ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Материалистическое направлениеК школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1804-1872). В ряду немецких философов он является представителем материалистического направления. В центре его философского учения находится человек, поэтому его систему называют антропологическим материализмом. Человека Фейербах рассматривает как психофизиологическое существо, являющееся и материальным, и разумным. Его сущность составляет разум, воля и сердце (чувство). Причем в разные исторические эпохи и в различных культурах эта сущность остается одной и той же. Движущей силой человеческой деятельности, считает Фейербах, является стремление к счастью. Но человек не может быть счастлив вне общества, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества. Важное место в философии Фейербаха занимает критика религии, которую он предлагает не просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в ее происхождении и сущности. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «человек человеку Бог». Идеи Фейербаха способствовали развитию материализма и атеизма. Особенно значительным было его влияние на классический марксизм и на целую плеяду русских философов (Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин, Герцен, Чернышевский, Лавров, Лесевич). Линия немецкого материализма была продолжена выдающимися философами Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Ни одно из учений немецких философов не имело такого влияния на общество, как марксизм. Причины этого связывают с его целостностью – оно охватывает философские, социальные и экономические проблемы, а также с попыткой научно обосновать социальное равенство и возможность построения более совершенного общества, в котором воплотились бы идеи свободы, братства и справедливости. Основой марксистской философии явились: - Немецкая классическая философия (прежде всего идеи Гегеля и Фейербаха) - Английская политэкономия (Смит, Риккардо, Оуэн) - Французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье) - Французская историческая наука (Тьерри, Гизо, Минье) - Естественнонаучные открытия(клеточное строение живых организмов, закон сохранения энергии, теория происхождения и эволюция видов). Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей – диамата и истмата (см. схему 52). Основные идеи диалектического материализма: - Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной материи, отрицается существование идеальных сущностей (Бога, Абсолютной идеи, мирового разума) - Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения – без материи. Движение абсолютно, а покой относителен. Движение проявляется в формах: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное, которые отражают общий ход эволюции материи - Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей. Законы диалектики понимаются как универсальные законы бытия. Схема
Гносеология марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения, суть которой в том, что процесс познания трактуется как отражение в человеческом сознании определенных впечатлений, приходящих в него извне. Особенности познания: - Процесс познания подчиняется трем законам диалектики - Проводится качественное отличие познания теоретического и эмпирического. Теоретическое познание оперирует общими понятиями, включает создание гипотез, экспериментов и наблюдений - Существует диалектическая связь между абсолютной и относительной истиной: абсолютная истина недостижима, на каждом этапе познания мы имеем дело с относительной истиной, но их накопление позволяет нам бесконечно приближаться к абсолютной истине - Критерием истины является общественная практика человечества, практика – основа и цель познания. Исторический материализм – учение об обществе – распространяет законы диалектического материализма на общество: общественное бытие – первично, общественное сознание – вторично. В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, в совокупности составляющие базис общества, на котором строится политическая и идеологическая надстройка. Характер и уровень развития производительных сил определяет тип производственных отношений. Единство производительных сил и производственных отношений определяет общественно-экономическую формацию. В истории человечества их было пять. Переход от одной формации к другой есть социальная революция, в основе которой лежит конфликт между развивающимися производительными силами и отжившими производственными отношениями, которые тормозят развитие производительных сил. Главная движущая социальная сила – борьба классов. Изучите схему 53. Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на средства производства. Государство возникает как оружие имущих классов и служит им для защиты их интересов. В коммунистическом обществе, где нет классов, эксплуатации, частной собственности, государство должно отмереть, передавая свои функции общественным организациям. Марксизм – это философское учение, непосредственное влияние которого на социально-политическую жизнь человечества оказалось наиболее значительным и заметным. Именно марксизм стал знаменем революционной борьбы за освобождение человечества от социального гнета и эксплуатации, и именно на базе марксистской идеологии велось построение социализма и коммунизма сначала в России (после Октябрьской социалистической революции 1917 г.), а после Второй мировой войны – и в других странах социалистического лагеря. Марксизм-ленинизм был официальной идеологией в СССР. После крушения Советского Союза в 1991 г. политическое значение марксизма резко упало. Хотя очень многие продолжают считать Маркса одним из крупнейших мыслителей уходящего тысячелетия, которые оказали наибольшее влияние на судьбы мира. Приведем один из отзывов современников о Карле Марксе: «Мозг этого человека был вооружен невероятным множеством фактов из области истории и естествознания, а также философских теорий, и он превосходно умел пользоваться всей массой знаний и наблюдений, накопленных в продолжение долгой умственной работы. Его можно было спросить когда угодно и о чем угодно, и неизменно получить самый обстоятельный ответ, который всегда сопровождался философскими соображениями обобщающего характера». ( XX век. Люди и судьбы: Кн. Для чтения по философии, истории, литературе и искусству. /Сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. – СПб.: 2001. – С. 492). Хотя не все в марксизме выдержало проверку временем, многие социологические, экономические, философские идеи актуальны и для XXIв., что признают даже убежденные противники этой философии. Несмотря на сложности с реализацией, идеи марксизма значительно изменили облик мира, опередив по своему влиянию большинство других философских систем. Схема Марксизм: периодизация истории
Подведем итоги по теме.
Тема: Постклассическая европейская философия (западноевропейский иррационализм) План 1. Общая характеристика. 2. Основные философские направления современной западной философии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|