ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные подходы к изучению литературы для детей. Приемы лит-го анализа произведений для детей.На первом этапе знакомства с детской литературой ребенок воспринимает объект – детскую книгу как синтез привлекательного дизайна и живописи, поддержанного искус- ным словом. Абстрактное словесное искус- ство отодвинуто в его восприятии на второй план после изобразительного ряда книги. Дошкольник мыслит картинками, наглядно- образный тип его мышления конкретизирует художественную действительность и только тогда постигает ее. В дошкольном детстве самый верный путь освоения литературы – книговедческий. В начальной школе в процессе обучения ученик начинает понимать вторичность изо- бразительного искусства по отношению к словесному. Первый автор книги – писатель, а художник интерпретирует текст, предос- тавляя читателю свое видение произведения. Младшие школьники любят фантазировать, что бы они нарисовали к данному тексту, выявляя собственное его понимание. Так меняются местами книговедческий и литературоведческий подходы к работе с книгой и текстом Приемы изучения литературного произведения 1. Анализ литературного произведения - творческий процесс. 2. Приемы постижения авторской позиции (литературоведческие приемы). 3. Приемы активизации сотворчества писателя (методические приемы). Главное назначение литературоведческих приемов анализа - освоение текста, его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал. Рассмотрим их: 1. Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображенную художником, тем самым проясняется в ходе анализа намерения писателя. Без определенных знаний по истории культуры и общества в читательском восприятии искажаются или весьма неполно осознаются позиции автора. Воссоздание исторической и психологической ситуации, послужившей поводом к написанию произведения, можно считать одним из приемов комментирования художественного текста. 2. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - это основные приемы освоения композиции. 3. Наблюдения над стилем писателя. Стиль, как и композиция, проясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому. 4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой. 5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения. 6. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя может быть применен в разных целях. Иногда сопоставление произведений одного писателя способно раскрыть общие основы его миросозерцания и художественного метода. Так, сравнивая две элегии Жуковского - «Вечер» и «Море», ученики начинают понимать, что идеальное для поэта состояние мира - гармония всех начал, что недостижимость этого рождает в нем грусть. 7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.). В средних классах оно обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев и их различия. В старшем звене школы эти сопоставления приобретают большую историческую законченность. Сопоставляются не только герои, но и, как говорил Г.А. Гуковский, «типы сознания» писателей. 8.Выразительное чтение: «Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и являетсяосновным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения». Претворять чтение М.А. Рыбникова советовала «живыми впечатлениями» самих учеников. Тогда возникает личностная основа читательского восприятия. Можно считать, что оживление личных впечатлений - это своеобразный прием «ввода» в текст, благодаря которому личный опыт учащихся мобилизуется для чтения и анализа произведения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|