ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИТрудовое обучение школьников неразрывно связано с их воспитанием. Плохо поставленное трудовое обучение неизбежно формирует у них отрицательные черты личности и привычки. Между тем условия профессионально-трудовой подготовки в большей мере, чем все остальные разделы школьного обучения, приближаются к производственным. Следовательно, те нравственные качества, которые приобретут школьники в трудовом обучении, прежде всего будут у них проявляться во время самостоятельной работы после выпуска из школы. Воспитательная работа в процессе трудового обучения учащихся направлена на решение следующих задач:
Общая педагогика для осуществления нравственна воспитания школьников рекомендует две группы методов: 1. Методы формирования нравственного сознания. 2. Методы формирования общественных норм поведения. К первой группе относятся рассказ или объяснение на этическую (т. е. связанную с нравственным поведением) тему; лекция на этическую тему; этическая беседа, диспут на этическую тему; самостоятельная работа учащихся с книгой. Во вспомогательной школе из этой группы методов применяют рассказ (объяснение) и беседу. В старших классах, кроме того, используют самостоятельную работу школьников с книгой. Учащиеся вспомогательной школы наиболее эффективно усваивают нравственные понятия во время хорошо продуманной, заранее и умело организованной беседы. Вторая группа включает приучение; упражнение; пример как метод воспитания; поощрения и наказания. Все перечисленные методы второй группы применяются во вспомогательной школе. Знакомство учащихся с нравственными понятиями происходит не только на занятиях труда, но и при обучении по общеобразовательным предметам (прежде всего на уроках истории и литературного чтения), а также во внеклассной работе. Однако трудовое обучение в силу своей практической направленности содержит наибольшие возможности в нравственном воспитании учащихся вспомогательной школы. Результаты проводимого учителем по труду воспитания во многом зависят от содержания и организации системы воспитательной работы в данной школе. Такая система опирается на ряд установок и правил, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми членами педагогического коллектива. Укажем на те из них, от которых непосредственно зависит воспитание в процессе трудового обучения. 1. Единство требований к воспитанию учащихся. Оно означает, во-первых, обязательность поддержания принятых данным педагогическим коллективом общих правил поведения школьников и, во-вторых, осуществление согласованных мер в отношении детей с отклонениями в поведении. 2. Систематическое изучение и обсуждение учителями и воспитателями индивидуальных особенностей морально-волевого развития воспитанников школы. 3. Четкость и продуманность установленных в школе и в учебных мастерских правил поведения и организации работы учащихся. 4. Обязательное принятие педагогических мер в ответ па положительные и отрицательные поступки школьников. 5. Уделение особого внимания повышению авторитета учителей трудового обучения у учащихся. ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ К числу характерных особенностей умственно отсталых учащихся относится их недостаточное умение учитывать собственное моральное поведение, а также имеющий нравственное значение поступки окружающих людей. Даже старшие школьники часто не могут правильно понять нравственное значение поступков своих товарищу или работников базового предприятия во время прохождения практики. Учитель может включать в беседу объяснение содержания таких нравственных понятий, как общественный долг, уважение к товарищам по работе, честность, ответственность, принципиальность и т. п. Объяснение содержания нравственных понятий особенно необходимо в связи с тем, что у учащихся вспомогательной школы часто обнаруживается неправильное и примитивное их толкование. Усвоение содержания тех или иных нравственных понятий еще не определяет характер поступков учащихся. Однако роль осознания учащимися нравственных понятий нельзя не учитывать, так как, приучая школьников к выполнению непонятных для них норм и правил поведения, задачу воспитания можно решить лишь формально. Уже на первом году обучения труду целесообразно добиваться от школьников умения объяснять содержание правил поведения в мастерской. Формируя понятия о трудовой дисциплине, учитель может привести доступные для школьников данного класса доказательства того, что любое отклонение от установленных правил приносит вред обучению, качеству работы учащихся и может быть причиной серьезных травм. В IV классе знания о нормах поведения и дисциплине труда усваиваются как ряд отдельных правил, каждое из которых учащиеся не только запоминают, но и могут объяснить на доступном им уровне. В старших классах дается более полное понятие о социалистической дисциплине. Учитель рассказывает о том, как влияет состояние трудовой дисциплины на производительность работы предприятия, цеха, участка и отдельного рабочего, а также на состояние народного хозяйства в целом и на жизненный уровень трудящихся нашей страны. Он приводит конкретные примеры из жизни производственного предприятия и работы выпускников школы. Учащиеся узнают, что социалистическая дисциплина труда — это дисциплина товарищества, взаимного уважения и доверия, что она основана на сознании необходимости выполнения установленных правил. К настоящему времени еще не разработаны рекомендации по проведению воспитательной работы во вспомогательной школе, которые бы отражали доступность тех или иных нравственных понятий для учащихся разных классов. Однако из общей психологии известно, что у школьников «сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельности (трудолюбие, настойчивость, внимательность, прилежание), затем— качества, выражающие отношение к другим людям (чувство товарищества, чуткость, сдержанность, упрямство), еще позже—качества, выражающие отношение к самому себе (скромность, самокритичность, хвастливость, зазнайство), и наконец — сложные синтетические качества, выражающие многосторонние отношения личности (чувство долга, чувство собственного достоинства и чести, целеустремленность) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|