Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В VIII—IX КЛАССАХ




Действующий в настоящее время учебный план вспомогательной школы предусматривает проведение производственной практики с учащимися VIII и IX классов (80 ч по 4 ч в день).

Большинство задач, которые решаются в ходе практики в VIII классах, направлено на ознакомление школьников с жизнью и работой производственного предприятия. Планируя практику, во-первых, учитывают задай дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков и нравственного воспитания школьников. Во-вторых, практика в VIII—IX классах должна быть нацелена на непосредственную подготовку учащихся к производственному этапу обучения, так как в X классах нецелесообразно затрачивать много времени на их адаптацию к производственным условиям.

Для проведения производственной практики на высоком уровне требуется предварительная психологическая подготовка учащихся. На занятиях труда в VI и VII классах в беседах с учащимися учитель сопоставляет поведение учащихся в мастерской, качество и количество их тру­да с соответствующими требованиями, которые будут предъявляться во время производственной практики, рас­сказывает о технологических процессах предприятий, ис­пользуя при этом диафильмы, серии фотографий, техни­ческую документацию изделий, которые изготовляли в ходе практики учащиеся старших классов. При проведе­нии экскурсий на промышленные предприятия целесооб­разно обращать внимание учащихся на те участки их работы, которые ближе к труду школьников во время практики.

При подготовке к практике учитель должен всесторон­не изучить условия предстоящей работы учащихся на про­изводстве (виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы, питание учащихся и т. п.). Па основании собранных сведений он составляет план проведения практики. В плане отмечаются наименование базового предприятия, сроки практики и часы ее прове­дения, руководители практики (от школы и предприятия), краткая характеристика работ учащихся по цехам (участ­кам), задачи практики, распределение учащихся по видам работ (рабочим местам) с учетом их индивидуальных воз­можностей, сроки предполагаемой смены видов работ. Кроме этого, в плане предусматриваются занятия-экскур­сии, во время которых учащиеся знакомятся с предприя­тием в целом, а также с отдельными технологическими процессами. План согласовывается с руководством пред­приятия и утверждается директором школы.

Непосредственно перед практикой учитель проводит инструктаж, во время которого, кроме указаний о поряд­ке проведения практики (время прихода на работу, рас­пределение школьников по участкам, время окончания ра­боты и т. п.), необходимо особо остановиться на соблю­дении дисциплины в местах общего пользования (столо­вой, бытовых помещениях).

В первый день практики учащиеся проходят инструк­таж по правилам безопасности труда. Его проводит работник соответствующего отдела предприятия. Однако учитель предварительно согласовывает с ним методы проведения инструктажа (так как учащиеся уже были ознакомлены с этими правилами, инструктаж лучше проводить в форме беседы). С особенностью инструктирований учащихся при получении трудовых заданий (доступности наглядность инструктажа) учитель знакомит других работников предприятия, участвующих в проведении практики (бригадиров, наставников, мастеров). Во время проведения практики особое внимание следует уделять правильной нагрузке учащихся, не допускать их физического переутомления и простоев в работе. Не обходимо также постоянно контролировать отношение школьников к выполняемой работе, своевременно выявлять случаи, когда учащиеся выполняют задание без же лания, устанавливать причину таких случаев и предпринимать соответствующие меры.

Кроме регулярных индивидуальных бесед с учащимися, учитель проводит коллективные беседы, на которые подводит итоги их работы за день, отмечает достижение и недостатки, рассказывает о выполнении плана цехами участками, бригадами. Ближе познакомиться с общественной жизнью предприятия позволяет участие практикантов в собраниях бригад, участков, цехов, однако решение об их участии в подобных мероприятиях учители принимает только тогда, когда эти мероприятия доступны школьникам.

В процессе практики ведется учет выполненной работы. Если практика проводится на учебном участке, учитывают работу бригадиры (выделяемые из числа учащихся). При распределении учебной группы по разным участкам учет ведут сами учащиеся в специальный тетрадях. Отметку о качестве работы и свою подпись ставит рабочий-наставник или бригадир (мастер).

Наиболее характерный недостаток в проведении пращ тики — очень низкий уровень знаний учащихся об организации базового предприятия и о той работе, которую они выполняют. Поэтому, кроме индивидуального иней инструктажа (который обычно проводит наставник) или группового (если работа проходит на учебном участке), направленного на объяснение предстоящей работы.

Необходимо проводить целевые экскурсии, позволяющие школьникам лучше познакомиться с данным предприяти­ем, понять его экономическую значимость. После каждой такой экскурсии учитель проводит занятие, на котором рассматриваются вопросы об основных технологических процессах предприятия в целом или одного из цехов (если предприятие большое), школьники делятся своими наблюдениями, дают характеристику станкам (машинам), приспособлениям и т. п.

По окончании практики проводится итоговое классное собрание, на котором присутствуют руководители школы и представители от базового предприятия. Учителя тру­да, проводившие практику, выступают с анализом работы и поведения школьников на производстве, зачитывают от­зывы о работе учащихся, полученные на предприятии. В обсуждении успехов и недостатков практики принима­ют участие школьники.

2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ |Х КЛАСС)

Один из путей завершения на начальном уровне про­фессиональной подготовки учащихся вспомогательной шко­лы— организация X класса с производственным обучени­ем. Главное условие организации X класса заключается в установлении тесной связи школы с производственным предприятием, располагающим необходимыми возможно­стями для практики учащихся по изучаемой специаль­ности.

В X класс зачисляются выпускники IX класса вспомо­гательной школы, которые по состоянию здоровья и интел­лектуальному уровню развития способны овладеть изучае­мой в данной школе профессией.

Трудовое обучение в X классе решает следующие за­дачи:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных