Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гипернозогнозические реакции




1. Тревожно-фобические реакции. Эти реакции чаще возникают у лиц с тревожно-мнительными или истерическими чертами характера. На фоне острых проявлений соматической патологии (инфаркт миокарда, гипертонический криз, острый живот, астматический статус и т.д.), сопровождающихся нарушением жизненно важных функций, тревожные опасения принимают форму витального страха (страха, связанного с угрозой жизни). Иногда возникают панические состояния в виде выраженной тревоги, страха смерти, сопровождающиеся ощущением нехватки воздуха, удушьем, головокружением, учащенным сердцебиением и другими вегетативными проявлениями на фоне двигательного беспокойства или опасений произвести любое самостоятельное движение.

В дальнейшем, в зависимости от течения заболевания, воздействия внешних факторов, тревожные опасения могут быть связаны с исходом болезни, предстоящей операцией, с побочными эффектами терапии, возможностью инвалидизации и др. В ряде случаев больные избегают ситуации, в которой впервые возникло острое расстройство или которая предполагает возможность возникновения его развития. Возможно формирование более очерченных и стойких страхов — фобий, всегда связанных с ожиданием наиболее тяжелых проявлений актуального соматического заболевания (у больных ИБС возникает страх инфаркта миокарда, у лиц с артериальной гипертензией — страх инсульта и т.д.). Стойкие страхи, сопровождающиеся ограничительным поведением больных, снижением активности и круга интересов, сосредоточенных преимущественно на болезни, могут приводить к навязчивой ипохондрии.

У больных с преморбидными истерическими чертами тревожнофобические реакции носят демонстративный характер, а в механизмах их возникновения прослеживаются элементы «условной приятности и желательности», позволяющие привлекать к себе внимание, пользоваться помощью и поддержкой окружающих и освобождаться от неприятных обязанностей.

2. Депрессивные реакции. Депрессивный вариант является наиболее психологически понятным и универсальным типом реакции на болезнь, который в меньшей степени, чем другие, зависит от преморбидных личностных особенностей. В возникновении депрессии важную роль играет характер соматического заболевания (прогноз, болевой синдром, косметический дефект и т.д.).

В клинической картине чаще всего представлена гипотимия в совокупности с тревожными расстройствами. Содержание переживаний тесно связано с актуальным соматическим состоянием и определяет поведение больных: тревожная суетливость, навязчивые вопросы к врачу и медперсоналу, касающиеся самочувствия и заболевания, обостренное самонаблюдение, тщательная регистрация малейших признаков телесного неблагополучия, нарушений деятельности внутренних органов. Наличие алгий и других тягостных телесных ощущений усугубляет чувство безнадежности и способствует развитию ипохондрических проявлений. Больные фиксированы на своем самочувствии, опасаются смерти или инвалидизации, потери своего статуса в обществе.

Необходимо помнить, что нозогенные депрессии включают симптомы, общие для соматической и психической патологии: потеря веса, нарушение сна, головокружение, тремор, тахикардия, вегетососудистая дистония, диспноэ, диспептические нарушения (горечь, сухость во рту, запоры, метеоризм и др.), что может затруднять диагностику и лечение основного заболевания.

При доминировании в клинике депрессии гипотимии нарастает подавленность, чувство беспомощности и безысходности. Преобладают мрачные представления о необратимости соматических нарушений, бесперспективности лечения, неизлечимости болезни. Опасность депрессивных реакций состоит в повышенном риске суицидальных действий у данной категории больных. Суицидальные намерения чаще связаны с изнуряющим болевым синдромом, который астенизирует личность, способствует появлению дисфорической окраски переживаний со склонностью к аутоагрессивным действиям. Причинами суицидальных действий может быть как действительно тяжелая неизлечимая угрожающая жизни болезнь, так и гипертрофированная субъективная оценка тяжести заболевания и его возможных последствий.

Необходимо помнить, что не все депрессии у соматических больных являются реакциями на болезнь. Возможны депрессии, обусловленные нарушениями метаболизма, изменением реактивности и другими биологическими факторами (соматогенные депрессии). Подобные депрессии наблюдаются при самых тяжелых соматических заболеваниях, чаще онкологических.

