Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ




Трудовое обучение школьников неразрывно связано с их воспитанием. Плохо поставленное трудовое обучение неизбежно формирует у них отрицательные черты лично­сти и привычки. Между тем условия профессионально-трудовой подготовки в большей мере, чем все остальные разделы школьного обучения, приближаются к производ­ственным. Следовательно, те нравственные качества, ко­торые приобретут школьники в трудовом обучении, преж­де всего будут у них проявляться во время самостоятель­ной работы после выпуска из школы.

Воспитательная работа в процессе трудового обучения учащихся направлена на решение следующих задач:

  • сформировать нравственные понятия и убеждения, ко­торые нашли отражение в моральном кодексе строителя коммунизма;
  • воспитать у школьников внутреннюю потребность тру­диться с полной отдачей сил на пользу обществу;
  • сформировать положительные качества личности, ха­рактерные для молодого человека, труженика социалисти­ческого предприятия: честность, принципиальность, целеуст­ремленность, организованность, скромность, отзывчивость;
  • преодолеть отрицательные черты в характере и пове­дении учащихся.

Общая педагогика для осуществления нравственна воспитания школьников рекомендует две группы методов:

1. Методы формирования нравственного сознания.

2. Методы формирования общественных норм поведения.

К первой группе относятся рассказ или объяснение на этическую (т. е. связанную с нравственным поведением) тему; лекция на этическую тему; этическая беседа, диспут на этическую тему; самостоятельная работа уча­щихся с книгой.

Во вспомогательной школе из этой группы методов применяют рассказ (объяснение) и беседу. В старших классах, кроме того, используют самостоятельную рабо­ту школьников с книгой. Учащиеся вспомогательной шко­лы наиболее эффективно усваивают нравственные поня­тия во время хорошо продуманной, заранее и умело орга­низованной беседы.

Вторая группа включает приучение; упражнение; при­мер как метод воспитания; поощрения и наказания.

Все перечисленные методы второй группы применяют­ся во вспомогательной школе.

Знакомство учащихся с нравственными понятиями про­исходит не только на занятиях труда, но и при обучении по общеобразовательным предметам (прежде всего на уроках истории и литературного чтения), а также во вне­классной работе. Однако трудовое обучение в силу своей практической направленности содержит наибольшие воз­можности в нравственном воспитании учащихся вспомога­тельной школы.

Результаты проводимого учителем по труду воспита­ния во многом зависят от содержания и организации си­стемы воспитательной работы в данной школе. Такая си­стема опирается на ряд установок и правил, которые долж­ны неукоснительно соблюдаться всеми членами педагоги­ческого коллектива. Укажем на те из них, от которых не­посредственно зависит воспитание в процессе трудового обучения.

1. Единство требований к воспитанию учащихся. Оно означает, во-первых, обязательность поддержания принятых данным педагогическим коллективом общих правил поведения школьников и, во-вторых, осуществле­ние согласованных мер в отношении детей с отклонения­ми в поведении.

2. Систематическое изучение и обсуждение учителями и воспитателями индивидуальных особенностей морально-волевого развития воспитанников школы.

3. Четкость и продуманность установленных в школе и в учебных мастерских правил поведения и организации работы учащихся.

4. Обязательное принятие педагогических мер в ответ па положительные и отрицательные поступки школьников.

5. Уделение особого внимания повышению авторитета учителей трудового обучения у учащихся.

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ

К числу характерных особенностей умственно отсталых учащихся относится их недостаточное умение учитывать собственное моральное поведение, а также имеющий нравственное значение поступки окружающих людей. Даже старшие школьники часто не могут правильно понять нравственное значение поступков своих товарищу или работников базового предприятия во время прохождения практики.

Учитель может включать в беседу объяснение содер­жания таких нравственных понятий, как общественный долг, уважение к товарищам по работе, честность, ответ­ственность, принципиальность и т. п. Объяснение содер­жания нравственных понятий особенно необходимо в свя­зи с тем, что у учащихся вспомогательной школы часто обнаруживается неправильное и примитивное их толкова­ние.

Усвоение содержания тех или иных нравственных по­нятий еще не определяет характер поступков учащихся. Однако роль осознания учащимися нравственных понятий нельзя не учитывать, так как, приучая школьников к вы­полнению непонятных для них норм и правил поведения, задачу воспитания можно решить лишь формально.

Уже на первом году обучения труду целесообразно до­биваться от школьников умения объяснять содержание правил поведения в мастерской. Формируя понятия о тру­довой дисциплине, учитель может привести доступные для школьников данного класса доказательства того, что любое отклонение от установленных правил приносит вред обучению, качеству работы учащихся и может быть при­чиной серьезных травм.

В IV классе знания о нормах поведения и дисциплине труда усваиваются как ряд отдельных правил, каждое из которых учащиеся не только запоминают, но и могут объяснить на доступном им уровне.

В старших классах дается более полное понятие о со­циалистической дисциплине. Учитель рассказывает о том, как влияет состояние трудовой дисциплины на производи­тельность работы предприятия, цеха, участка и отдельного рабочего, а также на состояние народного хозяйства в це­лом и на жизненный уровень трудящихся нашей страны. Он приводит конкретные примеры из жизни производст­венного предприятия и работы выпускников школы. Уча­щиеся узнают, что социалистическая дисциплина труда — это дисциплина товарищества, взаимного уважения и до­верия, что она основана на сознании необходимости вы­полнения установленных правил.

К настоящему времени еще не разработаны рекомен­дации по проведению воспитательной работы во вспомо­гательной школе, которые бы отражали доступность тех или иных нравственных понятий для учащихся разных классов. Однако из общей психологии известно, что у школьников «сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельности (трудолюбие, настойчивость, внимательность, прилежание), за­тем— качества, выражающие отношение к другим людям (чувство товарищества, чуткость, сдержанность, упрямст­во), еще позже—качества, выражающие отношение к са­мому себе (скромность, самокритичность, хвастливость, зазнайство), и наконец — сложные синтетические качест­ва, выражающие многосторонние отношения личности (чувство долга, чувство собственного достоинства и чести, целеустремленность)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных