ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ, ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯПринятая в школе система оценки индивидуальных результатов обучения позволяет учитывать степень усвоения программного материала каждым учащимся. На основании учета оценивается качество обучения в целом и вносятся коррективы в планирование учебного процесса. Однако оценка (и выставляемая на ее основании отметка) выступает для ученика не только как показатель уровня его достижений в учебе, но и как поощрение или наказание за его действия. Чтобы разобраться в том, каким образом оценка успеваемости в условиях вспомогательной школы поощряет успешные действия учащихся, необходимо остановиться на ее содержании. Главный смысл оценки заключен не в баллах, а в ее кратком комментировании (разъяснении учителем) т. е. в его оценочном суждении. При любой форме оценочного суждения в нем отражаются два момента: 1. Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практически действий (анализ работы). 2. Характеристика прилежания ученика во время работы и общие выводы по выполнению задания (могу быть отмечены также перспективы роста умений в дальнейшей работе). Оценивая качество работы школьника, учитель (и привлекаемые к этому другие учащиеся) объективно подходит к выявлению недостатков или положительных характеристик изделия и трудовых действий. Низкая способность школьника к труду не может служить основанием для того, чтобы не выявлять допущенные ошибки. Однако при оценке прилежания учащихся и в общих выводах по работе подход должен быть индивидуальным. Так, например, неточно подогнанные столярные соединения учитель оценивает как плохую, требующую переделки работу, если знает, что ученик допустил брак из-за невнимательности и способен сделать лучше. Но такие же по величине отклонения от заданной формы и размеров могут оцениваться положительна если учащийся работал с большим желанием и затратил максимум усилий, но в данный период обучения сделать лучше не в состоянии. Недостатки в изделии в обоих случаях выявлялись одинаково, но оценки прилежания и выводы по работе (а значит, и отметка) были, естественно, разными. Расхождение между результатами анализа работы и общей ее оценкой, безусловно, требует от учителя разъяснения, обращенного к группе, в котором на доступном для учащихся уровне дается обоснование выставленной отметки. Обычно, когда речь идет об оценке работы школьника, слабо успевающего в силу объективных причин, такое обоснование остальные учащиеся группы принимают как должное. Следует отметить, что расхождение между качеством работы и полученной отметкой допускается с целью формирования положительных мотивов деятельности. Оно не остается постоянным в процессе обучения. По мере развития трудовых способностей ученика такое расхождение сокращается. В старших классах его допускают в отношении очень немногих учащихся вспомогательной школы. На уроках труда учащимся выставляют отметки за теоретические знания и практическую работу. Причем отметку за практическую работу ставят на основании оценки качества результатов труда, правильности рабочих действий и.прилежания школьника. Однако правильность рабочих действий больше влияет на отметку за практическую работу в старших классах. Если ученик IV класса действовал нерационально (например, использовал менее-эффективный в данных условиях прием работы), но все же получил правильный результат, отметку ему не снижают, а ошибка отмечается в оценочном суждении учителя. Во вспомогательной школе метод поощрения (и особенно наказания) необходимо применять с большой осторожностью, с учетом индивидуальных особенностей школьников. Неумеренное поощрение одних учащихся иногда приводит к тому, что они начинают требовать поощрения от учителя, а наказание других — только усиливает их возбуждение и толкает к нарушению дисциплины. В практике работы вспомогательной школы поощрение— наиболее распространенное и эффективное средство. Это средство воспитательного воздействия помогает развитию у школьников настойчивости, целеустремленности, активности, способствует закреплению умений правильно вести себя в различных ситуациях, создает чувство удовольствия, прилив энергии, мобилизует его на повторение положительных поступков и действий, повышая уверенность в своих силах. Учащихся группы или бригады целесообразно поощрять за определенные виды работ, в которых участвуют названные коллективы. В этом случае чрезмерно частые поощрения также снижают их воспитательную ценность. Простейший вид поощрения — это одобрение действий или поступков школьников. Оно обычно выражается словами «правильно», «хорошо», «молодец», а также интонацией, означающей, что учитель доволен ответом или действием ученика. Исходя из конкретной обстановки, учитель может применить следующие меры поощрения:
В процессе воспитания учащихся учителю приходится их не только поощрять, но и наказывать. В результате применения наказания происходит торможение отрицательных действий в дальнейшем поведении школьника. Эта мера воспитательного воздействия требует от учителя» большого педагогического такта, всестороннего анализа? обстоятельств совершенного поступка, а также учета индивидуальных особенностей ученика, который во всех случаях должен знать, за что он получил наказание. Поэтому, наказывая ученика, учитель должен удостовериться в том, что учащийся понимает неправильность своего поступка. Любое наказание, применяемое в практике преподавания, должно быть предварительно продумано, и ни в коем случае нельзя допускать, чтобы эта воспитательная мера превратилась в оскорбление личности школьника. Во вспомогательной школе к учащимся применяют следующие меры наказания: замечание;
Во время занятия учитель нередко делает замечания учащимся по поводу тех или иных нарушений правил работы. Однако эти замечания в большинстве случаев нельзя рассматривать как меру наказания. Замечания или выговор могут быть сделаны не только отдельным учащимся, но и учебной группе. При этом нужно учитывать особенности взаимоотношений между учениками, обладает ли данный коллектив способностью осознать ответственность друг за друга. Когда эта способность развита слабо, замечание или выговор целесообразно адресовать только непосредственному виновнику нарушения. Приказание ученику встать у парты, стола учителя или классной доски эффективно воздействует на расторможенных, двигательно беспокойных детей. Эта мера наказания способствует тому, что учащийся быстрее сосредоточивается, становится более собранным. Наказывая учащихся таким образом, нельзя заставлять их стоять долго. Большая статическая нагрузка может привести к физическим страданиям, что противоречит принципам советской педагогики. В ряде случаев, когда двигательное беспокойство проявляется у нервно ослабленных школьников постоянно, вместо наказания желательно применять метод отвлечения. Не следует использовать такую меру наказания, как удаление провинившегося ученика из мастерской. Если нарушения правил поведения можно объяснить особенностью дефекта школьника (не дает продолжать занятие, высокий уровень возбуждения, агрессивность), то его надо не наказывать, а направить в кабинет школьного врача. По поводу воспитания учащихся с психопатоподобным поведением учитель постоянно консультируется со школьным врачом, который со своей стороны принимает меры, направленные на нормализацию их поведения (внушение, медикаментозное лечение). В качестве наказания может быть временное отстранение ученика от работы или лишение его права участвовать в коллективной (пооперационной) работе. Естественно, что такое наказание может применяться к ученику, который любит труд, тяготится бездействием и стремится не отстать от товарищей
Лекция IX. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАНОВ УЧИТЕЛЯ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НИМ Подготовка учителя к занятиям трудового обучения включает широкий круг самых различных вопросов: совершенствование устройства мастерской, материальное обеспечение занятий, разработка технологии изготовления изделий, установление связей с предприятиями (для организации экскурсий, получения заказов) и т. п. Иногда можно видеть, что занятый решением подобных вопросов учитель меньше уделяет внимания своей главной задаче, которая состоит в наиболее эффективном построении учебно-воспитательного процесса. Безусловно, оборудование мастерских, материальное оснащение и другие организационно-хозяйственные вопросы являются важными условиями трудового обучения. Однако подготовка к занятиям труда не может заключаться только в решении этих задач. Есть немало примеров, когда низкие результаты преподавания наблюдаются в хорошо оборудованных мастерских. Чаще всего это бывает связано с недостатками планирования трудового обучения и воспитания. Спланировать учебно-воспитательный процесс — это значит установить рациональную последовательность изучения нового программного материала, порядок и объем повторения, определить цели и задачи обучения, а также время, необходимое для изучения отдельных тем и вопросов с учетом их значимости, правильно подобрать формы, методы и приемы обучения. Планы разрабатываются на основе учебной программы и учитывают восприимчивость к обучению учащихся данной группы. В существующих по этому вопросу рекомендациях предусматривается, что учитель труда готовит для своей. контршаблонов» темой «Ремонтно-сборочные работы». Такая замена позволяет (учитывая, что данный вид работы изучается также в IIIчетверти) успешнее переключиться на этап производственного обучения. Планирование на четверть может быть ограничено решением рассмотренных нами двух задач. Некоторые учителя считают нужным в четвертном плане указывать примерные изделия по темам, что дает возможность заблаговременно подготовить нужный материал и наглядные пособия. Основная задача тематического планирования состоит в правильном распределении материала отдельной темы по занятиям. При этом в первую очередь учитывается логическая последовательность планируемых для изучения технических сведений и приемов работы. Например, раньше следует частично ознакомить школьников с устройством станка (машины), а затем — с приемами работы на нем, так как в процессе обучения приемам потребуются знания конструктивных особенностей станка. В большинстве случаев распределение учебного материала темы по занятиям диктуется технологической последовательностью работы. Если распределение учебного материала рассматривать с точки зрения педагогики, то наиболее важным является такое распределение, которое бы создавало на каждом занятии оптимальную умственную и физическую нагрузку для учащихся. Планируя изучение конкретной темы, учитель намечает цели каждого занятия, прогнозирует результаты учебно-воспитательной работы (например, сформировать начальные знания по теме или дополнить, закрепить знания), а не предметные результаты — объекты труда учащихся. При небольшой сложности новых технических сведений знания могут быть сформированы за период изучения данной темы. Решая двигательные задачи трудового обучения, учитель ставит цель сформировать практическое выполнение определенного приема работы. Однако задача автоматизации трудового комплекса действий (формирования навыка) в этот период может еще не планироваться. Например, приемом разметки с помощью рейсмуса в столярных мастерских учащиеся пользуются начиная с V класса, но ставить цель овладеть прочными навыками в применении этого инструмента можно лишь в VII—VIII классах. Поэтому в V и VI классах целесообразно планировать совершенствование приема разметки рейсмусом (уточнение правильности действий без форсирования их темпа). В старших классах планирование формирования навыков по основным технологическим операциям данного вида труда вполне правомерно и необходимо. Однако нужно учитывать, что такая цель может быть поставлена в плане обучения по той теме, которая действительно создает благоприятные условия для развития навыка. Например, если в швейной мастерской ученицы шью»т платья для себя на бытовых швейных машинах, то эта работа мало способствует формированию навыков, нужных для подготовки швеи-мотористки. Поэтому в данном случае, планируя задание, ставить цель формировать двигательные навыки работы на швейной машине нецелесообразно. Помощь учащимся в планировании работы может быть оказана путем применения технологической карты. Таким образом, в тематическом плане учитель указывает условия ориентировки в задании и планировании работы учащимися на все изделие и отдельно — на более трудную деталь (вид соединения). Могут быть и противоположные по своему характеру случаи, когда учащиеся меньше затрудняются в ориентировке и планировании отдельных деталей, чем всего изделия (например, если аналогичные детали учащиеся неоднократно изготовляли раньше в связи с работой над другими изделиями). В тех программных темах, по которым предлагается изготовить несколько изделий, условия ориентировки и планирования на каждое изделие часто бывают неодинаковыми. Например, в теме «Работа с тканью» (швейное дело, IV класс) указаны два изделия: мешочек для хранения работ и повязка для дежурного с завязками из тесьмы. План работы по изготовлению мешочка составляется в коллективной беседе (раньше выполнялось подобное изделие), а план изготовления повязки дает учитель, так как он содержит больше нового для учащихся. Таким образом, в начале тематического плана могут быть указаны какие-то одни условия ориентировки и планирования на все работы по теме или для каждой работы отдельно, например: «Пошив постельного белья — ориентировка в групповой беседе по образцу, самостоятельное планирование работы. Пошив блузок — ориентировка и планирование в беседе с использованием комбинированной технологической карты. Создание на уроках труда условий, способствующих развитию умений у школьников ориентироваться в задании и планировать свою работу, а также отражение этих условий в планах учителя — важная задача. Ее правильное решение следует рассматривать как один из основных показателей уровня проводимой учителем коррекционной работы. Помощь учащимся в ориентировке и планирования работы (в общетрудовых умениях) на каждом занятии будет заключаться в следующем: — анализ образцов и рисунков изделий проводит учитель; — он объясняет учащимся план работы и показывает как выполнение изделия в целом, так и отдельные приемы работы; — в ходе работы план отдельных ее этапов повторяется; — после выполнения изделий учащиеся рассказывают о последовательности проделанной работы. Распределив программный материал по занятиям, учитель вносит в него необходимые дополнения. Например, ко 2-му занятию целесообразно добавить: «Сравнение алюминиевой и медной проволоки со стальной», «Прием откусывания колец в два оборота от спирали с предварительной разметкой», «Прием соединения колец в два оборота между собой». К 4-му занятию добавляется указание о приеме соединения концов проволоки с помощью ниток и клея. Содержание занятий дополняется также указаниями на необходимые упражнения. Например, в 1-е и 2-е занятия включаются упражнения в отмеривании по линейке - обучения и воспитания 1. Это помогает им в составлений поурочных планов, но в какой-то мере увеличивает время на разработку тематических планов. После заполнения графы «Содержание занятий» учитель формулирует темы занятий. В этих формулировках необходимо отразить главные задачи, которые будут решать школьники на данном отрезке времени. Как правило, формулировка темы занятий состоит из двух фраз. В первой из них отражаются основные вопросы технических сведений, во второй — практическая работа. Если занятия не включают нового теоретического материала (познавательный этап содержит только повторение технических сведений), то они формулируются только в соответствий с практической задачей. В отдельных случаях, когда все занятие посвящено лабораторной работе, формулировка темы будет совпадать с названием этой работы. Последней заполняется графа «Повторение». В тематический план материал повторения входит в сокращенном виде. Более конкретно вопросы повторения даются в поурочном плане. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|