3. Истерические реакции. Истерический вариант реагирования на болезнь характерен прежде всего для личностей истероидного круга. Поэтому нередко речь фактически идет о декомпенсации истерической психопатии, которая обусловлена стрессовой ситуацией, связанной с соматическим заболеванием. Формы реагирования и поведение таких личностей определяются их эгоцентризмом, психической незрелостью, «эмоциональной логикой» суждений, повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Характерны перепады настроения, эмоции отличаются яркостью, выраженностью, но в них отсутствует глубина. Для больных с истерическим типом реагирования типично преобладание чувственного компонента внутренней картины болезни при поверхностности переживаний, что находит отражение в несоответствии драматически предъявляемых жалоб истинному состоянию больного, в нестойкости и изменчивости истерических проявлений, находящихся в тесной зависимости от внешних, порой второстепенных, факторов. Возможно возникновение конверсионных нарушений чувствительности и моторики, эпизодов суженного сознания (истерические сумерки), парциальной амнезии. При этом конверсионные проявления используются больными (неосознанно) для освобождения от неприятных для них контактов, служебных и домашних обязанностей.

Истерические формы реагирования могут встречаться не только у больных с выраженными истерическими чертами характера, но и у личностей других типов, у которых факт выявления болезни вызывает «психологическую защиту», в частности по типу «регрессии» и «фиксации».

«Регрессия» характерна для эмоционально неустойчивых, инфантильных личностей, у которых отмечается субъективная переоценка тяжести заболевания с капризностью, демонстрацией своей беспомощности. Больные отказываются вставать с постели, якобы «утрачивают» навыки самообслуживания, требуют судно для отправления физиологических нужд. Они плаксивы, в их речи появляются пуэрильные (детские) интонации.

Другой вариант — «фиксация» — проявляется в виде «культа болезни», которая помогает личности уйти от какой-то непереносимой ситуации. Наблюдается своеобразное «бегство» или «уход в болезнь», которое, как и другие варианты субъективной переоценки тяжести состояния, не является симуляцией или аггравацией, а представляет собой неосознанную реакцию личности на болезнь. В клинических проявлениях прослеживаются элементы «условной приятности и желательности» имеющихся расстройств, дающие больному реальные или мнимые преимущества. Такие пациенты уверены, что они тяжело больны, даже если заболевание течет благоприятно, не стремятся к выздоровлению, неохотно «расстаются» с симптомами. Улучшение состояния не вызывает у них положительных эмоций. Они требуют к себе повышенного внимания, неоправданно активного лечения, стеничны в достижении целей, часто конфликтны и обидчивы. Врачи, с их точки зрения, не понимают тяжести их страданий. У больных могут психогенно (состояние фрустации) нарушиться сон, аппетит, возникнуть вегетосоматическая неустойчивость (колебания АД, учащение пульса, субфебрилитет, диспептические расстройства и т.д.), что затрудняет оценку характера и тяжести состояния, а также лечение заболевания.

4. Ипохондрические реакции. Ипохондрические проявления, как было показано выше, могут входить в структуру других форм реагирования на болезнь. Они проявляются тревогой, страхами, опасениями за свое здоровье или патологическими суждениями и могут выступать в форме навязчивых (редко), сверхценных (чаще всего) или бредовых расстройств.

Однако существует тип личностей, для которых ипохондрические реакции являются патогномоничными. К.Шнайдер (1923) назвал их врожденными ипохондриками. Основными характеристиками таких личностей являются соматическая ослабленность, слабая устойчивость к различным нагрузкам, бедность интересов и влечений (в частности, сексуального). При малейшем физическом, психологическом или интеллектуальном напряжении они дистанцируются от окружающего мира и уходят в мир собственных переживаний, связанных прежде всего с их самочувствием, т.е. наблюдается своеобразное ипохондрическое «бегство в болезнь». Было показано, что чрезмерный страх «ипохондриков» перед болезнью во многом связан с их низкой толерантностью к боли и высокой значимостью здоровья в иерархии жизненных ценностей.

Возникновению ипохондрических переживаний способствует и «неумение болеть», привычка к постоянному и полному телесному комфорту. Поэтому впервые возникшее физическое недомогание становится для личности источником ипохондрических реакций. Больные с такими реакциями полны мрачных опасений, предчувствий, касающихся состояния здоровья. Они контролируют малейшие изменения самочувствия, без конца предъявляют врачу длинные перечни жалоб, домогаются все новых (ненужных) обследований, отнимая у врача неоправданно много времени в ущерб другим

больным.

Одним из вариантов ипохондрического реагирования на болезнь является так называемая сверхценная, или ригидная, ипохондрия (Смулевич А.Б. и др.). Подобный тип реакций встречается у личностей ригидного склада, чрезмерно обстоятельных, педантичных, склонных к застреванию на субъективно значимых моментах, а также у личностей недоверчивых, с трудом поддающихся разубеждению. Фактически речь идет о личностях с эпилептоидными и паранойяльными чертами. Для их отношения к болезни характерны стойкая фиксация на патологических проявлениях с одновременным сверхценным желанием преодоления недуга, восстановления соматического и социального статуса, ликвидации причин заболевания. При этом упорное стремление к повторным обследованиям сочетается с недоверием к профессионализму врачей и медперсонала. Больные тщательно изучают специальную литературу, прибегают к особым диетам и оздоровительным процедурам, являются сторонниками альтернативной медицины, использующей немедикаментозные и нетрадиционные методы лечения.

Неблагоприятное течение заболевания или, напротив, сообщение врача об отсутствии болезни, могут вызывать у таких больных неадекватные поведенческие реакции. Достаточно часто встречаются сутяжные реакции, связанные с двумя видами мотивационных установок — рентными (необоснованное стремление к материальной компенсации ущерба, причиненного соматическим заболеванием) и эквитными (стремление к выявлению и компенсации мнимого ущерба, причиненного действиями медиков).

Рентные сутяжные реакции выражаются в притязаниях материального характера: неоправданных требованиях оформить инвалидность, позволяющую облегчить условия труда, или, что чаще, вовсе прекратить трудовую деятельность, домогательствах выплаты пособий, пенсии и т.д. Не соглашаясь с мнением обследовавших их врачей, больные настойчиво обращаются в различные лечебные и экспертные учреждения. Сутяжные тенденции могут сопровождаться аггравацией (преувеличением имеющихся нарушений).

Больные с эквитными сутяжными реакциями требуют дополнительных исследований и консультаций специалистов, пересмотра диагноза, коррекции терапии; при этом они не соблюдают медицинских рекомендаций, отказываются от госпитализации и т.п. Нередко такие больные обращаются с жалобами к руководству лечебных учреждений и в вышестоящие инстанции, судебные органы, требуя наказать врачей, запятнавших себя «преступной халатностью», «неквалифицированным подходом» к лечению и диагностике.

Ипохондрические реакции особенно часто возникают у больных позднего возраста. Этому способствуют заострение личностных черт, ослабление компенсаторных механизмов и адаптационных возможностей, а также тягостные патологические ощущения, подозревание или действительное наличие таких заболеваний, которые в общественном сознании ассоциируются со страданиями, смертьюи т.д.

Следует отметить, что не всегда бесконечные кажущиеся утрированными жалобы на соматические расстройства являются следствием ипохондрического отношения к болезни. Их причиной может быть серьезная, но по каким-то причинам своевременно не распознанная патология. Поэтому врач, прежде чем судить о наличии ипохондрии у пациента, должен исключить или, наоборот, верифицировать соматическую патологию.

5. Бредовая ипохондрия. Ипохондрической бред может иметь соматическую природу, однако это не реакция на болезнь в ее обычном понимании, а чаще всего проявление процессуального заболевания (шизофрении), сочетающегося с соматической патологией, которая выступает в качестве патопластического фактора. Физическая болезнь способствует возникновению ипохондрического бреда. Соматическое неблагополучие больного находит отражение в его содержании. Такие бредовые расстройства чаще всего проявляются в двух основных формах: сенситивном бреде отношения и бреде изобретательства новых методов лечения.

В случае возникновения сенситивного бреда отношения, больные «замечают», что симптомы соматического страдания видны окружающим, в связи с чем они бросают на них «недоуменные», «осуждающие», «брезгливые» взгляды. Сенситивные идеи отношения усиливаются при посещении людных мест. Столь же «неблагоприятная» ситуация складывается и на работе. Больные констатируют изменившееся отношение к ним сотрудников, которые «делают недвусмысленные намеки», «отворачиваются», «избегают». В ряде случаев сенситивные идеи отношения сопровождаются явлениями социофобии. Больные стремятся сузить круг общения, ограничивая его лишь самыми близкими родственниками. Иногда у них могут развиваться бредовые идеи воздействия. Имеющиеся реальные соматические расстройства, по мнению больных, являются следствием экспериментов, проводимых над ними скрытыми врагами.

Бред изобретательства новых методов лечения выражается в попытках больных преодолеть болезнь при помощи разрабатываемых самостоятельно или заимствованных из различных источников «новых методов лечения», часто неадекватных имеющейся патологии, нелепых, способных нанести дополнительный вред здоровью (особые диеты, системы гимнастических упражнений и другие «нетрадиционные» методы). От лечения, назначенного дипломированными врачами, пациенты могут отказываться, открыто или тайно прекращая прием лекарств и использование других средств терапии.

Ипохондрическое реагирование на болезнь ухудшает ее прогноз, усложняет работу врачей и медицинского персонала.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных