Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции христианской литературы. Христианские мифы о Великом потопе, об изгнании из рая, о Каине и Авеле, нравственная концепция и символика.




Нравственная функция предполагает описание событий действительности с точки зрения системы человеческих ценностей: являются поступки героя произведения направленными на других людей с целью созидания – помочь, спасти, выручить, поддержать, оказать услугу, защитить, бороться за правду – или на разрушение или уничтожение.

Развитие эмоциональной сферы, или развивающая функциялитературы, осуществляется, в первую очередь, во время процесса чтения художественного текста вслух. Чтение вслух помогает во многом обеспечить процесс перевода эгоцентрической речи в диалогическую. При чтении вслух у ребенка развивается умение активного слушания, что весьма важно в общем психическом развитии ребенка. Слушание художественной литературы способствует развитию различных видов памяти, образного мышления, пополняет словарный запас.

Когнитивная функциядетской литературы – это обеспечение новых знаний об окружающем мире, его системах, связях всего со всем и, главное, о месте человека в этом мире, его назначении и способности, совершенствуя себя, делать лучше этот мир.

Коммуникативная функция обеспечивает устойчивый диалог между ребенком и миром взрослых посредством книги.

Миромоделирующая функцияпроявляется в передаче через художественный текст различных моделей действительности, в создании и показе типичных ситуаций жизни, стратегий поведения.

Терапевтическая направленностьтекстов художественной литературы обеспечивается феноменом создания интеллектуальной эмоции, состояния «освобождения» от эмоции путем ее мощного проживания (катарсиса) и обретением эмоционального опыта.

Гедонистическая функция– это получение удовольствия при восприятии художественного текста, переживание чувства радости или даже востога.

Риторическая функциясвязана с активизацией процесса развития речи, пополнением пассивного и активного словарного запаса, формированием языковой компетенции.

Инструментальная функциязаключается в передаче посредством текстов различных моделей выживания, успешности и, в конечном итоге, достижения поставленных целей.

≈ в христианском толковании «греховный потоп»

 

Народная сказка как литературный феномен. Классификация сказок. Использование метода сказкотерапии при изучении произведений для детей..Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Народная сказка в круге детского чтения О. Кабачек, исходя из того, что в каждой возрастной группе имеются свои жанровые предпочтения (этот факт установлен исследователями из разных стран), предлагает свою систему литературных жанров. Следование этой системе, по ее убеждению, - есть серьезная предпосылка для формирования способности ориентироваться в структуре и содержании художественного текста. Кроме этого, типология жанров, предложенная О. Кабачек, способствует становлению не только читательской культуры учащихся, но и их личностному развитию. Первый (исходный) тип - народная волшебная сказка. Она знакомит своего читателя (слушателя) не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, но и с самой художественной структурой сказки, что имеет большое значение для читательского развития.

Сказкотерапия является одним из самых древних психологических и педагогических методов. Знания о мире и человеке передавались в разные времена в устной, письменной, театрализованной и других формах сказки, притчи, легенды, авторского текста. Современная сказкотерапия является частью психотерапии и имеет своей целью познание и исцеление психических заболеваний человека. Сказкотерапия исследует тексты с точки зрения отражения в них психических процессов, определяющих душевное состояние человека, и создает новые тексты сказок, способствующие развитию психических способностей. Методы сказкотерапии базируются на психоаналитической теории (преимущественно Карла Юнга с его понятием коллективного бессознательного) и направлены на исследование архетипичных сюжетов психических процессов, нашедших свое отражение в художественных текстах. Ведущим методом этой терапии является архетипический анализ, рассматривающий любой психический феномен (сон, проблему, поведение в житейской ситуации, болезненное состояние) как сюжет с определенной структурой. Так, принято выделять такие жизненные этапы становления личности мужчины, как рождение, определяющее дальнейшую позиционную роль (социальный статус рождения); период базового доверия (время, когда человек перенимает, познает родительский опыт, накапливает информацию об окружающем мире); подростковый кризис (период отрыва от родителей, их правил и стиля жизни, когда человек должен рассчитывать только на себя); этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни; период борьбы созидательного начала в человеке с разрушительными силами, живущими внутри каждой личности; принятие своего раннего опыта, воссоединение со своими корнями, родом; принятие своих родителей; возложение на себя ответственности за свою жизнь и жизнь других людей. Эти этапы становления личности мужчины в той или иной мере находят отражение в текстах художественной литературы, авторской и особенно фольклорной. В текстах сказок, которые преимущественно и изучаются на уроках чтения в начальной школе, эти этапы соответствуют следующим сюжетным коллизиям: рождение героя и его жизнь в отчем доме; расставание с родным домом; выбор пути и встреча с будущими помощниками; борьба и победа над злой силой; возвращение домой, трудности в пути; прибытие к родителям; свадьба, коронование. Детальное изучение самого сказочного сюжета в аспекте архетипическом во многом может облегчить детям поиск ответов на вопросы жизненно важные, связанные с их собственными проблемами психического роста. Так, спрашивается: для чего герой уходит из дому? что означают волшебные вещи и почему без них не обойтись? почему братья стараются убить героя? почему в конце истории непременно свадьба? Если искать ответы на эти вопросы, не ограничиваясь литературным анализом, а проецируя ответ на собственно человеческие психические проблемы, то изучение литературы будет приносить уже совсем другие плоды.

Развитие женской психологии в художественной литературе представлено более многосюжетно. Это связано с более сложной структурой личности женщины. Пути и этапы женской самореализации в психологии сводятся к следующим: нулевой этап; поиск духовного партнерства; осознание родовой идентичности; социальная самореализация; жизнь в соответствии с природными циклами. В разных сказках и в разных сюжетах авторских текстов показаны пути и сценарии прохождения женщиной этих этапов.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных