ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СИСТЕМЫ И ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В СВЯЗИОбъективность оценки затрат и оплаты труда конкретных видов в зависимости от его качественных особенностей и условий, в которых он протекает, обесречивается на основе использования тарифной системы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность регламентирующих документов, с помощью которых осуществляется дифференциация и регулирование заработной платы различных групп и категорий работающих в зависимости от их квалификационного уровня, условий, тяжести, ответственности и интенсивности труда. Тарифная система оплаты труда рабочих связи включает тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки и тарифные ставки. Основой тарифной системы оплаты труда работников, занятых управлением и организацией производства, инженерно-технических работников и специалистов является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, схемы должностных окладов, дифференцированные в зависимости от квалификационного уровня (категории) работников и присвоенного им тарифного разряда по оплате труда. Переход к рыночной экономике привел к появлению в организациях связи новых профессий и специальностей работников, связанных с решением задач маркетинговой деятельности: менеджеров, маркетологов, специалистов по рекламе, связям с общественностью и т.п., квалификационные требования к которым не всегда отражены в действующих нормативных документах. Поэтому операторы самостоятельно разрабатывают должностные инструкции, в которых отражаются квалификационные требования к специалистам данных профессий. Общей компонентой всех рассмотренных тарифных систем являются также районные коэффициенты к тарифным ставкам и окладам, отражающие различия в стоимости рабочей силы в зависимости от географического расположения предприятия и климатических условий, в которых протекает трудовая деятельность. Назначение тарифно-квалификационного справочника и других аналогичных документов состоит в тарификации работ и присвоении соответствующих разрядов выполняющим их работникам. Существуют межотраслевые и отраслевые тарифно-квалификационные справочники. В последних отражаются специфические виды деятельности, характерные только для конкретной отрасли. Принципы построения этих нормативных документов одинаковы и состоят в следующем. Каждый из них содержит квалификационные характеристики для соответствующих профессий, специальностей или должностей, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. Квалификационные характеристики, как правило, состоят из двух разделов. Первый содержит подробное описание работ, которые должен выполнять работник данной квалификации. Во втором разделе определяется перечень теоретических знаний и практических навыков, которыми должен обладать исполнитель соответствующей профессии и квалификации. Присвоение работнику определенного тарифного разряда служит основанием для оплаты труда в соответствии с его тарифно-квалификационным разрядом. С этой целью разрабатываются специальные тарифные сетки, используемые для оплаты труда исполнителей различного квалификационного уровня. Тарифная сетка — это действующая в отрасли или в организации совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые дают возможность отнести данную работу к определенной квалификационной группе. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ n-го разряда выше уровня оплаты труда первого разряда. В настоящее время на предприятиях многих отраслей экономики, включая организации связи, для соизмерения затрат труда работников различного квалификационного уровня используется Единая тарифная сетка (ETC), которая разработана для оплаты труда в государственном секторе экономики страны (табл. 7.1). Из таблицы видно, что ETC содержит 18 разрядов по оплате труда и соответствующее число тарифных коэффициентов. Это обеспечивает достаточно высокую дифференциацию оплаты труда различного качества, сложности и ответ- ственности. Ею предусмотрена дифференциация шага сетки по мере возрастания разрядов. Высший, 18-ый разряд в 4,5 раза превышает начальный уровень заработной платы, являющийся минимумом, установленным государством. Периодически тарифные коэффициенты пересматриваются с тем, чтобы более объективно учесть сложность труда при его оплате, а с другой — предотвратить необоснованно высокие различия в оплате труда работников близкой квалификации. ETC принята в качестве отраслевой тарифной сетки (ОТС), которая охватывает все группы работников — от рабочих связи до руководителей различного уровня. При этом рабочие и младший обслуживающий персонал тарифицируются с 1 по 7 разряд, служащие (руководители, специалисты и технические исполнители) — со 2 по 18 разряд. Тарификация должностей служащих является сквозной по всем предприятиям основной деятельности независимо от места приложения труда. Так, для экономистов различных специальностей, где бы они ни работали, предусмотрена тарифная сетка в диапазоне 8—14 разрядов, для главных специалистов (экономистов, бухгалтеров, энергетиков и т.д.) — в диапазоне 13—16 разрядов. Конкретный тарифный разряд по оплате труда устанавливается работникам в зависимости от сложности выполняемых функций, ответственности за труд и других параметров, характеризующих требования к профессиональному уровню исполнителей. Таблица 7.1 Единая тарифная сетка
Негосударственные телекоммуникационные компании могут применять по своему усмотрению другие тарифные системы и тарифные сетки, не связанные с ETC. Денежная оценка труда различной квалификации выражается тарифными ставками. Тарифные ставки определяют абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу времени. В зависимости от выбранной единицы рабочего времени тарифные ставки могут быть часовые, дневные и месячные (оклады). Минимальный размер тарифной ставки (оклада) низшего разряда в целом по стране устанавливается государством, которое следит за тем, чтобы на любом предприятии независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности фактическая оплата была не ниже установленного минимума. В отдельных отраслях экономики могут быть установлены свои минимальные тарифные ставки (оклады), но не ниже гарантированного государством минимума. В отрасли связи минимальный размер тарифных ставок в разрезе подотраслей закрепляется в Отраслевом тарифном соглашении. Он существенно превышает размер минимальной оплаты труда, установленный на государственном уровне. Отдельные компании могут устанавливать более высокие размеры минимальной оплаты труда исходя из своих финансовых возможностей, что отражается в коллективных договорах и соглашениях, заключаемых между работодателями и трудовыми коллективами или представляющими их органами, например, профсоюзами. В настоящее время ведется активная работа по приближению минимального уровня оплаты труда в организациях связи к величине прожиточного минимума в соответствующем регионе. Тарифные ставки рабочих конкретного разряда определяются умножением ставки первого разряда на соответствующий коэффициент тарифной сетки. Пример. Отраслевая тарифная сетка предусматривает следующие разряды и тарифные коэффициенты: Наименование профессий Разряд оплаты труда Тарифные коэффициенты Телефонист 5 1,51 1.67 1.84 Месячная тарифная ставка телефониста 5-го разряда при минимальной тарифной ставке 1 -го разряда, установленной в Коллективном договоре в размере 3500 руб., составляет: 3500 • 1,51 = 5285 руб. в месяц. Тарифные ставки и оклады учитывают только основную заработную плату. Условия, тяжесть, вредность, напряженность труда, значимость сферы его приложения, региональные особенности, количественные и качественные показатели индивидуальных и коллективных результатов работы учитываются посредством других элементов заработной платы. Здесь имеются в виду установленные законодательством районные коэффициенты к заработной плате, доплаты и надбавки за особые (вредные и тяжелые) условия труда, а также применяемые в организациях связи системы надбавок и премий, по отношению к которым тарифная ставка (оклад) как оплата за норму труда является основой формирования всего заработка. В последние годы в некоторых компаниях связи и других отраслей экономики применяется бестарифная система (модель) оплаты труда. Ее суть состоит в том, что средства, направляемые на потребление, делятся между членами трудового коллектива пропорционально их личному вкладу в общие результаты труда. Личный вклад каждого работника определяется его квалификационным уровнем, коэффициентом трудового участия (КТУ) и фактически отработанным временем. Основным показателем индивидуальной отдачи труда является квалификационный уровень. Он может определяться различными методами: на основе разработанной в компании тарифной сетки, Единой или Отраслевой тарифной сетки либо путем определения соотношения между месячной тарифной ставкой (окладом) каждого работника и минимальной заработной платой в данной организации. Коэффициенты трудового участия — это относительные показатели, характеризующие личные производственные достижения работников и их индивидуальный вклад в общие результаты производственной деятельности компании. КТУ каждого работника определяется в соответствии с разработанным в организации Положением по оплате труда, которое устанавливает важнейшие показатели для оценки качества работы каждого члена коллектива и количественную меру в баллах или относительных единицах для повышения индивидуальных коэффициентов за достижение высоких результатов труда или их снижения за упущения в работе. Индивидуальные КТУ определяются либо непосредственным начальником исполнителя, либо на собрании первичного производственного коллектива. Причитающийся исполнителю месячный заработок в условиях бестарифной системы рассчитывается по следующей схеме. Вначале определяется произведение показателей квалификационного уровня, фактически отработанного за отчетный период времени и индивидуального коэффициента трудового участия для каждого члена трудового коллектива. Он характеризует количество баллов, заработанных каждым работником. Затем рассчитывается общая сумма баллов, заработанная всеми работниками предприятия, и размер средств, предназначенных на потребление, приходящийся на оплату одного балла, который определяет денежное вознаграждение («стоимость») за каждый балл. При этом в состав средств на потребление не включается сумма, направляемая на выплату дивидендов и процентов по акциям и вкладам работников в имущество предприятия. Заработная плата каждого работника определяется путем умножения числа заработанных им баллов на «стоимость» одного балла. Несомненным достоинством рассмотренной системы оплаты труда является то, что используемая в ней методика определения квалификационного уровня работника создает большие возможности для оценки качества его труда и роста квалификации по сравнению с системой тарифных разрядов. Дело в том, что проработав в компании 10 — 15 лет, кадровые работники имеют высшие разряды, определяющие максимальный размер тарифных ставок. То есть, ни в моральном, ни в материальном плане у них нет перспективы формального роста квалификации. Фактически же опыт и производственные навыки у таких работников постоянно совершенствуются, что и находит свое отражение в изменении квалификационного уровня, который может повышаться в течение всей их трудовой деятельности. Повышение стимулирующей роли бестарифной системы оплаты труда обусловлено также тем, что в данном случае заработная плата работника связана не только с его квалификацией, отработанным временем и личными показателями трудовой деятельности, но и с конечными результатами работы всей компании. Это обусловлено тем, что размер средств, направляемых на потребление, непосредственно зависит от объема предоставляемых услуг, доходов и расходов оператора и получаемой прибыли. Несмотря на то, что рассмотренная система оплаты труда носит название «бестарифной», в ней при определении квалификационного уровня используется система тарифных коэффициентов. Поэтому полный отказ от тарифной системы как механизма регулирования оплаты труда с учетом его качества и сложности является не обоснованным. Тарифная система в той или иной форме применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой, причем она постоянно развивается с учетом изменения организационных, экономических и социальных условий. Зарубежный опыт оплаты труда показывает, что совершенствование тарифной системы происходит по следующим направлениям: - формирование трехзвенного механизма регулирования оплаты труда с помощью рынка труда, государственного регулирования и тарифных соглашений или коллективных договоров, принимаемых непосредственно в компаниях; - отказ от применения традиционных форм оплаты по количественным результатам в их числом виде; - поощрение работников, повышающих квалификацию, совмещающих профессии и функции, более полная оценка личных заслуг; - распространение коллективных форм материального стимулирования по результатам деятельности первичных производственных коллективов и компании в целом. Тарифная система оплаты труда устанавливает необходимые исходные данные для оценки различных видов труда. Порядок же исчисления заработной платы работников определяется принятой в организации формой оплаты труда. В практике организации оплаты труда используются две основные формы — сдельная и повременная, а также их модификации. При сдельной форме оплаты труда заработная плата работнику начисляется за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции по заранее установленным расценкам. Сдельная форма в зависимости от способа учета выработки и применяемых видов дополнительного поощрения подразделяется на прямую сдельную, косвенно сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную и аккордную. При прямой сдельной форме заработной платы труд рабочего оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции, которые определяются делением тарифной ставки определенного разряда работы на установленную для данной операции норму выработки. Эта форма оплаты труда создает большую личную материальную заинтересованность рабочего, но слабо стимулирует его в достижении общих по производственному подразделению или организации в целом высоких результатов деятельности, в повышении качества и экономном расходовании материальных ресурсов. При косвенно сдельной форме, которая нашла наибольшее распространение при оплате труда рабочих, обслуживающих основное производство, размер их заработка ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых рабочих-сдельщиков. Общая заработная плата рассчитывается либо путем умножения ставки вспомогательного рабочего на средний процент выполнения нормы обслуживаемых рабочих-сдельщиков, либо умножением косвенно сдельной расценки на фактический выпуск продукции обслуживаемых рабочих. При сдельно-премиальной форме рабочий сверх заработка по прямым сдельным расценкам дополнительно получает премию за определенные количественные и качественные показатели в соответствии с действующим на предприятии положением о премировании. В основе сдельно-прогрессивной формы оплаты труда лежит определение заработка рабочего в пределах установленных норм выработки на основе прямых сдельных расценок, а при выработке сверх этих норм — по повышенным расценкам. При аккордно-сдельной форме расценки устанавливаются не на отдельные операции, а на весь объем работы или ее законченный этап. Размер аккордной оплаты определяется на основе действующих норм времени (выработки) и расценок. В большинстве случаев аккордный наряд составляется на комплекс технологически взаимосвязанных операций, в выполнении которых участвуют несколько исполнителей, поэтому аккордную оплату можно отнести к коллективной форме оплаты труда. Ее преимущество, как было сказано выше, состоит в повышении материальной заинтересованности каждого члена трудового коллектива в общих результатах труда. Следует также иметь в виду, что при аккордно-сдельной оплате широкое распространение получило премирование рабочих за сокращение сроков выполнения заданий, что усиливает стимулирующую роль этой формы в росте производительности труда. Эффективное применение сдельной формы оплаты труда и ее модификаций возможно при соблюдении следующих условий: имеются количественные показатели выработки, объективно отражающие затраты труда; рабочим созданы реальные возможности для увеличения выпуска объема услуг по сравнению с установленными нормами; существует необходимость увеличения объема услуг или выполняемых работ на данном рабочем месте; налажен точный учет предоставляемых услуг или выполненного объема работ; рост выработки исключает ухудшение качества предоставляемых услуг, нарушение технологии производства и техники безопасности. Анализ вышеперечисленных условий указывает на невозможность широкого применения сдельной формы оплаты труда в эксплуатационных организациях связи. Это обусловлено в основном двумя факторами, отражающими особенности отрасли и создаваемого в ней продукта. Во-первых, объем поступающей нагрузки неравномерен и ограничивается спросом на услуги связи, а это значит, что необходимые условия для выполнения и перевыполнения действующих норм созданы быть не могут. Во-вторых, повышенные требования к качеству в отрасли связи вследствие невозможности замены услуг, не отвечающих установленным качественным нормативам, при использовании сдельной оплаты могут не выполняться. Следует также учитывать, что в условиях совпадения во времени процессов производства и потребления услуг невозможен предварительный контроль качества и весь брак доходит до потребителя. В телекоммуникационных компаниях сдельную форму оплаты труда можно применять на ремонтных работах, при выполнении работ по развитию сети, когда они должны быть выполнены в предельно сжатые сроки. Наиболее же широко и эффективно сдельная форма оплаты применяется в организациях строительного комплекса связи. Повременная форма оплаты труда, которая является основной в отрасли связи, имеет два вида — простую и премиальную. При простой повременной форме размер заработной платы зависит от тарифной ставки, соответствующей присвоенному квалификационному разряду, или оклада и отработанного времени. Для повышения материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и качества предоставляемых услуг к заработку, начисленному в зависимости от отработанного времени, выплачиваются премии, тем самым простая повременная форма оплаты модифицируется в повременно-премиальную. Условиями эффективного применения повременной оплаты труда являются надежный учет фактически отработанного времени, объективная тарификация рабочих, руководителей, специалистов и служащих, широкое применение напряженных норм и нормативов, регламентирующих организацию труда по каждой функциональной группе работающих. В целях повышения стимулирующей роли заработной платы наряду с основным заработком, начисляемым с учетом действующих систем и форм оплаты труда, работники получают премии за достижение высоких показателей работы. Система премирования работников связи основана на широкой самостоятельности операторов в выборе методов материального поощрения исполнителей за высокие производственные результаты. Они разрабатывают показатели и условия премирования для каждой категории работников. Определяют источники и сроки выплаты премий с учетом специфики своей работы, целей и задач, стоящих перед организацией, принятой политики материального поощрения производственного персонала и финансовых возможностей по ее практической реализации. Основным критерием для выбора показателей премирования является непосредственная зависимость их выполнения от конкретных работников, а также их влияние на общие результаты производственной деятельности коллектива. Особое значение в организациях связи имеет также взаимосвязь между количественными и качественными показателями труда. Размер премиальных выплат ставится в зависимость от таких важнейших показателей работы, как выполнение плана развития средств связи, обеспечение своевременности расчетов по платежам, соблюдение установленных уровней качества работы средств связи. За не обеспечение указанных показателей величина премии снижается либо не выплачивается вовсе. Как правило, процент премий, выплачиваемый руководящим работникам, не может превышать максимального процента премий работникам, сложившегося по компании в целом по результатам производственно-коммерческой деятельности за отчетный период. Положение о премировании работников компании утверждается ее директором после согласования с профсоюзной организацией. Условиями для начисления премий непосредственным исполнителям являются выполнение показателей, зависящих от их личного вклада в общие результаты деятельности филиала или конкретного структурного подразделения. В их число, как правило, включаются такие показатели, как выполнение плана-задания по развитию, норм выработки, плана по доходам, снижение дебиторской задолженности, работа без брака, устранение повреждений в контрольные сроки, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил технической эксплуатации и техники безопасности и др. При невыполнении установленных условий процент премии за отчетный период снижается или работник, виновный в производственных упущениях, лишается ее полностью Источниками премирования в организациях связи являются фонд оплаты труда и часть прибыли, остающаяся в ее распоряжении. Из фонда оплаты труда выплачиваются, чаще всего, премии рабочим, а за счет прибыли формируется премиальный фонд для материального стимулирования всех работников коллектива. Существует практика, когда в премиальный фонд направляется часть доходов, полученных компанией сверх их запланированной величины, что повышает экономическую заинтересованность всего производственного персонала в увеличении клиентской базы и росте объемов оказываемых потребителям услуг. В современных условиях значительно изменяется роль премий в стимулировании труда. Раньше они выплачивались не только за перевыполнение, но и за выполнение производственного задания (норм времени, выработки, обслуживания и др.). Это не соответствовало самой сути премий как дополнительного материального вознаграждения за высокие производственные результаты и достижения в труде, превышающие общественно-необходимую норму. Применение премий именно в таком качестве обязательно предполагает соблюдение, по крайней мере, следующих требований: премия должна выплачиваться не за выполнение, а за перевыполнение установленных норм труда; размер премий определяется только величиной результата, превышающего эту норму; премии должны иметь своим источником часть дополнительно получаемого экономического эффекта, обусловленного более рациональным использованием рабочей силы и других производственных ресурсов; абсолютное денежное выражение премии должно быть достаточно весомым по отношению к основному заработку. С учетом этих требований в телекоммуникационных компаниях все более широкое распространение получают системы материального поощрения работников, позволяющих более тесно увязать премирование с конкретными результатами труда персонала. По мнению специалистов в области управления человеческими ресурсами, в наибольшей степени поставленной задаче соответствует известный в мировой практике метод «Management by objectives (MBO)» или в переводе «Управление по целям». В его основе лежит предвидение возможных результатов труда и планирование путей их достижения. Он также увязывает переменную (премиальную) часть вознаграждения работников с конкретными достигнутыми ими результатами, например, с ростом доходов и выручки, числом заключенных с абонентами договоров на обслуживание и др. Практическая реализация метода МВО предполагает установление на конкретный период (год, квартал) для компании, ее филиалов, производственных подразделений и отдельных сотрудников четких задач (показателей), от которых зависит размер их премий. Важно, чтобы выполнение этих задач непосредственно определялось усилиями конкретных исполнителей или производственных структур компании в соответствии со спецификой их деятельности. Количество таких задач не может быть большим для каждого уровня (оптимальным считается не более 3 — 5 основных задач), но все они должны иметь количественное измерение и быть реалистичными с точки зрения ресурсного обеспечения и времени достижения. Саму систему оценки необходимо ориентировать на конечный результат, а не на усилия, затраченные в процессе реализации поставленной цели. Кроме того, важной тенденцией в системе оплаты труда работников связи являются изменения в структуре заработной платы персонала по уровням ответственности. Суть этой тенденции состоит в том, что соотношение между относительно постоянной частью трудовых доходов сотрудников (основная и дополнительная заработная плата) и переменной их частью (различного рода премии) должно быть дифференцировано по категориям работников, в зависимости от их положения в иерархии управления организацией. Чем ниже этот уровень, то есть чем уже круг задач и сфера ответственности конкретного исполнителя за общие результаты работы компании, тем весомее должна быть постоянная часть трудовых доходов. Для руководителей высшего звена, которые несут ответственность за производственно-коммерческую деятельность всей организации, более значимой должна быть премиальная часть как оценка их вклада и важный мотивационный фактор повышения эффективности работы всей компании. По периодичности выплат премии могут быть ежемесячными, ежеквартальными и по итогам работы за год. Во многих странах с развитой рыночной экономикой и в некоторых отечественных коммерческих фирмах, в том числе телекоммуникационных, премии из прибыли (бонусы) выплачиваются 1 — 2 раза в год. По своей абсолютной величине они достаточно высоки, что делает их мощным материальным стимулом для усиления заинтересованности работников в повышении эффективности работы компании в целом. Средства же фонда оплаты труда, предусмотренные на текущее премирование, часто используются на повышение тарифных ставок и окладов, что позволяет усилить значимость труда и социальную защищенность работников. Очевидно, что опыт материального стимулирования труда, накопленный в зарубежных компаниях может быть полезен и для российских операторов с учетом адаптации к реальным условиям их деятельности на отечественном рынке связи. При этом основными критериями должны быть повышение экономической эффективности производства, высокое качество услуг и культуры обслуживания потребителей, а также улучшение материального положения работников. Вопросы для самопроверки Какова сущность заработной платы в условиях рыночной экономики? На каких принципах базируется система оплаты труда работников связи? Каковы источники формирования фонда потребления? Что включают в себя основная и дополнительная заработная плата? Дайте характеристику компонентам тарифной системы оплаты труда работников связи отдельных функциональных групп. Поясните сущность и назначение тарифных сеток и тарифных ставок (окладов). Дайте характеристику формам оплаты труда, условиям и областям их применения в связи. Как осуществляется премирование работников связи, и каковы направления его совершенствования? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|