Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Личность и болезнь. Внутренняя картина болезни.




ЛЕКЦИЯ №2

Дисциплина:Модуль 1. Основы медицинской психологии.

План занятия:занятие по овладеванию студентами новых знаний

по основам медицинской психологии.

Форма работы:групповая.

Время: 2ч.

Цель:

· Объяснить структуру личности

· Объяснить влияние болезни на сознание и самосознание человека

· Определить, что такое внутреенняя картина болезни

· Узнать о типах отношений больного к его болезни

 

 

Задача:ознакомить и сформировать знания о медицинской

психологии как науки.

Учебные вопросы:

1. Психическая структура личности : темперамент, характер, интеллект, способности. Классификация темпераментов, их роль в формировании характера. Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека.Определение акцентуации личности. Типология акценткаций, классификации акцентуаций личности по К.Леонгарду, М. С.Личко. Тактика поведения врача з пациентами, что имеют акцентуированные черты личности.

2. Внутренняя картина болезни - субъективное восприятие заболевания пациентом. Основные сферы внутренней картины болезни : сенсорная, эмоциональная, волевая, рационально- информативная. Роль особенностей клинических проявлений заболевания, тяжести хода и прогноза. Преморбидные особенности личности (возраст, темперамент, акцентуация характера, степень чувствительности к стрессу).

3. Типы больных. Классификация основных типов отношения к болезни (гармоничный, анозогностический, ипохондрический, депрессивный, пренебрежительный, нозофобный, нозофильний, утилитарный и д.р),особенности поведения больных с такими типами реагирование на болезнь. Диагностика основних типов отношения к болезни. Дополнительные психодиагностические методики, трактовка результатов исследования. Влияние отношения к болезни на дальнейшее течение заболевания и прогноз. Агравация, симуляция, диссимуляция, госпитализм. Принципы психотерапевтической коррекции отношения к болезни, тактика врача относительно больных с патологическими типами реагирование на болезнь.

 

 

Учебная литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков СИ. Практическая патопсихология:

Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Волков В.Г. Стрелис А.К., Караваева Е.В. Тетенев Ф.Ф. Личность пациента

и болезнь.Томск. Медицина, 1995.-328с.

3. Гавенко В.Л. Витенко И.С, Самардакова Г.О. Практикум из медицинской

психологии. Харьков: Регион-информ. 2002.

4. Зейгарних Б.В. Патопсихология. Учебник.-М.: МГУ, 1986.-448с

5. Кабанов М.М., Личко А.Е.. Смирнов В.М. Методы психологической

диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина. 1983.-312с

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебн. для студ. мед. вузов. — СПб.,

2000.

7.Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. —Л., 1980.

8. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасаркого. - СПб:

Питер, 2002. -960с

9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре. У. Бауманна. СПб.: Питер,

2002.-1312с

10.Клиническая психология / Сост. И общая редакция Н.В. Тарабриной. –

СПб.: Питер. 2000. -352с

11.Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики.-

СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-608с

12.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1983.

13.Кречмер Э. Медицинская психология. — СПб., 1998.

14.Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. -

М.-Л., 1996.

15.Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. есть нем. Киев: Высшая

школа. 1981.- 390 с.

16.Лурия Р. А. Внутренняяя картина болезни и ятрогенные заболевання.

(Изд. 4-ое) Москва. Медицина. 1977. - 12с.

17.Мягков И.Ф.. Боков С.Н. Медицинская психология: основы

патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. - М.:1 здателъство

корпорация «Логос». !999. -232с

18.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология, г- М., 1998.

19.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.

20.Нейропсихология: Учебник для вузов 3-е изд. / Е.Д. Хомская. СПб.:

Питер. 2003. -496с

21.Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. В

2 т. - М., 2000.

22.Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984.

23.Тополянский В.Д., Струковская. Психосоматические расстройства. —

М, 1988.

24.Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. —

Будапешт, 1988.

 

Дополнительная литература

Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М., 1998.

Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000.

Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные

социальные проблемы. — Ростов-на-Дону, 1996.

Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.

Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. — М., 1999.

Гиндикин В.Я. Справочник. Соматогенные и соматоформные психические расстройства. — М., 2000.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков.-Л., 1983.

Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. А.Б.Смулевича. — М., 2000.

Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1978.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Психическая деятельность является частью общей жизнедеятельности человека. Не подлежит сомнению, что она тесно связана с работой мозга. Однако несмотря на то, что психические явления возникают на основе нейрофизиологической деятельности, психику как идеальную составляющую «Я» нельзя свести даже к самым сложным нейрофизиологическим процессам. Состояние и содержание психики определяются не только морфофункциональным состоянием мозга, но и зависят от отражения внешнего мира, от овладения индивидом через собственную активную деятельность опытом и знаниями, накопленными человечеством. Психика не дана человеку в готовом виде с момента его рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируются не свойственные животным высшие формы проявления психики: сознание, язык, речь. Благодаря сознанию человек может произвольно регулировать свое поведение, при помощи языка и речи, являющихся средствами коммуникации, усваивать и передавать навыки, понятия, опыт.

Биосоциальная сущность человека, подчеркиваемая еще античными философами, которые называли человека общественным животным, выражается в единстве природного и социального. Природная основа человека, определяемая наследственностью, морфофизиологическими особенностями, проявляется в его психофизических данных и подчиняется биологическим законам. Здоровье человека во многом зависит от состояния природной основы организма и является важным условием реализации человеком его социальных функций. Известно изречение древних мудрецов: «В здоровом теле — здоровый дух». Взаимосвязь психического и физического здоровья отражена и в определении, сформулированном ВОЗ: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Психическая структура личности : темперамент, характер, интеллект, способности. Классификация темпераментов, их роль в формировании характера. Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека.Определение акцентуации личности. Типология акценткаций, классификации акцентуаций личности по К.Леонгарду, М. С.Личко. Тактика поведения врача з пациентами, что имеют акцентуированные черты личности.

Темперамент

Психическая индивидуальность, как известно, проявляется уже на первом году жизни ребенка. В этот ранний период детства уже можно распознать такие отличительные качества человека, которые в первую очередь определяют индивидуальный тип биологических реакций. Это и есть проявления темперамента.

Темперамент(от лат. tempero — смешиваю в соответствующих пропорциях) — врожденные, наиболее стабильные индивидуальные особенности динамики психических процессов. Характерные для человека на протяжении практически всей жизни качества темперамента могут подвергаться незначительным изменениям, но только в пределах данного типа. Темперамент — биологическая составляющая индивидуальности. Свойства темперамента относятся к конституциональным и определяются типом психического реагирования на различные внешние и внутренние воздействия в соответствии с особенностями основных нейрофизиологических процессов. Темперамент служит базисом для формирования более сложных и дифференцированных качеств индивидуальности.

Со времен Гиппократа существует деление людей по темпераменту на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Эта градация сохранила определенное значение до наших дней. Основой научной теории темперамента является учение выдающегося русского физиолога И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Им были описаны четыре типа высшей нервной деятельности, составляющих основу индивидуального реагирования человека и поведения животных, которые он связал с античной классификацией. Виды темперамента, их основные характеристики и особенности нейрофизиологических процессов отражены в таблице 1. Выделяют три сильных (сангвинический, холерический, флегматический) типа и один слабый (меланхолический). Наиболее гармоничен сангвинический (живой тип высшей нервной деятельности), характеризующийся уравновешенностью и подвижностью. Холерический тип (безудержный) отличается неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, первые из которых преобладают. Флегматическому типу (инертному) присуща малоподвижность переключения процессов возбуждения и торможения. Меланхолический тип (слабый) — сборная группа с преобладанием в высшей нервной деятельности процессов торможения. Каждому темпераменту свойственны свои положительные и отрицательные качества.

Сангвиник характеризуется довольно высокой активностью, энергичностью, быстротой и координированностью движений, разнообразием и богатством мимики, живостью эмоций. Общителен, легко переключается с одного занятия на другое. В работе продуктивен, исключая монотонный труд. В проблемных ситуациях реагирует адекватно и конструктивно, легко обучается, свободно адаптируется в новой обстановке. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, не глубоки. При неблагоприятных условиях индивидуального развития и неправильном воспитании у сангвиника могут развиться невнимательность, поспешность, поверхностность и легкомыслие в чувствах и поступках.

 

Таблица 1




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных