Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние на ВКБ преморбидных биологических и личностных факторов




1. Пол. Различие в физиологии мужчин и женщин накладывает отпечаток на переживания, связанные с критическими периодами. У женщин такими периодами являются начало менструаций, беременность и роды, климакс, во время которых усиливается реактивность и обнаруживаются повышенная готовность к различным невротическим расстройствам преимущественно истерического, ипохондрического, депрессивного круга. У мужчин возрастные кризы не имеют заметной внешней выраженности, но в переживаниях, связанных с возникновением тех или иных серьезных заболеваний, часто находят отражение опасения ослабления или утраты сексуальных возможностей.

Еще одним заметным различием, связанным с полом пациента, является переносимость физической боли, которая у женщин выше. Лучше переносят женщины и вынужденную неподвижность, связанную с болезнью.

Для женщин более актуальны семейные проблемы, связанные с болезнью, а для мужчин — служебно-профессиональные, возможность утраты трудоспособности.

2. Возраст. Расхождение между субъективной оценкой болезни и объективными данными наиболее выражены в молодом и старческом возрасте. У детей дошкольного возраста собственная оценка заболевания еще не сформирована, у детей младшего школьного возраста она недостаточно полная и только в пубертатном возрасте приближается к оценке взрослых.

По сравнению со взрослыми, дети более тяжело переносят боль и страдания, боятся больничной обстановки, медицинских инструментов и манипуляций, хирургического вмешательства. Во многом реакция ребенка на свою болезнь и его поведение в условиях болезни зависят от влияния окружающих, в первую очередь, родителей и врачей. Следует учитывать, что дети повышенно внушаемы, отвлекаемы, быстро забывают пережитое, переключаются на новую ситуацию. Эти особенности детской психики необходимо использовать при проведении лечения как с профилактической целью, так и с целью устранения возникших психических нарушений.

В подростковом и юношеском возрасте в переживаниях, связанных с заболеванием, центральное место занимает внешняя непривлекательность. Именно к этому возрасту, как известно, относится возникновение патологических идей физического недостатка. Девушки чаще озабочены косметическими недостатками, проблемой лишнего веса, а у юношей переживания касаются преимущественно половой системы, сексуальной активности.

В молодом возрасте (18—35 лет) чаще встречаются переоценка своего здоровья и недооценка болезни, неверие в возможность тяжелого заболевания, инвалидизации. Преувеличение значимости болезни бывает в тех случаях, когда отчетливо выступают эстетический и интимный компоненты переживания соматической патологии.

В зрелом возрасте наиболее выраженные психологические переживания и возможные психические расстройства связаны с хроническими, прогностически неблагоприятными, инвалидизирующими заболеваниями (нарушения кровообращения, тяжелые инфаркты, онкологические заболевания). Хроническая болезнь, приводящая к инвалидности, может стать причиной краха всех жизненных планов и устремлений личности.

Для предстарческого возраста (60— 74 года) типичны не опасения потери трудоспособности, а страх смерти. Нередко встречаются тревожно-депрессивные состояния и ипохондрическое переживание болезни.

Для старческого возраста (75 лет и старше) характерно преувеличение тяжести заболевания, однако достаточно часто встречается недооценка тяжести, опасности болезни из-за снижения критики, интеллектуальной несостоятельности возрастного генеза, эйфории, появляющейся иногда вследствие недостаточности кровообращения.

3. Темперамент, в первую очередь, отвечает за физиологическую основу реагирования на болезнь. Влияние темперамента сказывается на характере ощущений и эмоциональных проявлений. Так, холерикам и меланхоликам свойствен более низкий порог болевой чувствительности по сравнению с сангвиниками и флегматиками. У меланхоликов даже не очень интенсивные болевые ощущения вызывают снижение двигательной активности в виде вялости, заторможенности. Напротив, субъекты с ярко выраженным холерическим темпераментом при наличии болевых ощущений не могут оставаться на месте, совершают импульсивные действия. Особенности темперамента сказываются и на переносимости режима ограниченной подвижности, связанного с заболеванием.

4. Характер. Особенности характера человека определяют своеобразие его поведения и отношения к окружающему и самому себе, в том числе к своему здоровью и болезни. Здесь ведущая роль принадлежит эмоционально-волевой и мотивационной сферам, обеспечивающим адаптацию. Одним из наиболее важных факторов ВКБ и формирования реакции на болезнь является способность субъекта к «защитной» психологической деятельности.

Наиболее часто встречающиеся формы и механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение (подавление) — неосознаваемое перемещение личностью неприемлемых для нее или неприятных переживаний, мыслей, побуждений, воспоминаний из сферы сознания на подсознательный уровень. При этом ситуации, связанные с подобными переживаниями, как бы забываются (функциональная амнезия).

2. Проекция — приписывание другим людям неосознаваемых собственных чувств, желаний, побуждений, других отрицательных качеств, которые субъект не признает или отвергает в самом себе. Проекция может являться следствием вытеснения: вытесненное в подсознание переносится на другого человека. Например, ревнивый человек обнаруживает склонность к ревности у других. Чаще всего такой способ психологической защиты служит для повышения самоуважения и уважения со стороны окружающих, а также для оправдания перед собой и окружающими собственных отрицательных черт и поступков.

3. Идентификация — способ психологической защиты, противоположный проекции. Он заключается в том, что одно лицо (субъект идентификации) на неосознаваемом уровне приписывает себе качества других лиц (объектов идентификации). Такими объектами могут быть близкие люди, незнакомые, но значимые персонажи, в том числе воображаемые, или герои художественных произведений.

4. Рационализация — процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Неприемлемые для личности действия субъект объясняет ложными мотивами. Выдвижение ложных причин своих неудач или недостатков с целью оправдать себя: «Не все так плохо, зато я...» помогает субъекту, обесценив таким образом нереализованные потребности, сохранять самоуважение и предупреждает возникновение тревоги.

5. Интеллектуализация — излишне «умственный», лишенный эмоционального переживания, способ реагирования на конфликты. Путем пространных рассуждений, гипотез субъект пытается объяснить возникающие конфликты и неудачи в своей жизни не зависящими от него причинами.

6. Регрессия — возврат от уже достигнутого уровня поведения и личностного реагирования к ранее пройденным этапам, формам и способам реагирования и моделям поведения. Наиболее ярко данный механизм проявляется у больных детей, когда они отказываются пользоваться приобретенными навыками самообслуживания. У взрослых регрессия может выражаться бессилием и отказом от борьбы.

7. Сублимация — замещение, или перевод напряжения в другое русло. Энергия нереализованной потребности перемещается в другое русло, где активно используется. Например, склонный к физической агрессии человек, зная, что прямое насилие грозит ему неприятностями, может стать преуспевающим спортсменом, бизнесменом.

При напряжении, связанном с наличием заболевания, сублимация может проявляться в привычной деятельности («бегство в работу») или в приобретении новых увлечений (хобби), в творческой и общественной активности.

8. Перенос — механизм, посредством которого эмоциональное напряжение, связанное с одной ситуацией или личностью, переносится на другую ситуацию или личность. В таких случаях эмоциональное отношение к тому или иному объекту не адекватно или вовсе с ним не связано. Переноситься могут как положительные чувства (любовь, нежность), так и отрицательные (ненависть, гнев).

9. Бегство или уход — отказ от достижения цели, неосознанное избегание любыми средствами ситуации, вызывающей напряжение. Бегство носит вынужденный характер и, устраняя тревогу, избавляя от паники, делает жизнь человека терпимой, но не разрешает коренных проблем, что является причиной дальнейших душевных переживаний. У больных людей может иметь место «уход в болезнь».

10. Компенсация и гиперкомпенсация — механизмы защиты от тревоги, вызванной наличием у человека действительного или мнимого недостатка. У физически слабых детей этой цели могут служить гиперкомпенсаторные фантазии, когда дети воображают себя сильными и храбрыми. У эмоционально ранимого подростка данная форма защиты может носить «маску» внешней грубости. Профессионально не состоявшийся человек может проявлять активность в каком-либо виде общественной деятельности. За внешним донжуанством у некоторых мужчин может скрываться неуверенность в своих мужских способностях и т.д. Проявления компенсации часто встречаются у людей с физическими недостатками (слепота, глухота и т.д.) и заболеваниями.

11. Разрушительность или агрессия заключается в активной атаке на объект психической травматизации или замещающий его, дискредитации и обвинении. Причиной подобного поведения может быть чувство собственного бессилия перед угрожающей ситуацией. В медицинской практике подобные формы защитного поведения возможны у больных после сообщения им прогностически неблагоприятного диагноза: они могут проявлять негативизм, грубость по отношению к врачам, медицинскому персоналу, игнорировать их назначения и рекомендации.

Описанные варианты психологической защиты присущи и здоровым людям, и больным. Они ограждают человека от чрезмерного психического напряжения, тревоги. Однако некоторые формы психологической защиты, в случае их недостаточности, могут, наоборот, приводить к срыву психической устойчивости, создавать дополнительные проблемы в адаптации человека, в результате чего включаются разрушительные механизмы, и у него может развиться невротическое расстройство или психосоматическое заболевание. Иногда следствием психологической защиты (бегства, сублимации) в сложной личностной ситуации может стать уход от реальной обстановки через аддиктивное поведение, заключающееся в изменении своего психического состояния при помощи наркотиков, алкоголя, медитации, Интернета, азартных игр и др. Понятно, такая форма поведения является деструктивной и свидетельствует о срыве защитных механизмов.

Знание врачами особенностей психологической защиты, их форм и причин срыва важны для понимания некоторых форм пограничной психической и психосоматической патологии и оказания адекватной помощи больным.

Особенности характера имеют ведущее значение в формировании реакций индивида на болезнь. Адекватные формы реагирования типичны для лиц с гармоничным складом характера, синтонных, отличающихся общительностью.

Лицам с акцентуациями характера и психопатиями возбудимого типа, наряду со свойственной им экстравертированностью, способностью быстро схватывать суть происходящих явлений и событий, присущи вспыльчивость, взрывчатость, импульсивность. Для них характерна «психологическая защита» по типу «эмоционального отреагирования», проявляющаяся раздражительностью, озлобленностью и «вымещением» своих негативных эмоций, связанных с болезнью, иногда в виде прямой агрессии, на мнимых «обидчиков» (членов семьи, медицинский персонал, соседей по палате и др.) или аутоагрессией. При этом у них может присутствовать активность,

направленная на преодоление заболевания и его последствий.

Для лиц с акцентуациями характера и психопатиями тормозимого типа (в частности, астеническими, тревожно-мнительными) с присущими им интравертированностью, сенситивностью, склонностью к самоанализу, характерны преимущественно пассивно-оборонительные защитные реакции по типу «отрицания», «бегства» или «интеллектуализации». Преувеличение тяжести болезни, ее значимости может у лиц данного склада не выходить за рамки психической нормы, но часто возникают фобические и тревожно-депрессивные переживания.

Лиц с неустойчивым типом акцентуаций и психопатиями отличает повышенная эмоциональность, лабильность, недостаточная зрелость установок и суждений. В структуре ВКБ у них более выражен чувственный уровень при относительной бедности когнитивного или оценочного. Поэтому для больных с данным типом характера типична непоследовательность поведения, связанная как с субъективной переоценкой тяжести и возможных последствий заболевания, так и с их недооценкой.

Для ригидного типа акцентуаций характера и психопатических личностей паранойяльного склада типичны косность, бескомпромиссность суждений и убеждений, обостренная «гиперсоциальность» (стремление во всем наводить порядок в соответствии со своими представлениями о нем), медлительность. В структуре ВКБ у них преобладают когнитивные или оценочные уровни. В переживаниях особое место занимает мотив утраты трудоспособности и потери социального статуса. Поэтому у одних больных может наблюдаться упорное «отрицание» болезни, а у других, напротив, — переоценка с формированием «рентных» установок.

У шизоидных психопатов, для которых характерны черты замкнутости, отгороженности, преобладание интеллектуальных интересов, в структуре ВКБ преобладают когнитивные моменты, что может приводить к формированию сверхценных идей, касающихся как понимания механизмов имеющегося заболевания, так и его лечения. В качестве «защитного» механизма у них может наблюдаться усиление аутизации, возможны неожиданные реакции, в том числе суицидальные тенденции.

У демонстративных акцентуированных личностей и истерических психопатов в структуре ВКБ преобладает чувственный уровень с выраженностью эмоционального компонента в виде так называемой эмоциональной логики. Механизмами защиты в одних случаях являются «вытеснение», «замещение», «отрицание» болезни, в других — механизм «фиксации» с «бегством в болезнь» и наличием «условной приятности и желательности» имеющихся расстройств.

5. Личность. Влияние личности на формирование ВКБ определяется ее системой отношений, в том числе иерархией потребностей, интересов, мотивов, установок. Поэтому можно говорить о социальнопсихологическом уровне субъективного отражения болезни человеком. В формировании ВКБ имеют значение мировоззрение больного человека, его религиозные взгляды, морально-этические принципы и т.д. Существенное влияние на ВКБ могут оказывать и суеверность больного, склонность толковать причины болезни с мистических позиций («сглазили», «навели порчу», «попал под влияние энергетического вампира» и т.п.).

Особое значение в формировании ВКБ имеет уровень образования и культуры больного, в том числе степень осведомленности в области медицины. Осведомленность в области медицины может играть двоякую роль. Отсутствие медицинских знаний иногда приводит к непониманию своего болезненного состояния, недооценке его проявлений и возможных последствий. Избыток же информации у пациента о болезнях, механизмах их развития, течении, прогнозе также может приводить к деформации ВКБ. В одних случаях это выражается в преувеличении тяжести болезни, в других — в преуменьшении ее значимости или полном игнорировании. Эти проблемы

нередко возникают у пациентов-врачей и в случаях заболевания детей, родители которых — врачи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных