Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИСТЕМЫ И ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В СВЯЗИ




Объективность оценки затрат и оплаты труда конкретных видов в зависимости от его качественных особенностей и условий, в которых он протекает, обесречивается на основе использования тарифной систе­мы оплаты труда.

Тарифная система оплаты труда представляет собой совокуп­ность регламентирующих документов, с помощью которых осуществля­ется дифференциация и регулирование заработной платы различных групп и категорий работающих в зависимости от их квалификационного уровня, условий, тяжести, ответственности и интенсивности труда.

Тарифная система оплаты труда рабочих связи включает тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки и тарифные ставки.

Основой тарифной системы оплаты труда работников, занятых управлением и организацией производства, инженерно-технических работников и специалистов является Квалификационный справочник дол­жностей руководителей, специалистов и служащих, схемы должностных окладов, дифференцированные в зависимости от квалификационного уровня (категории) работников и присвоенного им тарифного разряда по оплате труда. Переход к рыночной экономике привел к появлению в орга­низациях связи новых профессий и специальностей работников, связан­ных с решением задач маркетинговой деятельности: менеджеров, марке­тологов, специалистов по рекламе, связям с общественностью и т.п., ква­лификационные требования к которым не всегда отражены в действующих нормативных документах. Поэтому операторы самостоятельно разраба­тывают должностные инструкции, в которых отражаются квалификацион­ные требования к специалистам данных профессий.

Общей компонентой всех рассмотренных тарифных систем являются также районные коэффициенты к тарифным ставкам и окла­дам, отражающие различия в стоимости рабочей силы в зависимости от географического расположения предприятия и климатических условий, в которых протекает трудовая деятельность.

Назначение тарифно-квалификационного справочника и других аналогичных документов состоит в тарификации работ и присвоении соответствующих разрядов выполняющим их работникам. Существуют межотраслевые и отраслевые тарифно-квалификационные справочни­ки. В последних отражаются специфические виды деятельности, харак­терные только для конкретной отрасли. Принципы построения этих нор­мативных документов одинаковы и состоят в следующем. Каждый из них содержит квалификационные характеристики для соответствующих профессий, специальностей или должностей, сгруппированных в раз­делы по производствам и видам работ. Квалификационные характери­стики, как правило, состоят из двух разделов. Первый содержит подробное описание работ, которые должен выполнять работник дан­ной квалификации. Во втором разделе определяется перечень теорети­ческих знаний и практических навыков, которыми должен обладать исполнитель соответствующей профессии и квалификации.

Присвоение работнику определенного тарифного разряда служит основанием для оплаты труда в соответствии с его тарифно-квалифи­кационным разрядом. С этой целью разрабатываются специальные тарифные сетки, используемые для оплаты труда исполнителей различ­ного квалификационного уровня.

Тарифная сетка — это действующая в отрасли или в организации совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые дают возможность отнести данную работу к определенной квалификационной группе. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ n-го разряда выше уровня оплаты труда первого разряда.

В настоящее время на предприятиях многих отраслей экономики, включая организации связи, для соизмерения затрат труда работников различного квалификационного уровня используется Единая тарифная сетка (ETC), которая разработана для оплаты труда в государственном секторе экономики страны (табл. 7.1). Из таблицы видно, что ETC содержит 18 разрядов по оплате труда и соответствующее число тарифных коэффициентов. Это обеспечивает достаточно высокую диф­ференциацию оплаты труда различного качества, сложности и ответ- ственности. Ею предусмотрена дифференциация шага сетки по мере возрастания разрядов. Высший, 18-ый разряд в 4,5 раза превышает начальный уровень заработной платы, являющийся минимумом, уста­новленным государством. Периодически тарифные коэффициенты пересматриваются с тем, чтобы более объективно учесть сложность труда при его оплате, а с другой — предотвратить необоснованно высо­кие различия в оплате труда работников близкой квалификации.

ETC принята в качестве отраслевой тарифной сетки (ОТС), которая охватывает все группы работников — от рабочих связи до руководите­лей различного уровня. При этом рабочие и младший обслуживающий персонал тарифицируются с 1 по 7 разряд, служащие (руководители, специалисты и технические исполнители) — со 2 по 18 разряд. Тарифи­кация должностей служащих является сквозной по всем предприятиям основной деятельности независимо от места приложения труда. Так, для экономистов различных специальностей, где бы они ни работали, предусмотрена тарифная сетка в диапазоне 8—14 разрядов, для глав­ных специалистов (экономистов, бухгалтеров, энергетиков и т.д.) — в диапазоне 13—16 разрядов. Конкретный тарифный разряд по оплате труда устанавливается работникам в зависимости от сложности выпол­няемых функций, ответственности за труд и других параметров, харак­теризующих требования к профессиональному уровню исполнителей.

Таблица 7.1 Единая тарифная сетка

 

Разряд оплаты труда                  
Тарифный коэффициент 1,0 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22
 
Разряд оплаты труда           Ь      
Тарифный коэффициент 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,90 4,20 4,50

Негосударственные телекоммуникационные компании могут при­менять по своему усмотрению другие тарифные системы и тарифные сетки, не связанные с ETC.

Денежная оценка труда различной квалификации выражается тарифными ставками. Тарифные ставки определяют абсолютный раз­мер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу времени. В зависимости от выбранной единицы рабочего времени тариф­ные ставки могут быть часовые, дневные и месячные (оклады). Минимальный размер тарифной ставки (оклада) низшего разряда в целом по стране устанавливается государством, которое следит за тем, чтобы на любом предприятии независимо от его ведомственной при­надлежности и формы собственности фактическая оплата была не ниже установленного минимума. В отдельных отраслях экономики могут быть установлены свои минимальные тарифные ставки (оклады), но не ниже гарантированного государством минимума.

В отрасли связи минимальный размер тарифных ставок в разрезе подотраслей закрепляется в Отраслевом тарифном соглашении. Он существенно превышает размер минимальной оплаты труда, устано­вленный на государственном уровне. Отдельные компании могут уста­навливать более высокие размеры минимальной оплаты труда исходя из своих финансовых возможностей, что отражается в коллективных договорах и соглашениях, заключаемых между работодателями и тру­довыми коллективами или представляющими их органами, например, профсоюзами. В настоящее время ведется активная работа по прибли­жению минимального уровня оплаты труда в организациях связи к вели­чине прожиточного минимума в соответствующем регионе.

Тарифные ставки рабочих конкретного разряда определяются умножением ставки первого разряда на соответствующий коэффици­ент тарифной сетки.

Пример. Отраслевая тарифная сетка предусматривает следующие разряды и тарифные коэффициенты:

Наименование профессий Разряд оплаты труда Тарифные коэффициенты

Телефонист 5 1,51

1.67

1.84

Месячная тарифная ставка телефониста 5-го разряда при мини­мальной тарифной ставке 1 -го разряда, установленной в Коллективном договоре в размере 3500 руб., составляет: 3500 • 1,51 = 5285 руб. в месяц.

Тарифные ставки и оклады учитывают только основную заработную плату. Условия, тяжесть, вредность, напряженность труда, значимость сферы его приложения, региональные особенности, количественные и качественные показатели индивидуальных и коллективных результатов работы учитываются посредством других элементов заработной платы. Здесь имеются в виду установленные законодательством районные коэффициенты к заработной плате, доплаты и надбавки за особые (вредные и тяжелые) условия труда, а также применяемые в организа­циях связи системы надбавок и премий, по отношению к которым тарифная ставка (оклад) как оплата за норму труда является основой формирования всего заработка.

В последние годы в некоторых компаниях связи и других отраслей экономики применяется бестарифная система (модель) оплаты труда. Ее суть состоит в том, что средства, направляемые на потребление, делятся между членами трудового коллектива пропорционально их лич­ному вкладу в общие результаты труда. Личный вклад каждого работни­ка определяется его квалификационным уровнем, коэффициентом тру­дового участия (КТУ) и фактически отработанным временем.

Основным показателем индивидуальной отдачи труда является квалификационный уровень. Он может определяться различными мето­дами: на основе разработанной в компании тарифной сетки, Единой или Отраслевой тарифной сетки либо путем определения соотношения между месячной тарифной ставкой (окладом) каждого работника и минимальной заработной платой в данной организации.

Коэффициенты трудового участия — это относительные показате­ли, характеризующие личные производственные достижения работни­ков и их индивидуальный вклад в общие результаты производственной деятельности компании. КТУ каждого работника определяется в соот­ветствии с разработанным в организации Положением по оплате труда, которое устанавливает важнейшие показатели для оценки качества работы каждого члена коллектива и количественную меру в баллах или относительных единицах для повышения индивидуальных коэффициен­тов за достижение высоких результатов труда или их снижения за упу­щения в работе. Индивидуальные КТУ определяются либо непосред­ственным начальником исполнителя, либо на собрании первичного про­изводственного коллектива.

Причитающийся исполнителю месячный заработок в условиях бестарифной системы рассчитывается по следующей схеме. Вначале определяется произведение показателей квалификационного уровня, фактически отработанного за отчетный период времени и индивиду­ального коэффициента трудового участия для каждого члена трудового коллектива. Он характеризует количество баллов, заработанных каж­дым работником. Затем рассчитывается общая сумма баллов, заработанная всеми работниками предприятия, и размер средств, предназна­ченных на потребление, приходящийся на оплату одного балла, кото­рый определяет денежное вознаграждение («стоимость») за каждый балл. При этом в состав средств на потребление не включается сумма, направляемая на выплату дивидендов и процентов по акциям и вкладам работников в имущество предприятия. Заработная плата каждого работника определяется путем умножения числа заработанных им бал­лов на «стоимость» одного балла.

Несомненным достоинством рассмотренной системы оплаты труда является то, что используемая в ней методика определения ква­лификационного уровня работника создает большие возможности для оценки качества его труда и роста квалификации по сравнению с систе­мой тарифных разрядов. Дело в том, что проработав в компании 10 — 15 лет, кадровые работники имеют высшие разряды, определяющие максимальный размер тарифных ставок. То есть, ни в моральном, ни в материальном плане у них нет перспективы формального роста квали­фикации. Фактически же опыт и производственные навыки у таких работников постоянно совершенствуются, что и находит свое отраже­ние в изменении квалификационного уровня, который может повышать­ся в течение всей их трудовой деятельности.

Повышение стимулирующей роли бестарифной системы оплаты труда обусловлено также тем, что в данном случае заработная плата работника связана не только с его квалификацией, отработанным вре­менем и личными показателями трудовой деятельности, но и с конеч­ными результатами работы всей компании. Это обусловлено тем, что размер средств, направляемых на потребление, непосредственно зависит от объема предоставляемых услуг, доходов и расходов опера­тора и получаемой прибыли.

Несмотря на то, что рассмотренная система оплаты труда носит название «бестарифной», в ней при определении квалификационного уровня используется система тарифных коэффициентов. Поэтому пол­ный отказ от тарифной системы как механизма регулирования оплаты труда с учетом его качества и сложности является не обоснованным. Тарифная система в той или иной форме применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой, причем она постоянно развивается с учетом изменения организационных, экономических и социальных условий.

Зарубежный опыт оплаты труда показывает, что совершенствова­ние тарифной системы происходит по следующим направлениям:

- формирование трехзвенного механизма регулирования оплаты труда с помощью рынка труда, государственного регулирования и тарифных соглашений или коллективных договоров, принимаемых непосредственно в компаниях;

- отказ от применения традиционных форм оплаты по количествен­ным результатам в их числом виде;

- поощрение работников, повышающих квалификацию, совмещаю­щих профессии и функции, более полная оценка личных заслуг;

- распространение коллективных форм материального стимулиро­вания по результатам деятельности первичных производственных кол­лективов и компании в целом.

Тарифная система оплаты труда устанавливает необходимые исходные данные для оценки различных видов труда. Порядок же исчисления заработной платы работников определяется принятой в организации формой оплаты труда. В практике организации оплаты труда используются две основные формы — сдельная и повременная, а также их модификации.

При сдельной форме оплаты труда заработная плата работнику начисляется за каждую единицу выполненной работы или изготовлен­ной продукции по заранее установленным расценкам. Сдельная форма в зависимости от способа учета выработки и применяемых видов дополнительного поощрения подразделяется на прямую сдельную, косвенно сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную и аккордную.

При прямой сдельной форме заработной платы труд рабочего оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции, которые определяются делением тарифной ставки определенного раз­ряда работы на установленную для данной операции норму выработки. Эта форма оплаты труда создает большую личную материальную заин­тересованность рабочего, но слабо стимулирует его в достижении общих по производственному подразделению или организации в целом высоких результатов деятельности, в повышении качества и экономном расходовании материальных ресурсов.

При косвенно сдельной форме, которая нашла наибольшее рас­пространение при оплате труда рабочих, обслуживающих основное производство, размер их заработка ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых рабочих-сдельщиков. Общая зара­ботная плата рассчитывается либо путем умножения ставки вспомога­тельного рабочего на средний процент выполнения нормы обслуживаемых рабочих-сдельщиков, либо умножением косвенно сдельной рас­ценки на фактический выпуск продукции обслуживаемых рабочих.

При сдельно-премиальной форме рабочий сверх заработка по пря­мым сдельным расценкам дополнительно получает премию за опреде­ленные количественные и качественные показатели в соответствии с действующим на предприятии положением о премировании.

В основе сдельно-прогрессивной формы оплаты труда лежит определение заработка рабочего в пределах установленных норм выработки на основе прямых сдельных расценок, а при выработке сверх этих норм — по повышенным расценкам.

При аккордно-сдельной форме расценки устанавливаются не на отдельные операции, а на весь объем работы или ее законченный этап. Размер аккордной оплаты определяется на основе действующих норм времени (выработки) и расценок. В большинстве случаев аккордный наряд составляется на комплекс технологически взаимосвязанных опе­раций, в выполнении которых участвуют несколько исполнителей, поэтому аккордную оплату можно отнести к коллективной форме опла­ты труда. Ее преимущество, как было сказано выше, состоит в повыше­нии материальной заинтересованности каждого члена трудового кол­лектива в общих результатах труда. Следует также иметь в виду, что при аккордно-сдельной оплате широкое распространение получило преми­рование рабочих за сокращение сроков выполнения заданий, что уси­ливает стимулирующую роль этой формы в росте производительности труда.

Эффективное применение сдельной формы оплаты труда и ее модификаций возможно при соблюдении следующих условий:

имеются количественные показатели выработки, объективно отра­жающие затраты труда;

рабочим созданы реальные возможности для увеличения выпуска объема услуг по сравнению с установленными нормами;

существует необходимость увеличения объема услуг или выпол­няемых работ на данном рабочем месте;

налажен точный учет предоставляемых услуг или выполненного объема работ;

рост выработки исключает ухудшение качества предоставляемых услуг, нарушение технологии производства и техники безопасности.

Анализ вышеперечисленных условий указывает на невозможность широкого применения сдельной формы оплаты труда в эксплуатацион­ных организациях связи. Это обусловлено в основном двумя факторами, отражающими особенности отрасли и создаваемого в ней продук­та. Во-первых, объем поступающей нагрузки неравномерен и ограничи­вается спросом на услуги связи, а это значит, что необходимые условия для выполнения и перевыполнения действующих норм созданы быть не могут. Во-вторых, повышенные требования к качеству в отрасли связи вследствие невозможности замены услуг, не отвечающих установлен­ным качественным нормативам, при использовании сдельной оплаты могут не выполняться. Следует также учитывать, что в условиях совпа­дения во времени процессов производства и потребления услуг невоз­можен предварительный контроль качества и весь брак доходит до потребителя. В телекоммуникационных компаниях сдельную форму оплаты труда можно применять на ремонтных работах, при выполнении работ по развитию сети, когда они должны быть выполнены в предель­но сжатые сроки. Наиболее же широко и эффективно сдельная форма оплаты применяется в организациях строительного комплекса связи.

Повременная форма оплаты труда, которая является основной в отрасли связи, имеет два вида — простую и премиальную.

При простой повременной форме размер заработной платы зави­сит от тарифной ставки, соответствующей присвоенному квалифика­ционному разряду, или оклада и отработанного времени. Для повыше­ния материальной заинтересованности работников в повышении про­изводительности труда и качества предоставляемых услуг к заработку, начисленному в зависимости от отработанного времени, выплачивают­ся премии, тем самым простая повременная форма оплаты модифици­руется в повременно-премиальную.

Условиями эффективного применения повременной оплаты труда являются надежный учет фактически отработанного времени, объек­тивная тарификация рабочих, руководителей, специалистов и служа­щих, широкое применение напряженных норм и нормативов, регламен­тирующих организацию труда по каждой функциональной группе рабо­тающих.

В целях повышения стимулирующей роли заработной платы наря­ду с основным заработком, начисляемым с учетом действующих систем и форм оплаты труда, работники получают премии за достижение высоких показателей работы. Система премирования работников связи основана на широкой самостоятельности операторов в выборе методов материального поощрения исполнителей за высокие произ­водственные результаты. Они разрабатывают показатели и условия премирования для каждой категории работников. Определяют источники и сроки выплаты премий с учетом специфики своей работы, целей и задач, стоящих перед организацией, принятой политики материально­го поощрения производственного персонала и финансовых возможно­стей по ее практической реализации.

Основным критерием для выбора показателей премирования является непосредственная зависимость их выполнения от конкретных работников, а также их влияние на общие результаты производственной деятельности коллектива. Особое значение в организациях связи имеет также взаимосвязь между количественными и качественными показате­лями труда.

Размер премиальных выплат ставится в зависимость от таких важ­нейших показателей работы, как выполнение плана развития средств связи, обеспечение своевременности расчетов по платежам, соблюде­ние установленных уровней качества работы средств связи. За не обес­печение указанных показателей величина премии снижается либо не выплачивается вовсе. Как правило, процент премий, выплачиваемый руководящим работникам, не может превышать максимального про­цента премий работникам, сложившегося по компании в целом по результатам производственно-коммерческой деятельности за отчет­ный период.

Положение о премировании работников компании утверждается ее директором после согласования с профсоюзной организацией. Усло­виями для начисления премий непосредственным исполнителям являются выполнение показателей, зависящих от их личного вклада в общие результаты деятельности филиала или конкретного структурно­го подразделения. В их число, как правило, включаются такие показате­ли, как выполнение плана-задания по развитию, норм выработки, плана по доходам, снижение дебиторской задолженности, работа без брака, устранение повреждений в контрольные сроки, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил технической эксплуатации и техники безопасности и др.

При невыполнении установленных условий процент премии за отчетный период снижается или работник, виновный в производствен­ных упущениях, лишается ее полностью

Источниками премирования в организациях связи являются фонд оплаты труда и часть прибыли, остающаяся в ее распоряжении. Из фонда оплаты труда выплачиваются, чаще всего, премии рабочим, а за счет прибыли формируется премиальный фонд для материального сти­мулирования всех работников коллектива. Существует практика, когда в премиальный фонд направляется часть доходов, полученных компа­нией сверх их запланированной величины, что повышает экономи­ческую заинтересованность всего производственного персонала в уве­личении клиентской базы и росте объемов оказываемых потребителям услуг.

В современных условиях значительно изменяется роль премий в стимулировании труда. Раньше они выплачивались не только за пере­выполнение, но и за выполнение производственного задания (норм времени, выработки, обслуживания и др.). Это не соответствовало самой сути премий как дополнительного материального вознагражде­ния за высокие производственные результаты и достижения в труде, превышающие общественно-необходимую норму. Применение премий именно в таком качестве обязательно предполагает соблюдение, по крайней мере, следующих требований:

премия должна выплачиваться не за выполнение, а за перевыпол­нение установленных норм труда;

размер премий определяется только величиной результата, пре­вышающего эту норму;

премии должны иметь своим источником часть дополнительно получаемого экономического эффекта, обусловленного более рацио­нальным использованием рабочей силы и других производственных ресурсов;

абсолютное денежное выражение премии должно быть достаточно весомым по отношению к основному заработку.

С учетом этих требований в телекоммуникационных компаниях все более широкое распространение получают системы материального поощрения работников, позволяющих более тесно увязать премирова­ние с конкретными результатами труда персонала. По мнению специа­листов в области управления человеческими ресурсами, в наибольшей степени поставленной задаче соответствует известный в мировой практике метод «Management by objectives (MBO)» или в переводе «Управление по целям». В его основе лежит предвидение возможных результатов труда и планирование путей их достижения. Он также увя­зывает переменную (премиальную) часть вознаграждения работников с конкретными достигнутыми ими результатами, например, с ростом доходов и выручки, числом заключенных с абонентами договоров на обслуживание и др.

Практическая реализация метода МВО предполагает установление на конкретный период (год, квартал) для компании, ее филиалов, производственных подразделений и отдельных сотрудников четких задач (показателей), от которых зависит размер их премий. Важно, чтобы выполнение этих задач непосредственно определялось усилиями кон­кретных исполнителей или производственных структур компании в соответствии со спецификой их деятельности. Количество таких задач не может быть большим для каждого уровня (оптимальным считается не более 3 — 5 основных задач), но все они должны иметь количественное измерение и быть реалистичными с точки зрения ресурсного обеспече­ния и времени достижения. Саму систему оценки необходимо ориенти­ровать на конечный результат, а не на усилия, затраченные в процессе реализации поставленной цели.

Кроме того, важной тенденцией в системе оплаты труда работни­ков связи являются изменения в структуре заработной платы персона­ла по уровням ответственности. Суть этой тенденции состоит в том, что соотношение между относительно постоянной частью трудовых дохо­дов сотрудников (основная и дополнительная заработная плата) и пере­менной их частью (различного рода премии) должно быть дифференци­ровано по категориям работников, в зависимости от их положения в иерархии управления организацией. Чем ниже этот уровень, то есть чем уже круг задач и сфера ответственности конкретного исполнителя за общие результаты работы компании, тем весомее должна быть постоянная часть трудовых доходов. Для руководителей высшего звена, которые несут ответственность за производственно-коммерче­скую деятельность всей организации, более значимой должна быть премиальная часть как оценка их вклада и важный мотивационный фак­тор повышения эффективности работы всей компании.

По периодичности выплат премии могут быть ежемесячными, ежеквартальными и по итогам работы за год. Во многих странах с развитой рыночной экономикой и в некоторых отечественных коммер­ческих фирмах, в том числе телекоммуникационных, премии из прибы­ли (бонусы) выплачиваются 1 — 2 раза в год. По своей абсолютной величине они достаточно высоки, что делает их мощным материальным стимулом для усиления заинтересованности работников в повышении эффективности работы компании в целом. Средства же фонда оплаты труда, предусмотренные на текущее премирование, часто используют­ся на повышение тарифных ставок и окладов, что позволяет усилить значимость труда и социальную защищенность работников.

Очевидно, что опыт материального стимулирования труда, нако­пленный в зарубежных компаниях может быть полезен и для российских операторов с учетом адаптации к реальным условиям их деятельности на отечественном рынке связи. При этом основными критериями дол­жны быть повышение экономической эффективности производства, высокое качество услуг и культуры обслуживания потребителей, а также улучшение материального положения работников.

Вопросы для самопроверки

Какова сущность заработной платы в условиях рыночной эконо­мики?

На каких принципах базируется система оплаты труда работни­ков связи?

Каковы источники формирования фонда потребления?

Что включают в себя основная и дополнительная заработная плата?

Дайте характеристику компонентам тарифной системы оплаты труда работников связи отдельных функциональных групп.

Поясните сущность и назначение тарифных сеток и тарифных ставок (окладов).

Дайте характеристику формам оплаты труда, условиям и обла­стям их применения в связи.

Как осуществляется премирование работников связи, и каковы направления его совершенствования?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных