![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫОГЛАВЛЕНИЕ стр. Введение………………………………………………………………………… Общая характеристика работы………………………………………………… Глава 1. Теоретический анализ проблемы проявления тревожности в спортивной деятельности 1.1. Психические состояния спортсменов и методики их диагностики…………… 1.2. Тревожность как состояние и свойство личности, ее проявление в спортивной деятельности……………………… Выводы по первой главе…..…………………………………………………… Глава 2. Организация и методы исследования………………………………. 2.1. Организация исследования………………………. 2.2. Методы исследования Глава 3. Исследование тревожности у спортсменов-фигуристов 3.1. Анализ результатов исследования тревожности у спортсменов-фигуристов………………………………………………………………….….. 3.2. Практические рекомендации по преодолению тревожности у спортсменов-фигуристов……………………………………….……………. 3.3 Программа тренинга снижения тревожности Выводы по третьей главе………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………….. Библиографический список …………………………………………………… Приложения ВВЕДЕНИЕ В современных условиях жизни человека достижение им успехов в различных видах деятельности в значительной мере зависит от умения регулировать свое поведение, сдерживать свои чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями окружающих и ситуации. Это умение частично достигается за счет воспитания в семье, предъявления требований в школе, ВУЗе, в повседневном труде, во взаимодействии с другими людьми. Но этого явно недостаточно. Чтобы овладеть методами саморегуляции, необходимо специальное обучение, которое, к сожалению, за редким исключением, не проводится, хотя значимость его трудно переоценить. Это относится целиком и полностью к такому сложному и важному виду человеческой деятельности, как спорт, проведение соревнований, где от спортсмена требуется полная отдача, работа на пределе своих возможностей создает ситуации, в которых спортсмену необходимо регулировать свое состояние. Специалисты в области психологии спорта уделяют большое внимание изучению неблагоприятных психических состояний. Наиболее распространенным состоянием спортсмена является тревожность, которое протекает как на соревнованиях, так и на тренировках. Состояние тревожности с одной стороны можно отнести к негативным состояниям, с другой же стороны тревожность является первой ступеней стресса, который активизирует спортивную деятельность. Исследования в данной области проводились многими специалистами (Б.Д. Кретти, Р. Мартенс, Ю.Л. Ханин и др.), которые показали, что бесспорно, как среди слагаемых успеха, так и среди причин поражения в соревнованиях определенная доля принадлежит психическому состоянию, а именно тревожности спортсмена перед соревнованием и во время него [10]. Поэтому проанализировав все исследования можно определить зависимость результативности соревновательной деятельности спортсмена от его психического состояния, предшествующего или сопровождающего его. Современный спорт характеризуется значительным увеличением тренировочных нагрузок, в отдельных видах спорта в 4-5 раз. Это, в свою очередь, привело к возрастанию психических нагрузок. В результате чего повышается уровень тревожности спортсмена в связи со сложностью спортивной деятельности. Это требует тщательно продуманной, систематической психологической подготовки, одним из составляющих которой является обучение спортсменов методам самоконтроля и саморегуляции. Возникновение состояния тревожности сопровождается рядом причин. К субъективным причинам относятся: предстоящее выступление в соревновании, недостаточная подготовленность спортсмена, ответственность за выступление на соревновании, излишня возбудимость и тревожность как личностные качества, индивидуально-психологические особенности личности. К объективным причинам относятся: сила соперников, организация соревнования, необъективное судейство, поведение тренера на соревновании или отсутствие его на соревновании, настрой команды, неправильно организованная предсоревновательная подготовка. На сегодняшний день в спортивной практике психологическая подготовка ставится на последний план. В результате чего формируется неблагоприятное психологическое состояние неуверенности, тревожности, боязни, апатии. К сожалению, многие тренеры не придают этому значения и включают спортсмена в команду. Естественно, что выступление спортсмена с недостаточной психологической подготовкой не будет успешным и вызовет после соревнования отрицательные эмоции. Неоднократные выступления спортсмена при недостаточной подготовленности приводят к закреплению отрицательных эмоций, нежеланию выступать в соревнованиях и постоянному возникновению неблагоприятных предстартовых состояний по принципу условного рефлекса. Возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, как обусловленных отрицательными свойствами личности, так и ситуативных, вызванных экстремальными (особо сложными) условиями деятельности, делает необходимой разработку средств их предупреждения и регуляции, а также воспитания эмоциональных свойств личности, способствующих высокой эмоциональной устойчивости.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Дипломная работа – 43 страницы, 1 таблица, 2 рисунка, 60 литературных источника, 2 приложения. Ключевые слова: ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, СИТУАТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ. СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ, УСПЕШНОСТЬ. Актуальность темы исследования. В спортивной деятельности в результате стрессогеных факторов возникают различные психические состояния, которые негативно влияют на результатат спортсмена. Одно из важнейших состояний спортсмена на соревновании является тревожность. Состояния тревожности начали изучать уже с 95-х годов XX века, уже тогда говорили о проблеме тревожности в спортивной деятельности. Проблемой тревожности занималось множество психологов: Е.П.Ильин [13], В.С.Мерлин [27], А.М.Прихожан [30], В.В. Суворова [7], Ч.Д.Спилбергер [39] и др. Но несмотря то, что тревожность уже изучается много лет, нет набора диагностического инструментария, который можно было применять в спорте, а также нет единой программы-коррекции тревожности спортсменов. Поэтому одной из главнейших задач спортивной психологии является углубленное изучение и коррекция тревоги. В дипломной работе мы сделали первый шаг к решению этой проблемы. Объект исследования: состояние тревожности спортсменов различных видах спорта. Предмет исследования: особенности тревожности спортсменов-фигуристов. Цель исследования: изучить особенности тревожности спортсменов-фигуристов, разработать программу для коррекции уровня тревожности. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать психические состояния спортсменов и методики их диагностики. 2. Рассмотреть проявление состояния тревожности в спорте. 3. Выявить особенности проявления тревожности в фигурном катании. 4. Описать приемы и методы снижения тревожности 5. Разработать программу коррекции уровня тревожности. Гипотеза исследования: Спортсмены-фигуристы имеют повышенный уровень тревожности, что предусматривает необходимость психологической работы по коррекции уровня тревожности, разработку специальной коррекционной работы. Методы исследования: - Теоретический анализ и обобщение литературных источников; - Психодиагностические методики: «Шкала ситуативной и личностной тревожности»(Р.Мартенс); «Шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности» (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин - Методы математической статистики.
Полученные результаты и их новизна. Представлены новые сведения об уровни состояние тревожности спортсменов-фигуристов и спортсменов-борцов. Была разработана программа коррекции уровня тревожности перед соревнованиями «Преодолей себя». Сфера применения. Результаты научной работы могут быть использованы в подготовке спортсменов разной квалификации и на разных этапах спортивной карьеры. Степень внедрения или рекомендации по внедрению результатов исследования. Разработанная тренинговая программа на тему «Коррекция уровня тревожности перед соревнованиями» была апробирована в предсоревновательном процессе спортсменов ГСУСУ «Витебский областной центр олимпийского резерва по зимним видам спорта» и может использоваться при подготовке спортсменов различных видов спорта.
ГЛАВА I Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|