Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Детство как общественный феномен




Дифференциация возрастов человеческой жизни, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, порождаемых развитием общества. Так, раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением — "нежением" и "балованием" маленького ребенка, с которым можно играть и при этом учить его и воспитывать. Такова первичная, "семейная" концепция детства. Однако такой подход к детям как к "очаровательным игрушкам" не мог долго оставаться неизменным.

Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства.

Д.Б. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурного феномена является не простое его удлинение, а качественное изменение по структуре и содержанию. С усложнением жизни общества положение ребенка в нем существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при котором дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили общий смысл труда взрослых, с другой — развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно- двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей.

Эльконин показал социальную природу игры: «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений». Вместе с возникновением игры и игрушек складывается и новый период в развитии ребенка. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра.

Типы детства: 1. Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское

сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство)

2. Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного доля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние века и в Новое время.

3. Развитое детство (термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны. Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры.

 

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность развития. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора психического развития. Если согласиться с мыслью Н. А. Бернштейна о том, что «факторы чистой случайности прочно закреплены в эволюции факторами активного программирования в борьбе за выживание этой программы», тогда активность может быть понята как условие и результат взаимодействия самой программы развития и среды, в которой это развитие осуществляется'. В этой связи становятся понятными факты успешной реализации «дефектной» программы в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы» и не успешной реализации «нормальной» программы в неадекватной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Для понимания природы активности полезно вспомнить один из принципов развития -принцип устойчивого динамического не равновесия. «Процесс жизни, пишет Н. А. Бернштейн, есть не уравновешивание с окружающей средой..., а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения»2. Динамическое не равновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.

Следовательно, в силу активности, выступающей в разных видах и формах, процесс взаимодействия среды и человека (ребенка) - это двусторонний процесс, являющийся причиной развития. Об уровне активности ребенка обычно судят:
- по реактивным действиям ребенка на внешние стимулы (произвольность, торможение, выражение желаний и потребностей);
- по тому, как простые одноактные движения (одергивает руки, кричит, поворачивает голову) превращаются в сложную деятельность: игру, рисование, учение;
- по мере овладения мыслительной деятельностью.

Активность ребенка выражается в подражательных (слова, игры, манера поведения), исполнительских (ребенок совершает действия, к которым его понуждает взрослый) и самостоятельных действиях.

 

Генетическая психология.

Осущ изучение отд человека в конкретных ситуациях-валлон и заззо

ВАЛОН указывал на неразрывн связь человека с социумом,считал что ребенок социален генетически и соотв его внутр особ не всегда формир через внешн возд-я

В своих ислл он установил что двиг акт-ть по двум линиям:

1.кинетическое развитие – движение соверш реб для изменения предметов внешнего мира

2. тоническое – мимика жесты позы

Валлон отметил то, что эмоция – первая форма соц общения. особ-ти отношений между людьми и поведение людей явл условия псих развития

ЗАЗЗО изуч взаимод среды и насл в псих развит

Он считал что насл и среда не противоп друг другу. Благодаря насл ч-к созд свою среду

Серда дает возмо-ть насл-ти проявл

Три уровня влияния среды на реб:

-общая ситуация(об-во)

-ближайш сок окр (семья)

-отношение реб с окр людьми

 

Американская школа культ антропологии. МИД Маргарет

Изучала особ социализации реб в разных культурах установила что характер и спос людей зависят от особ об-ва, в к-м род дети и зав от ин-ии,кот обуч детей

Психика ребенка очень пластична и поэтому приспосаблива к разным соц усл. Разработала текже МИД этапы равзития культ влияющ на формирование черт личночти реб-ка

1.постфигуративная – культура в которой дети уч у своих предков. Преоблад в патриарх-м об-ве,ориентиров-м на опыт прошлых поколений, на соблюд традиций прошлого

2.конфигуративная – в этой культуре дети уч у своих сверстников. Здесь происходит орентация в мнениях, ценностях на равных себе по возрасту,опыту людей

3.префигуративная – взрослые уч у детей, ориент на будущее.

 

ФРЕЙД. стадии психосексуального развития в этих стадиях процесс развития отожд с психосоц развитием. Под секс развитием все источники телесного удовольствия многие формы дет повед рассма как секс-е

Либидо-секс энергия.

1.оральная стадия – основной источник уд-я рот. С пом рта реб осбледовал предм

Во время кормл реб-ка утешают и ласкают и реб получ тактильное и пищев уд-е

Аутоэротич удов-е реб стремится получ удов – проявл и далее через раздражении иных эрогенных зон.первичный нарциссизм проял во внимании младенца к собственному телу. Во 2 части у реб начин формирование предст о др людях, о матери, как отд-х от ребенка сущ-х. реб испытывает беспокойство,если матери нет рядом

Причины фиксации здесь:

1.чрезмерн фрустрация в данной потребности

2 чрезмерное удов к этой потребности

3острая стрессовая ситуация

Черты фиксированная на ор стадии: склонность к курению, алкоголизму, перееданию, озабоченности

3. анальная

ребенка приучают к чистоплотности, источник уд поменялся. Ребенку уд доставляет возм-ть контролировать выделения.

ТИПЫ Личности:

1.анально-экспунтивный – нечистоплотность, расточительность

2. анально-компунсивн – чрезмерн послушаение, самокнтроль, отвращ-е к грязи

3-ФАлическая..

Гениталии – ведущие зоны.комплекс электры – у девочек, эдипов-у парней

ЛАТЕНТНЫЙ период.-агрессивные и секс фантазии вытесняются в бессознательном.

Очень спокойный период, вся психическая энергия концентрируется на вып соц-приемл видов де-ти.

Социализация. Любопытсов к нормам морали контролир нормами морали.

4. генитальная. Активное половое созревание, энергия либидо в гениталиях.

Цели стадии:

-фомрирование секс зрелости

-способность любить человека ради него

-формирование желания работать

ЗНАЧЕНИЕ генитальной стадии: окончательное формирование половой идентичности; усвоение моделей поведения свеого пола;стремление к норм-у общ с предст пола; осущ поиск путей реализации секс потр- й

 

АДЛЕР. Сичтал что поведение человека обусловленоне не биолог инст, а стремл к общению с др людьми

Адлер сформулировал идею о том что стремл человека к самосвоерш основыв на комплексе неполноценности и желании его преодоления. Адлер выделил 4 вида компенсации:

Компенсация – механизм, спос развитию чувства превосходности над др людьми

1. неполная К. тревожность, неуверенность, зависит от мнения друзей

2. полная к. преодоление всех черт характера, реализация себя в разных видах д-ти

3. мнимая к. – уход в болезнь-проявл в спекулиров своими недостатками

4. сверхК. – стремление достичь выдающихся рез-в в разных видах д-ти

 

ХОРНИ. Изучала причины тревоги у людей.

1.отчуждение родителей от ребенка

2.чрезмерная опека

3.враждебная атмосфера, дискриминация

4.чрезмерное восхищение реб-м

 

ВИДЫ тревоги:

1)физиологичес – связана с желанием удов своими биолог потребностями

2)психолог – связана с несовпадением предст о себе у других людей.

Для избавления от тревоги человек использует психологические защиты, напр-е на преод конфликта между ними и об-м. если конфликт между ч-м и об-м не преодолев, то у ч-ка возник неврозы.

_агрессивынй тип поведения-стремление к власти, эксплуатация др людей, гнев в общ, перекладыв собств вины на других людей

_устраненный тип – не ориентирован на общении и совмещ деят людей, игнориров мнения др людей.

_уступчивый тип – характ-ся стремлением постоянно подстерег под желанием др людей, чтобы они не видели его недостатков

 

МАРГАРЕТ МИД

Разрабатывала проблему раннего дет аутизма, введенного в спихологию.

Лео КАННЕ. Ранний дет аутизм – синдром при к-м дети характ отгороженностью от внешнего мира и игнориров раздражителей до тех пор пока они не становятся болезненными.

Эхолалическая речь – речь, бессмысленная повторение звуков. На ряду с ранним детским аутизмом исследовала привяз.

Стадия привяз реб к взр.

1норм аутизм (от 0 до 1 мес)-концентрация вним реб-ка на внутр физич состояния. Проводит большую часть времени в полусонном состоянии. Просып под влиянием голода или иного сост.

2норм симбиоз1-5 мес

Реб начинает проявлять интерес к внешнему миру и счит что он и мать одно целое.

В возрасте 1 м жизни ребенок начинает получать удов-е от прикосновений, голоса, тона матери,

Признаком удов явл улыбка мать осущ биологич уход за реб-м и разговаривает с реб-м, создает предст-е о его полной реализации потребн и гармонии внешнего мира

Заботлив внимате к нуждам ребенка мать опред адекв развитие реб-ка.биологич уход за реб-м явл необходимым усл-м выживания, а мат ласка нужна реб для прав псих развития

Симбиоз – ост единства маери и ребенка

3фаза отдаления и индивид. (с 5 м до 2,6)

Характ постпенным разрушением симбиоч связи реб с матерью,в свзяи с развитием двиг навыков и стремл к позн окрж миру. Реб познающий окр мир первоначально испытывает тревогу отд-я от матери, характери-ся снижением настр и акт-ти реб-ка

Задача матери – поддержание стремления реб к самост поз кор мира.

Реб усваивает постоянство объектов окр мира, он начин запоминать объекты. Формир незав-ть реб от матери

 

БЕТТЕЛЬХЕЙМ БРУНО

Одним из первых разработал теориюо детях с уатизмом и особ их терапии

Ауитзм-личностное расстройство.

Признаки аутизма:

Замкнутость, отчужденность, отверждение взаимод с др людьми, взгляд мимо людей, эхолалия, однообразие действий, аутоагрессия

Причина аутизма – неадекв отношение к реб родителей в раннем детстве

Приводящих к несамост и зависимости от взрослых

Принципы терапии:

1.создание атмосферы любви и заботы

2.развитие доверия ребенка к окр людям и смелость в соверш сам-ти действий

3. проявление уважения к симптомам аутизма.

4. необходимо стремиться понять действия аутичн детей.

 

ЭРНСТ ШАХТЕЛЬ изучал инфантильн амнезию –неспособность вспомнить первые 5 лет жизни

Причина-травма в детстве.

Два вида_забывает все собатия дествта, отдельные события.

 

КАРЛ ГЮСТАВ ЮНГ. Первонач придерж Фрейда, но потом отошел от классиич психоанализа

Структура личности:

1.ЭГО-тождественно соз человека знания о себе и об окр мире

2.персона – маска ЭГО, образ который человек показывает миру

Характ песроны мен в зависимости от соц роли, вып ч-ом. У некоторых людей персона Мб сильно разной, что не позволяет ч-ку истинные особ своей личности демонстриров окруж

3.тень – кач ва, непризнаваемые ч-м у самого себя

Тень противоп ЭГО, она Мб как положительной, так и отрицат. Положит тень характ людям с отрицат эгом, отрицат тень с положит эгом

Проявления тени:

1)в проекции – приписывание своих качеств другим людям

2)во вражд замечаниях,хамстве,ругани

3)проявл в сновидении через проекции, своих кач-в на лиц того же пола

ПОНЯТИЯ:

АНима-женское начало в человеке,склонность любить других людей,воспитание,сочувствие,заботиться

АНИМУС – мужское начало, стремление к покорению, целеустремленности, склонность к логич построению ин.

ЛИЧНОЕ бессознательное человека – часть бессознат, сод-е впечатления, чувства, идеи, пережитые ранее ч-м в жизни и вытесненные в бессознат-м

КОЛЛЕКТИВНОЕ бессознательное – часть бессознат,унасл у предков и общая для всех состоит из

-инстинктов

-архетипов(люди стрем выражать свои глубинные желания и стремления)

Коллективное бессознательное намного больше чем личное

САМОСТЬ внутреннее побуждение к уравновешиванию и примирению противоп сторон личности

Самость вкл в себя и сознание и бессознательное,это конечная цель жизни ч-ка.

ЛЕОНТЬЕВ. Теория деятельности Леонтьева была разработанав 50-60 20 века – ученик выготского. Основное условие развитие личности – деятельность, организуемая и доп взрослым чел-м. на развитие личности влияет внешняя пр деят-ть и внутр психич деят-ть

Основным элементом деят-ти явл мотив – стимул активности человека.

Элементами д-ти явл

-потр и мотивы

-цель,усл-я

-действия и операции

Мотив и предмет д-ти должны осознаваться ч-м для того,чтобы деят имела личностный смысл.

Задачей взрослого явл организация.: игровой, трудовой,изобразит, конструир-е иных видов д-тис детьми с целью их ини-х и личн=х развития

КРИТЕРИИ сформированности личности:

-наличие соподчиненности мотивов-умение подчинять свое поведение требованиям об-ва

-осознанное соподчинение мотивов-формирование в подр возрасте

 

 

Осталось найти:

 

1. Особенности диагностики в психологии развития.

2. Становление идеи развития в психологии развития (Г. Лейбниц, Г. Гегель, Г. Спенсер и др.).

3. Принципы развития: изучение паттернов, взаимное переплетение, функциональная ассиметрия, саморегуляция.

4. Теоретическая и экспериментальная критика теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А. Валлон, А. Бандура, эксперименты Т. Бауэра и Р. Байляджо, опыты М. Дональдсон, эксперименты П. Брайант и Т. Трабаццо).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных