ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Личность и болезнь. Внутренняя картина болезни.ЛЕКЦИЯ №2 Дисциплина: Модуль 1. Основы медицинской психологии. План занятия: занятие по овладеванию студентами новых знаний по основам медицинской психологии. Форма работы: групповая. Время: 2ч. Цель: · Объяснить структуру личности · Объяснить влияние болезни на сознание и самосознание человека · Определить, что такое внутреенняя картина болезни · Узнать о типах отношений больного к его болезни
Задача: ознакомить и сформировать знания о медицинской психологии как науки. Учебные вопросы: 1. Психическая структура личности: темперамент, характер, интеллект, способности. Классификация темпераментов, их роль в формировании характера. Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека.Определение акцентуации личности. Типология акценткаций, классификации акцентуаций личности по К.Леонгарду, М. С.Личко. Тактика поведения врача з пациентами, что имеют акцентуированные черты личности. 2. Внутренняя картина болезни - субъективное восприятие заболевания пациентом. Основные сферы внутренней картины болезни: сенсорная, эмоциональная, волевая, рационально- информативная. Роль особенностей клинических проявлений заболевания, тяжести хода и прогноза. Преморбидные особенности личности (возраст, темперамент, акцентуация характера, степень чувствительности к стрессу). 3. Типы больных. Классификация основных типов отношения к болезни (гармоничный, анозогностический, ипохондрический, депрессивный, пренебрежительный, нозофобный, нозофильний, утилитарный и д.р),особенности поведения больных с такими типами реагирование на болезнь. Диагностика основних типов отношения к болезни. Дополнительные психодиагностические методики, трактовка результатов исследования. Влияние отношения к болезни на дальнейшее течение заболевания и прогноз. Агравация, симуляция, диссимуляция, госпитализм. Принципы психотерапевтической коррекции отношения к болезни, тактика врача относительно больных с патологическими типами реагирование на болезнь.
Учебная литература: 1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков СИ. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону, 1996. 2. Волков В.Г. Стрелис А.К., Караваева Е.В. Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь.Томск. Медицина, 1995.-328с. 3. Гавенко В.Л. Витенко И.С, Самардакова Г.О. Практикум из медицинской психологии. Харьков: Регион-информ. 2002. 4. Зейгарних Б.В. Патопсихология. Учебник.-М.: МГУ, 1986.-448с 5. Кабанов М.М., Личко А.Е.. Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина. 1983.-312с 6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебн. для студ. мед. вузов. — СПб., 2000. 7.Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. —Л., 1980. 8. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасаркого. - СПб: Питер, 2002. -960с 9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре. У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.-1312с 10.Клиническая психология / Сост. И общая редакция Н.В. Тарабриной. – СПб.: Питер. 2000. -352с 11.Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-608с 12.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1983. 13.Кречмер Э. Медицинская психология. — СПб., 1998. 14.Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. - М.-Л., 1996. 15.Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. есть нем. Киев: Высшая школа. 1981.- 390 с. 16.Лурия Р. А. Внутренняяя картина болезни и ятрогенные заболевання. (Изд. 4-ое) Москва. Медицина. 1977. - 12с. 17.Мягков И.Ф.. Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. - М.:1 здателъство корпорация «Логос».!999. -232с 18.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология, г- М., 1998. 19.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987. 20.Нейропсихология: Учебник для вузов 3-е изд. / Е.Д. Хомская. СПб.: Питер. 2003. -496с 21.Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. В 2 т. - М., 2000. 22.Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984. 23.Тополянский В.Д., Струковская. Психосоматические расстройства. — М, 1988. 24.Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. — Будапешт, 1988.
Дополнительная литература Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М., 1998. Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000. Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. — Ростов-на-Дону, 1996. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. — М., 1999. Гиндикин В.Я. Справочник. Соматогенные и соматоформные психические расстройства. — М., 2000. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков.-Л., 1983. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. А.Б.Смулевича. — М., 2000. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1978.
ВСТУПЛЕНИЕ Психическая деятельность является частью общей жизнедеятельности человека. Не подлежит сомнению, что она тесно связана с работой мозга. Однако несмотря на то, что психические явления возникают на основе нейрофизиологической деятельности, психику как идеальную составляющую «Я» нельзя свести даже к самым сложным нейрофизиологическим процессам. Состояние и содержание психики определяются не только морфофункциональным состоянием мозга, но и зависят от отражения внешнего мира, от овладения индивидом через собственную активную деятельность опытом и знаниями, накопленными человечеством. Психика не дана человеку в готовом виде с момента его рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируются не свойственные животным высшие формы проявления психики: сознание, язык, речь. Благодаря сознанию человек может произвольно регулировать свое поведение, при помощи языка и речи, являющихся средствами коммуникации, усваивать и передавать навыки, понятия, опыт. Биосоциальная сущность человека, подчеркиваемая еще античными философами, которые называли человека общественным животным, выражается в единстве природного и социального. Природная основа человека, определяемая наследственностью, морфофизиологическими особенностями, проявляется в его психофизических данных и подчиняется биологическим законам. Здоровье человека во многом зависит от состояния природной основы организма и является важным условием реализации человеком его социальных функций. Известно изречение древних мудрецов: «В здоровом теле — здоровый дух». Взаимосвязь психического и физического здоровья отражена и в определении, сформулированном ВОЗ: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Психическая структура личности: темперамент, характер, интеллект, способности. Классификация темпераментов, их роль в формировании характера. Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека.Определение акцентуации личности. Типология акценткаций, классификации акцентуаций личности по К.Леонгарду, М. С.Личко. Тактика поведения врача з пациентами, что имеют акцентуированные черты личности. Темперамент Психическая индивидуальность, как известно, проявляется уже на первом году жизни ребенка. В этот ранний период детства уже можно распознать такие отличительные качества человека, которые в первую очередь определяют индивидуальный тип биологических реакций. Это и есть проявления темперамента. Темперамент (от лат. tempero — смешиваю в соответствующих пропорциях) — врожденные, наиболее стабильные индивидуальные особенности динамики психических процессов. Характерные для человека на протяжении практически всей жизни качества темперамента могут подвергаться незначительным изменениям, но только в пределах данного типа. Темперамент — биологическая составляющая индивидуальности. Свойства темперамента относятся к конституциональным и определяются типом психического реагирования на различные внешние и внутренние воздействия в соответствии с особенностями основных нейрофизиологических процессов. Темперамент служит базисом для формирования более сложных и дифференцированных качеств индивидуальности. Со времен Гиппократа существует деление людей по темпераменту на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Эта градация сохранила определенное значение до наших дней. Основой научной теории темперамента является учение выдающегося русского физиолога И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Им были описаны четыре типа высшей нервной деятельности, составляющих основу индивидуального реагирования человека и поведения животных, которые он связал с античной классификацией. Виды темперамента, их основные характеристики и особенности нейрофизиологических процессов отражены в таблице 1. Выделяют три сильных (сангвинический, холерический, флегматический) типа и один слабый (меланхолический). Наиболее гармоничен сангвинический ( живой тип высшей нервной деятельности), характеризующийся уравновешенностью и подвижностью. Холерический тип (безудержный) отличается неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, первые из которых преобладают. Флегматическому типу (инертному) присуща малоподвижность переключения процессов возбуждения и торможения. Меланхолический тип (слабый) — сборная группа с преобладанием в высшей нервной деятельности процессов торможения. Каждому темпераменту свойственны свои положительные и отрицательные качества. Сангвиник характеризуется довольно высокой активностью, энергичностью, быстротой и координированностью движений, разнообразием и богатством мимики, живостью эмоций. Общителен, легко переключается с одного занятия на другое. В работе продуктивен, исключая монотонный труд. В проблемных ситуациях реагирует адекватно и конструктивно, легко обучается, свободно адаптируется в новой обстановке. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, не глубоки. При неблагоприятных условиях индивидуального развития и неправильном воспитании у сангвиника могут развиться невнимательность, поспешность, поверхностность и легкомыслие в чувствах и поступках.
Таблица 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|