ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В VIII—IX КЛАССАХДействующий в настоящее время учебный план вспомогательной школы предусматривает проведение производственной практики с учащимися VIII и IX классов (80 ч по 4 ч в день). Большинство задач, которые решаются в ходе практики в VIII классах, направлено на ознакомление школьников с жизнью и работой производственного предприятия. Планируя практику, во-первых, учитывают задай дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков и нравственного воспитания школьников. Во-вторых, практика в VIII—IX классах должна быть нацелена на непосредственную подготовку учащихся к производственному этапу обучения, так как в X классах нецелесообразно затрачивать много времени на их адаптацию к производственным условиям. Для проведения производственной практики на высоком уровне требуется предварительная психологическая подготовка учащихся. На занятиях труда в VI и VII классах в беседах с учащимися учитель сопоставляет поведение учащихся в мастерской, качество и количество их труда с соответствующими требованиями, которые будут предъявляться во время производственной практики, рассказывает о технологических процессах предприятий, используя при этом диафильмы, серии фотографий, техническую документацию изделий, которые изготовляли в ходе практики учащиеся старших классов. При проведении экскурсий на промышленные предприятия целесообразно обращать внимание учащихся на те участки их работы, которые ближе к труду школьников во время практики. При подготовке к практике учитель должен всесторонне изучить условия предстоящей работы учащихся на производстве (виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы, питание учащихся и т. п.). Па основании собранных сведений он составляет план проведения практики. В плане отмечаются наименование базового предприятия, сроки практики и часы ее проведения, руководители практики (от школы и предприятия), краткая характеристика работ учащихся по цехам (участкам), задачи практики, распределение учащихся по видам работ (рабочим местам) с учетом их индивидуальных возможностей, сроки предполагаемой смены видов работ. Кроме этого, в плане предусматриваются занятия-экскурсии, во время которых учащиеся знакомятся с предприятием в целом, а также с отдельными технологическими процессами. План согласовывается с руководством предприятия и утверждается директором школы. Непосредственно перед практикой учитель проводит инструктаж, во время которого, кроме указаний о порядке проведения практики (время прихода на работу, распределение школьников по участкам, время окончания работы и т. п.), необходимо особо остановиться на соблюдении дисциплины в местах общего пользования (столовой, бытовых помещениях). В первый день практики учащиеся проходят инструктаж по правилам безопасности труда. Его проводит работник соответствующего отдела предприятия. Однако учитель предварительно согласовывает с ним методы проведения инструктажа (так как учащиеся уже были ознакомлены с этими правилами, инструктаж лучше проводить в форме беседы). С особенностью инструктирований учащихся при получении трудовых заданий (доступности наглядность инструктажа) учитель знакомит других работников предприятия, участвующих в проведении практики (бригадиров, наставников, мастеров). Во время проведения практики особое внимание следует уделять правильной нагрузке учащихся, не допускать их физического переутомления и простоев в работе. Не обходимо также постоянно контролировать отношение школьников к выполняемой работе, своевременно выявлять случаи, когда учащиеся выполняют задание без же лания, устанавливать причину таких случаев и предпринимать соответствующие меры. Кроме регулярных индивидуальных бесед с учащимися, учитель проводит коллективные беседы, на которые подводит итоги их работы за день, отмечает достижение и недостатки, рассказывает о выполнении плана цехами участками, бригадами. Ближе познакомиться с общественной жизнью предприятия позволяет участие практикантов в собраниях бригад, участков, цехов, однако решение об их участии в подобных мероприятиях учители принимает только тогда, когда эти мероприятия доступны школьникам. В процессе практики ведется учет выполненной работы. Если практика проводится на учебном участке, учитывают работу бригадиры (выделяемые из числа учащихся). При распределении учебной группы по разным участкам учет ведут сами учащиеся в специальный тетрадях. Отметку о качестве работы и свою подпись ставит рабочий-наставник или бригадир (мастер). Наиболее характерный недостаток в проведении пращ тики — очень низкий уровень знаний учащихся об организации базового предприятия и о той работе, которую они выполняют. Поэтому, кроме индивидуального иней инструктажа (который обычно проводит наставник) или группового (если работа проходит на учебном участке), направленного на объяснение предстоящей работы. Необходимо проводить целевые экскурсии, позволяющие школьникам лучше познакомиться с данным предприятием, понять его экономическую значимость. После каждой такой экскурсии учитель проводит занятие, на котором рассматриваются вопросы об основных технологических процессах предприятия в целом или одного из цехов (если предприятие большое), школьники делятся своими наблюдениями, дают характеристику станкам (машинам), приспособлениям и т. п. По окончании практики проводится итоговое классное собрание, на котором присутствуют руководители школы и представители от базового предприятия. Учителя труда, проводившие практику, выступают с анализом работы и поведения школьников на производстве, зачитывают отзывы о работе учащихся, полученные на предприятии. В обсуждении успехов и недостатков практики принимают участие школьники. 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ |Х КЛАСС) Один из путей завершения на начальном уровне профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы— организация X класса с производственным обучением. Главное условие организации X класса заключается в установлении тесной связи школы с производственным предприятием, располагающим необходимыми возможностями для практики учащихся по изучаемой специальности. В X класс зачисляются выпускники IX класса вспомогательной школы, которые по состоянию здоровья и интеллектуальному уровню развития способны овладеть изучаемой в данной школе профессией. Трудовое обучение в X классе решает следующие задачи: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|