Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способности и интеллект




Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Различают общие и специальные способности. Общие способности характеризуют уровень психического (умственного) развития, от которого зависит процесс усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для любого вида деятельности. Специальные способности — это способности к отдельным видам человеческой деятельности (к музыке, живописи, математике и т.д.).

Выделяют уровни развития способностей: высокий, средний, низкий. Высокий уровень развития специальных способностей, обусловливающих успешное самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. Высшая степень талантливости с развитием выдающихся способностей называется гениальностью.

Наличие общих способностей необходимо человеку для успешного овладения определенными видами деятельности и их осуществления.

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание или ум, рассудок) — это интегративная функция психики, заключающая в себе все познавательные способности человека. Основными предпосылками интеллекта являются мышление и память. Имеют значение воля, внимание и другие психические функции. Однако интеллект нельзя считать простой суммой когнитивных (познавательных) способностей. Интеллект оценивают по наличию способностей приобретать знания и умения, проникать в сущность явлений, устанавливать причинно-следственные отношения, планировать и предвидеть ход событий и использовать знания и умения на практике адекватно ситуации. В соответствии с определением Векслера, разработавшего одну из методик определения коэффициента интеллекта, под интеллектом понимается способность разумно действовать, рационально мыслить, хорошо адаптироваться.

Психологи в структуре интеллекта выделяют три вида мыслительных процессов (по Р.Стернбергу):

1) вербальный интеллект (запас слов, умение понимать прочитанное, эрудиция и т.д.);

2) способность решать проблемы;

3) практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке и добиваться поставленных целей).

Биологическими предпосылками интеллекта являются психические задатки, обусловленные генетическими факторами, а также врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга. Реализация их происходит в социальной среде, благодаря процессу обучения.

 

Личность

Личность — это высший уровень индивидуальности. Становление личности начинается в детском возрасте, но ее интенсивное созревание происходит начиная с подростково-юношеского возраста, когда человек наиболее полно вступает в коллективную, общественную жизнь.

В особенностях личности человека отражаются все свойственные ему качества индивидуальности. В целом личность бывает уже сформирована к концу юношества — началу периода молодости (20—22 года), хотя и позднее продолжается ее «шлифовка и отделка». Многие психологи считают, что созревание личности — это непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь. Собственно личность — это высший, наиболее интегративный уровень индивидуальности, который характеризуется неповторимым типом взаимоотношений с социальной действительностью и высокой степенью самосознания — сознания своей общественной принадлежности.

Еще Аристотель говорил, что человек — «животное» общественное. Оправданная двуликость (термин «личность» является синонимом термина «персона», что означает «маска»), вызванная сосуществованием индивидуальных потребностей, желаний и требований общества, в котором находится индивид, начинает формироваться после 3 лет. До этого возраста ребенку свойственна непосредственность, состоящая в том, что он напрямую задает вопросы или заявляет о своих нуждах. По мере созревания, он начинает все более тонко, по-разному вести себя в различных жизненных ситуациях, удовлетворяя свои потребности, но не нарушая традиционных, принятых норм поведения в коллективе и обществе.

Человек потому и становится многоликим и быстро переключаемым, что встречается с чрезвычайным обилием общественных ситуаций. Это одна из наиболее совершенных форм адаптации, приспособления человека к социальной действительности. В юности на основе индивидуальной личности формируется общественная, социальная личность. Такое формирование происходит неравномерно, небесконфликтно. Противоречия в частности возникают в результате сложного взаимодействия между сложившейся индивидуальной личностью и теми новыми ее компонентами, которые появляются в связи с требованиями социальной среды. Эти противоречия чаще ведут не к нарушениям формирования, а к изменениям формирующейся личности. Элементы оправданной, закономерной двуликости свойственны практически всем людям. Вопрос в том, каковы степень, постоянство и качества такой двуликости, особенно в плане их общественной (социальной) значимости. Личность каждого человека, с одной стороны, монолитна, едина и целостна, а с другой, — ей свойственна множественность, многообразие в разных обстоятельствах жизни. Именно личность как высшее проявление индивидуальности обеспечивает сложнейшую систему взаимосвязей человека с действительностью, взаимоотношений в разных, меняющихся обстоятельствах общественной среды и адаптацию к ней.

Таким образом, личность представляет собой категорию не столько биологическую, сколько социальную и социально-психологическую. Одной из основных подструктур личности, наряду с темпераментом, характером и способностями, является направленность, определяющая ее потребности, интересы, установки, идеалы, убеждения, мотивы и мировоззрение. Иерархия потребностей человека, мотивации его поведения были рассмотрены выше в соответствующей главе. По форме направленность личности может быть более биологизированной, отражая в большей мере витальные потребности (физиологические, сексуальные, а также повышенное внимание к безопасности, жилищу, одежде и т.д.), либо более социализированной с приоритетом духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). В структуре нормальной личности разные потребности находятся во взаимозависимости и гармонии.

Уровень развития (зрелость) личности определяется характерными для нее отношениями. У личностей с низким уровнем развития доминирующими являются меркантильные, утилитарные отношения. Высокий уровень личности предполагает преобладание общественно значимых отношений и наличие духовности, составляющей ее ядро. Духовность включает приверженность нравственным категориям, таким как совесть, порядочность, чувство стыда, сострадание и многим другим, позволяющим человеку самому оценивать свои поступки. Г.Олпорт выделил черты зрелой личности: широкие границы «Я»; способность к теплым социальным отношениям; способность к самовосприятию и эмоциональной стабильности; реалистическое восприятие мира на основе собственного опыта и притязаний; способность к самопознанию и чувство юмора; обладание цельной жизненной философией.

В зависимости от отношений личности и общества, успешности адаптации, различают личности с оциализированные — адаптированные к условиям социального бытия, десоциализированные (асоциальные), которым свойственны отклонения (девиации) от основных социальных норм поведения, поэтому их еще определяют как девиантные, акцентуированные личности (крайние варианты нормы), патологические личности, к которым относятся лица с психопатиями и задержкой психического развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных