, когда учащиеся еще незнакомы с основными трудовыми приемами, они приступают к изготовлению изделия по плану, который им целиком сообщает учитель. В этот период учитель не только объясняет последовательность и содержание работы, но и практически показывает ее полностью. Перед объяснением и показом он предупреждает учащихся: |

  • первыми нужно обрабатывать те поверхности изделия (детали), от которых производится разметка (разметоч­ные базы);
  • предыдущая операция не должна ухудшать условия выполнения последующих операций;
  • последующие операции не должны нарушать резуль­таты предыдущих;
  • начав работать одним инструментом, нужно выполнить им все действия, какие можно, чтобы не возвращаться к этим операциям в последующей работе.

Организуя подготовительное занятие, учитель пресле­дует цель не только усвоения школьниками плана изготовления конкретного изделия, но и развития их общего умения планировать работу. В IV классе для уяснения учащимися плана работы часто бывает полезно обсудить.

1 О*7

Словесный отчет о последовательности всей работы затрудняет многих учащихся, особенно в IV классе. Им проще ответить на вопросы, касающиеся одной-двух опе­раций, например: «С чего нужно начинать работу?», «Что нужно сделать после того, как приготовлен инструмент и материал?» и т. п.

Изготовив несколько изделий по готовому плану, дан­ному учителем, учащиеся перед изготовлением других из­делий составляют план работы коллективно, в ходе бесе­ды. В этот период большая часть трудовых процессов им уже знакома. При планировании они встречаются только с некоторыми новыми приемами работы.

Один из недостатков в трудовой деятельности учащих­ся вспомогательной школы состоит в том, что они с боль­шим опозданием начинают осмысливать значение развер­нутой ориентировки в задании и развернутого плана вы­полнения практической работы. Содержание подготови­тельного занятия кажется им ненужным, не имеющим отношения к практической работе по изготовлению изде­лия. Имея в виду такой недостаток, учитель вынужден строить подготовительные занятия так, чтобы уделить внимание не только ориентировке учащихся в задании, но п убедить их в необходимости предварительного плани­рования. Например, в IV—V классах школьники должны знать, что перед началом работы следует внимательно изучить образец изделия, подумать, с какой технологиче­ской операции нужно начинать работу и что, закончив операцию, нужно проконтролировать изделие. Количество предметных образцов технологической кар­ты должно полностью соответствовать числу технологи­ческих операций, как правило, лишь в начале трудового обучения (в IV и частично в V классе), а в старших клас­сах такие карты применяются в мастерских для обучения подростков с более низким интеллектом (картонажно-переплетное дело и обувное дело). Во всех остальных ви­дах трудовой подготовки учащихся VI—VIII классов вспо­могательных школ число образцов предметного плана делают меньше числа операций, совмещая некоторые опе­рации на одном образце.

Технологическая карта на изготовление вешалки (сле­сарное дело) содержит 9 образцов: 1) заготовка, 2) раз­меченная по шаблону развертка, 3) начерчены центры отверстия для шурупов, 4) развертка вешалки вырублена с припуском на отпиливание, 5) выполнено опиливание по разметке, 6) просверлены отверстия, 7) отверстия прозенкованы, 8) зачищена поверхность изделия и притуплены острые углы на кромках, 9) выполнена гибка крючка.

В данном случае предметные образцы соответствуют количеству операций, необходимых для изготовления ве­шалки. В этом же классе к концу учебного года приме­няются технологические карты на изготовление изделий с меньшим числом предметных образцов по сравнению с числом технологических операций. В трудовом обучении умственно отсталых учащихся особенно важную роль играют предметные технологические карты, отражающие так называемые стандартные планы работы. Хорошо усвоив такой план, ученик может применить его с небольшими изменениями при изготовь линии различных изделий1. Например, при выполнении столярных соединений, применяемых во многих изделиях, меняются только размеры элементов соединений, а их кон­струкция и способы изготовления остаются постоянными. Применение стандартных планов работы значительно уп­рощает процесс планирования, так как в этом случае нет необходимости подробно продумывать повторяющиеся эта­пы работы. Например, при изготовлении различных швей­ных изделий, включающих окантовочные швы с закрытым срезом, работница руководствуется следующим планом:

1. Вырезать косую бейку шириной 2—3 см.

2. Сложить бейку с деталью лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и приметать на расстоянии 0,3— 0,6 см от срезов.

3. Притачать бейку швом шириной 0,4—0,7 см и уда­лить нитки приметывания.

4. Обогнуть срезы шва бейкой, выровнять шов.

5. Второй срез бейки подогнуть на 0,5—0,7 см, заме­тать и подшить ручными потайными подшивочными стеж­ками.

Приведенный план работы с небольшими изменениями можно использовать при изготовлении многих швейных изделий.

Предметная технологическая карта, отражающая стан­дартный план работы, может быть использована учителем для объяснения последовательности выполнения операций и при проверке знаний учащихся о порядке выполнения предстоящей работы. Большую помощь оказывает этот дидактический материал при составлении плана. После объяснения учителя учащиеся самостоятельно расставля­ют образцы в том же порядке, как предстоит выполнить работу, и называют соответствующие технологические опе­рации.

На основе содержания предметной технологической кар­ты могут быть построены задачи, направленные на акти­визацию планирующих действий школьников. Например, один образец учитель убирает и задает учащимся во­просы:

1. В каком месте предметной технологической карты необходимо расположить недостающий образец?

2. Какая технологическая операция пропущена?

3. Какие инструменты (оборудование, приспособления) применяются при выполнении данной технологической опе­рации?

Предметную технологическую карту иногда можно ис­пользовать для оказания индивидуальной помощи учащимся, которые явно не справляются с работой. В этом случае учитель дает ученику образцы по этапам выполнении соответствующих технологических операций. В VII—IX классах вспомогательной школы учащие составляют планы предстоящей работы письменно, заполняя бланки простой технологической карты.

: Фронтальная беседа, даже если она посвящена тех­нологическим вопросам, в частности вопросам планирова­ния предстоящей работы, должна проходить в дружеской обстановке. Только в такой беседе преодолеваются застен­чивость и некоторая инертность учащихся. Характер бе­седы зависит от педагогического такта учителя, интона­ции его речи, а также от того, как он предварительно на­строил учеников и смог решить организационные вопросы. Например, если учащиеся, находясь на своих рабочих местах, рассредоточены по мастерской, то в этих услови­ях провести беседу невозможно. Даже если учащиеся на­ходятся на классном участке, но место учителя располо­жено на возвышении (как рекомендуется в методических пособиях для массовой школы), это существенно затруд­няет организацию беседы с умственно отсталыми учащи­мися. В наибольшей мере способствует беседе расположе­ние учащихся за полукруглым столом рядом с учителем. В целях создания непринужденной обстановки в ходе бе­седы учитель может разрешить школьникам не вставать при ответах на вопросы, не делать замечания в тех слу­чаях, когда ответ ученика неполный, наводящими вопро­сами помочь дополнить ответ или предложить другим уче­никам высказать свое мнение. Особенно важно во время беседы учитывать индивидуальные особенности школь­ников.

Прежде всего необходимо продумать приемы акти­визации внимания учащихся, которые затрудняются отве­чать на вопросы, отстаивать свою точку зрения из-за де­фектов в произношении (заикание, шепелявость и т. п.). На первом этапе обучения таким ученикам можно разре­шить более краткие ответы, но постепенно приучать их к развернутым объяснениям.

В тех случаях, когда пассивность в беседе объясняет­ся низким уровнем интеллекта школьников, следует осо­бое внимание обращать на доступность задач, которые ставятся перед ними.

В беседе с такими учащимися большую роль играют различные средства наглядности (образцы предметов, тех­нологические карты, учебные таблицы, на которых пока­заны основные трудовые приемы работы), повторные объ­яснения технических сведений и постоянное внимание к их деятельности учителя. Необходимо следить за тем, что­бы неправильные ответы таких школьников на вопросы учителя не были предметом насмешек со стороны других учащихся.

Тренировочные упражнения. Овладение профессиональ­ными приемами труда осуществляется путем упражнений. Различают установочные упражнения - первоначальное усвоение рабочих приемов, тренировочные, учебно-производственные и рабочие.

Потребность в проведении тренировочных упражнений возникает в тех случаях, когда школьники знакомы с рабочим приемом, но он усвоен еще недостаточно и это может привести к ошибкам в работе и браку всего изделия. Например, учащиеся затрачивают много труда при вы­пиливании и строгании бруска из древесины, но допуска ют ошибки при долблении гнезд. Тренировочные упражнения проводятся также для ускорения темпа выполнении отдельных операций в предстоящей комплексной работе

Тренировочные упражнения в большинстве случае! школьники выполняют на предметных образцах, имеющих только учебное назначение. Например, упражнений по изготовлению прорезных петель они выполняют налоскутках ткани, установку заклепок — на обрезках лис­тового металла, нарезание узких полосок (из отходов кожи или бумаги) проводится при овладении резанием са­пожным (переплетным) ножом и т. п. Иногда тренировочные упражнения учащиеся выполняют на заготовках, предназначенных для деталей общественно полезных изделий. В этом случае учитель предупреждает школьников, что, отрабатывая то или иное движение, они не должны забывать о качестве детали. Чтобы не сковывать действия учащихся, в таких заготовках обычно увеличивают размеру припуска на обработку.

Преимущество упражнений на учебных образцах состоит в том, что ученики, выполняя рабочие приемы, действуют смелее, без риска испортить изделие. Опасения, что действия с объектом, не имеющим полезного назначения, снизят уровень положительного отношения школьников к труду, не оправданы. Как правило, учащиеся осознают необходимость подготовительных упражнений перед тем, как приступить к изготовлению общественно полезных изделии. Но это не значит, что тренировочные упражнения должны служить основным способом формирования трудовых умений и навыков. Учитель труда решает в каждом конкретном случае, на каких объектах учащиеся группы будут выполнять упражнения.

Организация тренировочных упражнений включает, по­мимо отработки исполнительных действий учащихся, анализ промежуточных и конечного результатов выполнения приема. На одно упражнение целесообразно отводить не: более 20 мин.

Учащиеся вспомогательной школы с большим трудом овладевают приемами работы с контрольно-измеритель­ными и разметочными инструментами (линейкой, уголь­ником, штангенциркулем, угломером). В начале обучения в мастерских (в IV—V классах) учитель проводит трени­ровочные упражнения с измерительной линейкой. Перед выполнением упражнения он знакомит школьников с уст­ройством линейки, используя такие средства наглядности, как увеличенный макет линейки, рисунки, отражающие различные приемы работы с ее помощью (определение длины отрезка по заданному размеру, отмеривание задан­ного отрезка на заготовке, определение размеров детали, проведение прямых линий).

Приведем пример организации тренировочного упраж­нения на определение длины отрезка по заданному раз­меру с помощью линейки. Учащиеся, находясь на поса­дочных местах классного участка, получают линейки. Учи­тель называет число миллиметров. Найдя соответствую­щее место на шкале линейки, ученик прижимает его боль­шим или указательным пальцем и поднимает руку с ли­нейкой так, чтобы шкала была обращена к учителю, ко­торый оценивает результат («правильно», «неверно»). За­дания учителя на определение длины отрезка по задан­ному размеру могут быть одинаковыми для всех учащих­ся группы и индивидуальными.

Если некоторые школьники затрудняются выполнить что упражнение правильно и, следовательно, они не уясни­ли, что такое заданная длина отрезка, то с ними необхо­димо проводить индивидуальные упражнения, например изготовление полосок бумаги по заданным размерам.

К тренировочным относятся также упражнения, выпол­няемые на специальных приспособлениях и тренажерах для контроля операций (например, тренажер для упраж­нений в координации движений рук токаря).

В данном и предыдущем параграфе были рассмотрены типы занятий, которые в условиях вспомогательной шко­лы наиболее сложны. Основное условие успешности про­ведения теоретических и подготовительных занятий заклю­чается в использовании приемов и методов, способствую­щих умственной активности учащихся.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных