ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КОМПЛЕКСНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫВо время теоретических и подготовительных занятий учащиеся приобретают необходимые для предстоящей работы знания и представления, знакомятся с новыми приемами труда, выполняют тренировочные упражнения, отрабатывают отдельные профессиональные приемы. Однако этого еще недостаточно для развития способности умел! действовать в разных ситуациях трудовой деятельности. Учитывая реальные возможности учащихся, учитель может облегчить трудовое задание за счет некоторого упрощения технологии работы. Например, в начале профессионально-трудового обучения физически ослабленные школьники получают заготовки с меньшими припусками на обработку, а отдельным учащимся может быть предоставлена возможность выполнять наиболее сложные для них операции с помощью направителей и других приспособлений, облегчающих получение конечного результата работы (разметочные шаблоны, кондукторы)1. Время, которое затрачено школьниками на комплексную практическую работу, и качество изделия в значительной мере зависят от организации их умственных действий в ориентировке, в планировании, самоконтроле. В процессе изготовления нового изделия учащихся в первую очередь затрудняет выполнение умственных трудовых действий и умственных компонентов двигательных действий. В этих условиях нецелесообразно значительно форсировать темп работы учащихся, так как это ухудшает обдумывание предстоящих операций и контрольных действий. По с другой стороны, на комплексные практические работы учебной программой отводится основная доля времени трудового обучения в девятилетней вспомогательной школе. Поэтому неоправданные переходы школьников по мастерской, разговоры с товарищами, вялый темп трудовых действий — все это усваивается учащимися как определенный стиль работы, существенно мешающий подготовке к производительному труду. Для обеспечения нужного темпа работы учащихся учитель сообщает им сроки выполнения задания, в необходимых случаях намечает также сроки выполнения промежуточных операций. Однако установление сроков выполнения работы (изученных программных тем) в условиях вспомогательной школы га должно создавать трудностей в решении учебно-воспитательных задач. В число стимулов, вызывающих у школьников положительные мотивы трудовой деятельности, входит получение готового изделия как результата собственного труда. В старших классах такие положительные мотивы поддерживаются сравнительно длительное время, а в IV и V классах нередко бывает, что интерес учащихся к работе падает еще задолго до ее завершения. Следовательно, совершенно неправильно планировать, например, в IV классе изготовление одной, относительно сложной модели (игрушки) за время, отведенное на тему, если программой рекомендуется в этот же срок выполнить 2—3 более простых изделия. Наибольший эффект в обучении дают комплексные практические работы, построенные с учетом основных педагогических требований к уроку: осуществляются по плану, который заранее всесторонне обдуман учителем с необходимыми фронтальными объяснениями, демонстрацией различных средств наглядности, анализом ошибок учащихся и т. д. Практика показывает, что успешно осуществлять основные педагогические требования к уроку в полной мере удается только при фронтальной организации работы, включающей дифференцированный подход к учащимся. Некоторые методисты считали, что учащиеся трудовой группы вспомогательной школы отличаются в труде друг от друга настолько, что фронтальную работу по изготовлению однотипных изделий организовать нельзя. Иногда так судят только потому, что фронтальной признавали работу в том случае, когда каждая трудовая операция выполняется учениками группы одновременно. Однако известно, что этого обычно не бывает даже при обучении труду учащихся в массовой школе. Фронтальной, на наш взгляд, считается такая работа, которая при одном и том же технологическом процессе для всех учащихся группы содержит следующие этапы:
Для того чтобы фронтальность практической работы, группы не нарушалась, учителю необходимо своевременно: выявлять причины отставания отдельных учащихся и постоянно заботиться об устранении ошибок и недостатков в их работе. Одновременно планируется повышение сложности работы или дополнительные задания для учащихся, которые имеют высокие показатели в труде. В тех видах труда, где за время изучения данной темы| предлагается подготовить несколько одинаковых изделий; (картонажно-переплетное и обувное дело), фронтальность, работы группы поддерживается также путем определений индивидуального количества изделий для отдельных учащихся. Текущий инструктаж. В ходе выполнения трудового! задания учитель контролирует и направляет работу учащихся, делает им замечания, задаст вопросы, объясняет или напоминает некоторым из них правила выполнений приемов работы. В целом эту деятельность учителя принято называть текущим инструктажем. Характер текущего инструктажа в основном зависит! от особенностей учебно-трудовой группы в целом и возможностей каждого ученика. Часто в ходе текущего инструктажа учитель касается вопросов воспитания бережливости соблюдения правил трудовой дисциплины, аккуратности в работе и других положительных качеств личности школьников. Инструктаж может быть групповым фронтальным или индивидуальным. Вопрос о выборе вида инструктажи очень важный. Групповой инструктаж позволяет одновременно довести сообщение до сведения всех учащихся. Это значительно экономит время работы учителя дает ему возможность больше внимания уделить каждому ученику во время работы. Правильно организованный групповой инструктаж проводится в условиях, при которых объяснение учителя воспринимается лучше, так как учащиеся в этом случае прекращают работу и производственные шумы не мешают объяснению. Но необходимо учитывать, что фронтальный инструктаж до некоторой степени нарушает ритм работы учащихся. Слушать объяснения учителя вынуждены и те учащиеся, которые хорошо справляются с работой. Индивидуальный инструктаж также имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны данного вида инструктирования заключаются в его целенаправленности, конкретности и широком диапазоне глубины анализа и полноты объяснения учителя. В одном случае его объяснение может быть подробным, а в другом — он ограничивается кратким замечанием. Основной недостаток индивидуального инструктажа, особенно если он продолжителен, состоит в том, что в этот момент учителю очень сложно контролировать работу остальных учащихся группы. Таким образом, при выборе вида инструктажа в ходе комплексной практической работы следует учитывать, что ее эффективность ухудшают и частые прекращения работы учащихся для группового инструктажа, и бесконтрольные действия остальных учеников, когда учитель занят индивидуальным инструктажем. Выбор вида инструктажа в значительной мере определяется содержанием вопроса, в отношении которого необходимо объяснение. Если этот материал полезно напомнить всем учащимся, то, как правило, проводится фронтальный инструктаж. Например, после того как школьники приступили к работе, учитель видит, что большинство из них действуют неуверенно, а некоторые допускают ошибки. Он останавливает работу группы, собирает учащихся к рабочему месту школьника, допускающего наиболее типичную ошибку, или к демонстрационному щиту с предметной технологической картой и проводит нужное объяснение. Таким же образом учитель поступает, если допущена характерная ошибка в выполнении приема работы или с целью показа трудового приема в качестве образца для подражания. Если возникает необходимость остановить работу учащихся, предложить им занять места на классном участке и повторить учебный материал более основательно, значит, были недостатки в проведении подготовительных занятий. Групповой текущий инструктаж иногда оправдан всвязи с решением воспитательных задач, так как воспитательный эффект группового инструктажа в ряде случаев выше. Например, если ученик в процессе работы нарушил трудовую дисциплину, то учитель может провести анализ его поступка со всей группой. Правильность такого решения должна быть обоснована исходя из конкретных условий (характер нарушения, особенности личности ученика, отношение к нему других учащихся группы). Учителя труда, имеющие большой педагогическим опыт, заранее планируют отдельные вопросы, которые необходимо затронуть в ходе комплексной практической работы. Такое планирование основывается на умении прогнозировать возникновение тех или иных ошибок во время выполнения учащимися предстоящих технологических операций. В таких случаях вид инструктажа не зависит отситуаций, сложившихся на занятии, а выбран учителем за! ранее. Например, текущий инструктаж проводится в начале второго или третьего часа занятия, перед тем как продолжить работу, после перерывов. На занятиях труда во вспомогательной школе очень! важно не только правильно провести инструктаж, но и проконтролировать его результаты. Например, иногда можно наблюдать, как учитель после длительного объяснения задает вопрос учащимся: «Вам все понятно?» Учащиеся отвечают молчанием, и учитель дает команду приступить к работе. Через несколько минут выясняется, что многие учащиеся группы не поняли объяснение. Приходится объяснять вторично, хотя можно было бы перед тем, как предложить учащимся приступить к работе, проверить эффективность инструктажа путем постановки соответствующих вопросов. Развитие самоконтроля. Многие вопросы текущего инструктирования учащихся так или иначе связаны с их умениями контролировать свои действия. Задача развития! контрольных действий в труде у учащихся вспомогательной школы имеет исключительно важное значение. Умение правильно проконтролировать каждый этап' своего труда закладывается у школьников до начала комплексной практической работы, в основном на подготовительных занятиях. В это время у них формируются соответствующие образы-эталоны промежуточных и конечного результатов труда, а также актуализируются образы двигательных действий. В ходе работы учащиеся постоянно сопоставляют воспринимаемый ими объект труда, различные положения инструмента, рук, прилагаемые усилия с теми образами, которые хранятся в их памяти. Если же образ эталона изделия был сформирован неправильно или неполно, то контрольные действия не принесут нужного результата — учащиеся, допустив ошибки в работе, их не заметят. Чтобы найти ту или иную ошибку в этом случае, ученики должны возвратиться к анализу образца изделия— уточнить свои представления об эталоне, после чего их контрольные действия могут дать нужный результат. Учащиеся вспомогательной школы часто допускают ошибки и в самом контрольном действии (ошибки самоконтроля). Некоторые из этих ошибок связаны с неумением выполнять контрольное действие (применить линейку, угольник, штангенциркуль), другие объясняются отсутствием такого действия в нужный момент работы. В последнем случае учащиеся могут правильно представлять эталон изделия (действия), но это представление в нужный момент не актуализируется. Таким образом, инструктаж учителя во время практической работы должен строиться с учетом характера возникновения ошибок у школьников. В настоящее время еще можно встретить неправильный подход к текущему инструктированию учащихся, когда учитель не пытается установить причину ошибки, а сразу сообщает им результат контроля, который выполнил сам. Например, подойдя к верстаку ученика, учитель говорит: «Ты неправильно склеил коробку: клапаны должны находиться внутри, а на твоем изделии они снаружи». И далее он указывает, каким образом нужно исправить брак. Подобная «помощь» не только не развивает общетрудовые умения этого ученика, но и приучает его действовать бездумно, только по указанию учителя. Более высоких результатов в развитии самоконтроля достигают учителя труда, оказывающие на первоначальном этапе инструктажа минимальную помощь школьникам, допустившим ошибки в работе. Прежде чем делать замечание или объяснять ошибки, учитель стимулирует мышление учащихся, для того чтобы каждый из них попытался сам найти свои ошибки. Так, в приведенном выше примере сначала целесообразно задать вопрос ученику: «Правильно ли ты сделал коробку?» Этот вопрос активизирует контрольные действия школьника. Эффективный способ обучения самоконтролю — индивидуальный показ контрольных действий непосредственно па рабочем месте ученика. При этом учитель может продемонстрировать приемы самоконтроля на предметном образце технологической карты и на объекте труда школьника. Показав контрольные действия, он предлагает ученику их повторить и найти ошибку самостоятельно. Обнаружив ошибку, учащийся должен дать ей характеристику («В конце бруска завал», «Пропил зашел за риску», «Надрез сделан не по разметке» и т. п.). Необходимо отметить, что умение охарактеризовать ошибку сформировать у школьников особенно трудно, когда учитель сам дает неконкретные характеристики ошибок («Ты сделал недостаточно хорошо», «Можно сделать лучше», «Качество твоей работы низкое» и т. п.). Следует иметь в виду, что высказывания учителя относительно ошибок учащихся, как и приемы их определения, всегда носят обучающий характер. Основы умений контролировать свои действия, результаты трудовых операций, работу в целом закладываются на теоретических и подготовительных занятиях. Во время комплексных практических работ эти знания и умения совершенствуются, происходит формирование навыков самоконтроля. На занятиях труда во вспомогательной школе выявляется сравнительно небольшая группа учащихся, у которых недостатки самоконтроля связаны в основном с глубоким нарушением пространственной ориентировки. Такие учащиеся затрудняются охарактеризовать форму изделия или начальное расположение деталей (элементов). Они путают значения слов «право» и «лево», значения предлогов, обозначающих пространственное расположение. Небольшое усложнение изделия вызывает у них непропорционально высокие трудности в формировании предметного образа. Во время самостоятельной работы они допускают значительные ошибки, которые не сразу замечают. Специальные исследования показывают, что недостатки таких учащихся поддаются коррекции. Учителю необходимо больше уделять им внимания прежде всего на этапе ориентировки в трудовом задании. Учащиеся этой группы обычно перед началом практической работы 2—3раза повторяют характеристики изделия-образца. Используя различные методические приемы, можно формировать у них устойчивые представления об эталоне изделия, а через эти представления научить приемам самоконтроля. Использование станочного (машинного) оборудований в комплексных практических работах. Практические работы могут включать станочные (машинные) операции наряду с ручными. По некоторым видам трудового обучения основная часть технологического процесса осуществляется на станках, например пошив изделий на швейных машинах по готовому крою. Профессиональное трудовое обучение мальчиков во вспомогательных школах в настоящее время ориентируется на специальности, в которых большинство операций; выполняется вручную. Однако, во-первых, эти специальности включают также и применение станочного оборудования (сверление в слесарном и столярном деле, применение машин в картонажно-переплетном и обувном деле) и во-вторых, учебные программы включают задачу ознакомления учащихся со станочными работами, которые являются смежными с изучаемой специальностью (например токарные, фрезерные работы). Обучение школьников работе на станках помогает лучше усвоить не только конкретные, но и общие умения. В данном виде деятельности: умение внимательно следите за движением рабочих органов станка, контролировать правильность его работы по звуку или вибрации, соблюдать правила безопасности и т. п. Овладев общими умениями в процессе работы на станке одного типа, учащиеся значительно легче овладевают приемами работы на других типах станочного оборудования. Во вспомогательных школах наиболее распространенные работы, выполняемые на станках (машинах) с электроприводом, — токарные и сверлильные (по обработки металла и древесины), шитье на производственных швейных машинах (обувное и швейное дело), работа на комбинированной отделочной машине при ремонте обуви, заготовительные работы в столярном деле и заточка инструмента на электроточиле. Рассмотрим организацию станочных работ учащихся в тех случаях, когда эти работы дополняют изучаемую основную специальность. Например, действующие программы по слесарному и столярному делу отводят большое количество учебных часов на токарные работы, которые дополняют основной вид трудовой деятельности учащихся. В слесарных и столярных мастерских устанавливают не менее трех токарных станков (один из них должен быть производственного типа). Знакомство учащихся с устройством токарного станка по дереву (в столярной мастерской) и токарно-винторезного станка (в слесарной мастерской) начинается на теоретических занятиях. На этих же занятиях изучаются правила безопасности работы на станках и проводятся некоторые установочные упражнения (пуск и остановка станка, управление рукоятками суппорта, установка, закрепление заготовки и резца). Некоторые из этих упражнений затем повторяются как тренировочные. Например, на теоретическом занятии после объяснения учителя учащиеся по очереди выполняют пробные действия по перемещению суппорта в продольном и поперечном направлениях (без включения станка), на последующих занятиях каждый ученик самостоятельно тренируется в выполнении таких действий более длительное время. В условиях обычной слесарной и столярной мастерской (т. е. при наличии 3—4 токарных станков) программные темы по токарному делу изучаются параллельно с другими темами1. В некоторых вспомогательных школах учащиеся выполняют токарные работы во время практического повторения. При этом объекты токарных работ, как правило, не связаны с технологией изготовления изделий, предусмотренных повторительной темой. Такое сочетание нельзя признать правильным, так как выполнение токарных операций отвлекает школьников от решения задач практического повторения и прежде всего совершенствования темпа работы. Наиболее целесообразно изучение токарного станка и выполнение учащимися токарных операций сочетать с комплексными практическими работами. Особые трудности первоначального овладения станочными операциями возникают у отдельных учащихся для которых характерны выраженные нарушения внимания, поведения, а также некоторых двигательных функц ИЙ1. Первые установочные операции на токарных станках учащиеся с названными нарушениями выполняют под посредственным наблюдением учителя. Опыт показывав что целесообразно первые токарные работы таким школьникам выполнять во внеурочное время, когда учитель имеет возможность постоянно держать их в поле зрения. Учащиеся VII—IX классов могут выполнять раб» на токарных, сверлильных, фрезерных и строгальных стан ках по мере необходимости, когда этого требует тещ логия изготовления изделия. Например, при изготовлении табуретки учащийся вытачивает ее ножки на токарном станке по дереву, на сверлильном станке сверлит для ножек, а остальные операции выполняет вручную Заключительный этап занятия. Прочность знаний школьников во многом зависит от того, как проводится заключительный этап каждого занятия. Наиболее важный момент заключительного этапа занятия — проверка полученных учащимися знаний. К сожалению, еще встречается формальный подход к обучению, когда значительную часть технических сведений учащиеся не усваивают, а учитель не предпринимает действенных мер для исправления создавшегося положения. Опрос учащихся по учебному материалу, которому было посвящено данное занятие, не только необходим для закрепления их знаний, но и позволяет учителю иметь четкое представление об эффективности методов, используемых в учебном процессе, с тем чтобы совершенствовать свою работу. Для того чтобы учить школьников применять приобретенные знания на практике, учителю необходимо иметь Возможность контролировать не только конечные или отдельные промежуточные результаты работы, но и весь Процесс выполнения задания каждым учащимся. Для этого следует свести к минимуму все случаи, когда кто-либо из учеников на длительный промежуток времени остается не в поле зрения учителя. Заключительный этап занятия проводится на классном участке мастерской. Во время практического повторения выполняются заказы школы (учебно-наглядные пособия, хозинвентарь, мебель, спецодежда и т. п.) и предприятий-заказчиков. Учителю, перед тем как остановить свой выбор объекта труда для учащихся той или иной учебно-трудовой группы, необходимо убедиться, что он соответствует возможностям. Вопрос о сроках выполнения трудового задания для учащихся вспомогательной школы особый, так как для большинства из них характерна плохая ориентировка во времени. Сообщая даты начала и конца работы, информацию о количестве изделий, которые предстоит изготовить, целесообразно использовать наглядные пособия (например, график учета готовой продукции, образец изделия, плакат с цифровыми данными о количестве изделий и о сроках выполнения заказа). Работа по теме «Практическое повторение» решает, как одну из главных, задачу развития профессиональных навыков учащихся. Что же представляет собой понятие «навык»? В психологической литературе приводится ряд определений навыка. Рассмотрим то из них, которое более дифференцированно раскрывает это понятие. «Навыком называется действие, доведенное путем повторения до такой степени совершенства, при которой оно выполняется правильно, быстро и экономно (легко), с высоким Количественным и качественным результатом»1. На этапе профессионального обучения в школьных мастерских в V—VI классах наиболее ответственный момент— формирование, правильности выполнения учащимися трудовых действий. Оценивая качество навыков, часто обращают внимание на результаты работы и реже — на правильность двигательной программы приема труда (траектория движения и прикладываемые усилия, положение орудия труда, плавность движений, хватка инструмента или рукоятки управления станком, рабочая поза и т. п.). При этом не учитывается, что неправильный элемент двигательного комплекса, который не сказывается на результатах работы в условиях школы, может снизить производительность труда или приводить к преждевременному утомлению на производстве. За 15—20 мин до звонка учитель подводит итоги повторения. Заключительный этап занятия посвящает обсуждению хода работы и ее результатов Обсуждение происходит на классном участке мастери Форму проведения заключительного этапа занятия сообразно периодически менять. Например, в одному чае каждый ученик оценивает свою работу (как решать, так и процесс выполнения), в другом — ее оценим бригадир и, если нужно, уточняет оценку учитель. После проведенного анализа работы необходимо уточнить план на будущее занятие. Этот момент особенно важен при выполнении задания пооперационно. Бригадиры докладывают, какие детали и в каком количестве необходимо сделать, кто из членов бригады какую операцию будет выполнять. В конце занятия учащиеся делают запись в тетради учета работы (дата, вид работы, количество учебных часов, результат). Задачи и условия организации производительного труда. Организуя производительный труд, школы исходят из имеющихся у них реальных возможностей, которые зависят от условий работы на базовых предприятиях, Наличия учреждений и предприятий-заказчиков, от выбранных в школе профилей трудового обучения, оборудования школьных мастерских, профессиональной подготовленности учителей и т. п. Естественно, что в разных школах эти возможности неодинаковы. Чтобы уметь правильно оценивать организацию производительного труда и наметить пути совершенствования, необходимо иметь представление о его психологической сущности и тех результатах, которые с помощью такого труда можно получить. Поскольку производство материальных \ ценностей — Главное условие материальной жизни общества, то включение школьников в этот процесс при определенных условиях осознается ими как фактор большой важности. Оказанное учащимся доверие, приобщение к делу взрослых активизирует их трудовую деятельность, усиливает с положительную и эмоциональную окраску. Высокий Уровень мотивации трудовой деятельности позволяет успешно решать целый ряд учебно-воспитательных задач и наиболее важным из них относятся:
Учебно-воспитательная эффективность производительного труда зависит от соблюдения ряда условий его организации. Первое условие состоит в необходимости уяснения школьниками общественной значимости трудового задания и формировании у них убежденности в большой важности предстоящей работы для предприятия-заказчика. Второе условие относится к производительному труду в школьных мастерских и заключается в том, что работа должна быть организована по производственному та (наличие планового задания, побригадная организация труда, большое внимание контролю и учету работы, пользование производственного оборудования, соответствующих профессиональных приемов и т. п.). Третье условие касается связи между производительным трудом и задачей формирования профессиональных навыков. Необходимо, чтобы производительный труд вношении развития навыков «вписывался» в систему профессионально-трудового обучения вспомогательной шклы т. е. входил бы в нее как органически связанный концент. Четвертое условие организации производительного труда учащихся определяет необходимость развития психической и физической выносливости во время выполнения циклических трудовых действий. Несмотря на то что во вспомогательной школе вопрос формирования выносливости и привычки к труду не входит в число особо острых (так как общее время, отводимое на труд, всегда было значительным), целесообразность дальнейшего совершенствования этих качеств очевидна. Дело в том, что выносливость и привычка к труду непосредственно не связаны с интеллектуальным дефектом, и, следовательно, уровень их развития у большинства выпускников вспомогательной школы может быть очень высоким. Пятое условие организации производительного труда предусматривает решение задач нравственного и трудового воспитания учащихся. Нравственная воспитанность тем самый важный результат производительного труда учащихся. Воспитание присущих социалистическому обществу умственно отсталого подростка, что во многом облегчает его адаптацию на производстве. В основу моральных норм и соответствующих качеств личности успешно происходит в тех случаях, когда производительный труд организован с учетом ряда требований, определяющих его воспитательную направленность. Укажем основные из них: 1. Взаимодействие учащихся в процессе работы. Труд рабочего на производстве — это коллективный труд. В производственных условиях рабочий вступает в деловые отношения с мастером, бригадиром, контролером ОТК, своими товарищами по бригаде и другими работниками участка. Принимает ли выпускник школы требования своего наставника или внутренне им сопротивляется, стремится быть исполнительным или услужливым, проявляет честность, правдивость или лживость, умеет ли он быть внимательным к замечаниям старших, отличать дурные поступки от хороших в поведении окружающих людей — все это существенно определяет социальное лицо молодого рабочего. Его трудовая адаптация в значительной мере зависит от правильности выбора социальных установок. Очевидно, что основные нравственные нормы взаимоотношений с товарищами по труду и со старшими должны воспитываться: уже в период школьного обучения. Большинство тем учебной программы по труду предусматривает индивидуальную работу, при которой каждый школьник выполняет изделие от начала до конца. Такая работа содержит мало деловых контактов между учащимися, коллективистические свойства (взаимопомощь, требовательность к качеству совместного труда, принципиальность, правдивость, самокритичность и др.) при этом развиваются крайне недостаточно. Указанным задачам воспитания в наибольшей мере отвечает производительный труд в форме пооперационной работы, когда учащиеся продолжают работу друг друга или изготавливают комплектующие детали общих изделий. Данная форма работы в высокой степени обеспечивает деловые связи учащихся и, следовательно, позволяет учителю влиять на них. Производительный труд может осуществляться и в форме индивидуального выполнения задания, например пошива однодетальных изделий. Взаимодействия учащихся в таких случаях происходит меньше, но коллективность труда может быть создана постановкой общей цели, побригадным выполнением работы, соревнованием между бригадами, взаимопомощью учащихся в ходе работы, коллективным анализом результатов труда. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|