Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психические состояния спортсменов и методики их диагностики




При изучении любого психического состояния встает вопрос, что же такое психическое состояние и из каких компонентов оно состоит. Поэтому перед тем, как приступить к рассмотрению такого психического состояния как тревожность мы заглянем в суть проявления психических состояний.

Психическое состояние, по мнению Н.Б. Стамбуловой[40] представляет собой целостное проявление (реакцию) человека в той или иной ситуации. В самом общем виде оно характеризуется: определенной эмоциональной окраской или эмоциональным тоном; побудительной силой или психическим тонусом и психическим напряжением, необходимым для адаптации к ситуации и ее требованиям.

А.В. Симонов [34] рассматривал психическое состояние как «философскую категорию, отражающую специфическую формуреализации бытия, фиксирующую момент устойчивости в изменении, развитии, движении материальных объектов в некоторый данный момент времени при определенных условиях».

По мнению В.Ф. Сопова [36.37] психическое состояние – это переживание личностью конкретного отношения к возможным результатам актуального отрезка деятельности. При этом конкретность будет обусловлена мотивами и силой мотивации, а актуальность отрезка деятельности – характером решаемых задач и целей, результаты деятельности (качество – количество работы и целесообразность возникновения состояний) будут зависеть от соответствия генетических и конституционных факторов характеру выполняемой деятельности.

В.А. Ганзен [4] психическое состояние понимает как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление, что, по его мнению, позволит получить структурную модель (или схему) анализов. Описания и экспериментального изучения. Такое понимание определяет психическое состояние, как системный объект изучения, в котором выделяется 4 уровня:

1. Социально-психологический (деятельность, поведение, отношение).

2. Психологический (психические функции, настроение).

3. Психофизиологический (психомоторика, сенсорика, вегетативные реакции).

4. Физиологический (нейрофизиология, физиологические функции).

Ю. А. Киселев [16] дает следующее определение – «психическое состояние – интегральная характеристика человека в конкретный промежуток времени, отражающая доминирующее отношение и мотивы, качественное своеобразие и степень напряженности его переживаний, уровень функционирования его познавательных процессов, меру волевой активности и непроизвольной активизации, точность и стабильность саморегуляции».

Особое внимание изучению психических состояний уделяется в психологии спорта, где формирование состояния психологической готовности к соревнованию рассматривается как основная задача психологической подготовки.

Экстремальные условия, в которых проходят интенсивные тренировки и соревнования, могут стимулировать развитие стресса. Стресс (от англ. Напряжение, давление) представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия.

Большой вклад в основу теории стресса внес Г.Селье [22], который написал статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. Он ввел понятие «общий адаптационный синдром» и выделил три стадии.

Как уже отмечалось спорт связан с большими физическими и психическими нагрузками, которые могут стать причинами травм, заболеваний, конфликтов, возможных нарушений в деятельности и поведении спортсменов. Речь идет о психических состояниях, которые проявляются в любой деятельности человека.

Вначале предметом исследования были предстартовые эмоциональные состояния спортсменов. Одно из характерных таких состояний – «предстартовая лихорадка»– было описано О.А. Черниковой [47], впервые еще в 1937 году. Впоследствии на основании вполне значительного по объему материала А.Ц. Пуни [20] выделил три формы предстартовых состояний: боевую готовность (оптимальное эмоциональное состояние), предстартовую лихорадку и предстартовую апатию (неблагоприятные эмоциональные состояния), выделил их психологические механизмы и описал признаки, их характеризующие. Более поздние многочисленные публикации различных авторов детализировали некоторые признаки.

Одни психические состояния побуждают к деятельности и помогают ее сделать. Одно из таких состояний в спортивной деятельности, это состояние боевой готовности или оптимальное боевое состояние (ОБС). Другие же состояния наоборот ухудшают спортивную деятельность и называются неблагоприятные психические состояния.

К неблагоприятным психическим состояниям относятся:

– связанные с отрицательными асоциальными по своей направленности чертами характера и свойствами личности, навязчивые и устойчивые по своим проявлениям (например, зазнайство);

– снижающие результаты общественно значимой спортивной деятельности астенические или пассивные эмоции, например самоуспокоенность, апатия;

– отвлекающие от основной спортивной задачи, направленные на посторонние объекты, имеющие активный характер, но уводящие от выполнения основной деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызванные личными отношениями;

Неблагоприятно влияющие на физическое и психическое здоровье (наркотизирующие психику, вызывающие грубое нарушение функций внутренних органов, ослабляющие защитные силы организма).

Психическое состояние спортсмена, которое он переживает до начала соревнования, выражается в отношении к предстоящей борьбе, в оценке своих возможностей, в усилении процессов возбуждения, в изменении психических процессов, связанных с приемом и переработкой поступающей информации. В тренировочной и соревновательной деятельности могут возникать различные психические состояния, вызывающие неоднозначные изменения в организме и по-разному влияющие на деятельность спортсмена.

Наиболее распространенными считаются следующие психические состояния: стресс, тревожность. Страх, монотония, психическое пресыщение, неуверенность, фрустрация.

Все эти состояния по-разному влияют на личность спортсмена, и возникают при разных обстоятельствах. Но состояние тревожности имеет единственное и значимое отличие, оно является как устойчивой чертой личности, так и неповторимым состоянием на определенный промежуток времени.

Конкретное состояние спортсмена может быть описано, используя разные признаки (по Н.Б. Стамбуловой [40]. Например, состояние психической готовности к соревнованию – это пред рабочее, актуальное, реактивное, стеническое, чаще положительно эмоционально окрашенное. Собственно соревновательное психическое состояние – рабочее, актуальное, активное, стеническое, с различной эмоциональной окраской (последнее индивидуально и зависит от оценки спортсменом соревновательной ситуации).

А.В. Родионов [32] указывает на особенности свойств нервной системы спортсменов как на причину количественных и качественных функциональных сдвигов и специфики предстартовых состояний.

Психическое состояние влияет на эффективность деятельности спортсмена опосредованно, создавая более или менее благоприятный фон для функционирования психических процессов и психомоторики. Самой «подвижной» характеристикой психического состояния является психическое напряжение. Наибольшая результативность деятельности достигается в «зоне оптимального функционирования» [43], т.е. при оптимальном и индивидуальном для конкретного спортсмена уровня психического напряжения в различных ситуациях и соревнованиях.

Теоритический обзор литературы по проблеме состояний в спорте позволил определить перечень методик для их диагностики.

1. Для диагностики уровня тревожности можно использовать методику «Самооценка состояний спортсмена», предложенную Ю.Я. Киселевым. В данной методике состояние спортсмена определяется с помощью так называемого «градусника», представляющего собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения) [16, с 88].

Спортсмену предъявляется данная шкала. Накоторой он должен сделать отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие4 2) настроение; 3) желание тренироваться; 4) удовлетворенность тренировочным процессом; 5) отношения с товарищами; 6) отношения с тренером; 7) спортивные перспективы (на данное соревнование); 8) готовность к соревнованиям.

2. Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент. А также любой компонент предстартового, соревновательного и послесоревновательного состояния [49, с 22].

Методика диагностики уровня личностной тревожности (адаптированная Т.А. Немчиным). Тест предназначен для измерения уровня тревожности и построен в виде опросника (2 шкалы, 60 утверждений). Тестирование занимает 15-25 минут. Обработка результатов проста, подсчитывается сумма баллов по ключу. Также в данной методике имеется шкала лжи, что поможет определить достоверность результатов [25, с 12].

3. Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» Н.П. Фетискина. Предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент. На бланке изображены 9 мимических масок,отображающих различные эмоциональные состояния. Спортсмену нужно сопоставить свое теперешнее эмоциональное состояние с эталонными масками и обозначить степень выраженности данного эмоционального состояния. Для обработки и анализа результатов необходимо пользоваться ключом, в котором пронумерованным маскам соответствуют эмоциональные состояния [28, с 55].

4. Методика «Самооценка эмоциональных состояний», предложена Г. Айзенком. В ней самооценка психических состояний производится по 4-м шкалам: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Предлагается описание 40 психических состояний, которые необходимо оценить от 0 до 2 баллов. Далее подсчитывается сумма баллов по каждому состоянию и дается интерпретация [31, с 67].

5. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна предлагает испытуемым с помощью набора слов-антонимов (умный-глупый, веселый-грустный и т.п.) определить степень выраженности у себя этих качеств. С этой целью исследующий рисует на листе бумаги вертикальную линию определенного размера и сообщает испытуемому, что на верхнем полюсе находятся, к примеру, самые умные, а на нижнем – самые глупые. Обследуемого просят обозначить карандашом свое место на линии. Такие же вертикальные линии рисуются и для самооценки по другим шкалам. Содержание каждого параметра доступно разъясняется перед процедурой самооценивания. В заключительной беседе с испытуемым уточняются его представления об особенностях его самооценки, имеющиеся проблемы, его собственные представления о тревоге, агрессии, общительности, веселом, грустном человеке и о ряде других характеристик [13, с 40].

6. Цветовой тест Люшера. Предлагается 8 цветовых карточек. Нужно разложить карточки в 4 подгруппы по 2 цвета. Первая – наиболее приятные цвета, 2-я – приятные, 3-я – безразличные, 4-я – неприятные. 1-й и 2-й цвет – характеризуют основные цели; 2-й и 3-й – текущее внутреннее состояние и ситуацию, которая сложилась вокруг вас; 4-й и 5-й – сдерживаемые качества, выражающиеся в психологических зажимах; 6-й и 7-й – отрицаемые и подавляемые потребности, источники тревоги и стресса; 7-й и 8-й – самая актуальная проблема [37, с 89].

7. Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» Д. Бак. Эта проективная методика исследования личности была предложена Д. Баком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. Данная методика предназначена для того, чтобы помочь собрать информацию о личности спортсмена, об уровне его развития, сензитивности, гибкости, работоспособности и интеграции, а также о сфере его взаимоотношений с окружающей средой в целом и конкретными людьми в частности.

Методика имеет 2 фазы: 1-я фаза (в качестве основного средства выражения выступает рисунок) является невербальной, творческой, неструктурированной. 2-я фаза – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. На этом этапе испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также объясняет вызванные рисунком ассоциации [51, с 38].

8. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Т. Хоментаускас-Беляускайте. На основании особенностей изображения можно определить своеобразие состояния человека во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, тревожности, скованности ит.п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорит об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления и т.д. Цель применения теста: выявление особенностей внутриличностных отношений. На основе выполненного изображения, ответов на вопросы, оцениваются особенности восприятия и переживания спортсменом отношений в команде, степень развития изобразительной культуры, особенности состояния во время рисования [39, с 96].

Таким образом, в психологии используются множество методик для изучения психических состояний спортсменов, среди которых большое внимание уделено диагностики тревожности спортсменов.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных