ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Объективный идеализмФридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) видный представитель объективного идеализма, пользовался до Гегеля большим авторитетом в философском мире Германии, но, проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию, потерял свое прежнее влияние, не сумев его вернуть даже после смерти Гегеля. Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», т. е. первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: - натурфилософию - практическую философию - иррационализм. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиции объективного идеализма. Прежние теории объяснения природы («Не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, потому что Фихте выводит понимание природы из сознания человека, а Спиноза дает ограниченное толкование природы, «втискивает» природу в какие-то рамки. Природа у Шеллинга есть «абсолютное»: - первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное - природа не бездушный механизм, как считали просветители, а целостный организм, единство субъективного и объективного - материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями Абсолютного разума - все природное многообразие в результате творческого акта рождается в недрах высшего начала – Абсолюта, познание которого разуму недоступно - но это возможно с помощью особой иррациональной способности познания – «интеллектуальной интуиции», но она доступна не каждому - интуиция выше чувственности и разума, искусство как синтез сознательного и бессознательного – выше науки. В конце жизни в философии Шеллинга преобладает теологический оттенок – на передний план выходят понятия «Бог», «воля», «вера», «откровение», главную свою задачу философ видит в изучении внутреннего, скрытого смысла христианства и сущности Христа – как Логоса и человека. А окружающую действительность воспринимает как необъяснимый хаос, лишенный логики закономерности. Ход истории случаен, в истории царит произвол. Человек бессилен противопоставить что-либо жесткой необходимости. Часто борьба за свободу и справедливость приводит еще к большему порабощению и несправедливости – Шеллинг пришел к иррационализму (в широком смысле – процесс, не связанный с разумом). Философские идеи Шеллинга оказали большое влияние на немецких романтиков, на философию жизни, особенно на Ницше, на учение Кьеркегора и экзистенциализм, а также на развитие философии культуры. Но особенно велико оно было по отношению к учению Гегеля, хотя слава Гегеля, как мы с Вами уже отмечали, к середине XIX в. буквально затмила Шеллинга, так что и в настоящее время учение Шеллинга остается изученным недостаточно полно. Хочу отметить, что учение Шеллинга оказало также значительное влияние на многих русских философов, и прежде всего на Соловьева и Флоренского. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), крупныйнемецкий философ., родился в Штутгарте в семье крупного чиновника: после окончания семинарии был учителем, директором гимназии, защитил диссертацию, стал профессором в Гейдельбергском университете, а затем в Берлинском, несколько лет был ректором Берлинского университета. Умер Гегель по время эпидемии холеры в Берлине. Основные произведения Г. В. Гегеля «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Гегель – создатель последовательной и развернутой системы объективного идеализма, строил он эту системупосредством метода идеалистической диалектики. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а Абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Понятие Абсолютной идеи схоже с понятием Бога. Но в отличие от Бога, по мнению Гегеля, идея сама по себе не обладает сознанием, личностью, а обретает их только через человека. Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) идея познает себя. Таким образом, только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития. Духовная культура, по мнению Гегеля, проявляется в трех формах: - субъективный дух – душа, сознание, личность - объективный дух – право, мораль, нравственность - абсолютный дух – искусство, религия, философия. Рассмотрим это более подробно. «Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени – см. схему.
Схема
Гегель считает, что трем основным ступеням (стадиям) развития Абсолюта соответствуют и три части философии. На каждой стадии своего развития Абсолют проходит еще несколько этапов развития, что определяет внутреннее построение каждой из трех частей философии. Проанализируем общую структуру философии в виде схемы.
Задача философии, согласно Гегелю, состоит в том, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете (как в самой Абсолютной Идее, так и в порожденных ею природных вещах), результатом столкновения которых и является их самодвижение. Схема
Во времена Гегеля логика считалась наукой о законах и формах только человеческого мышления. Гегель создал новую диалектическую логику, которая бы стала наукой о сущности всех вещей, т.е. наукой о законах развития Абсолюта. Гегель считает, что общественные и природные законы полностью соответствуют законам логического мышления. Он разрабатывает учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Грандиозность этого раздела можно почувствовать хотя бы по тому факту, что здесь Гегель дает свыше 180 (!) категорий и понятий. Высшим принципом логики и мышления он называет разумность всего существующего и наоборот: «Все действительное разумно; все разумное действительно». Природу Гегель считал инобытием Абсолютной идеи, ей, поэтому свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движения, в физике – понятия теплоты, звука, стихии и др., в органике – понятия геологической и растительной природы, организмов и т.д. Гегель не согласен с теорией эволюции, зачатки которой уже стели появляться. Природные формы не возникают друг из друга, говорит Гегель, а появляются как воплощение в каждой из них Абсолюта. Философия природы – наименее удачный раздел философии Гегеля, считают исследователи. Она мало разработана, многие ее идеи не принимались даже последователями Гегеля. Наиболее интересный раздел философии Гегеля – философия духа, которая оказала особое влияние на развитие дальше философии культуры. Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в инобытии, в плену материальности. По мнению Гегеля Дух является высшим этапом развития Абсолюта, он есть синтез Абсолютной идеи и природы. Так же как и ранее, Гегель учение о Духе составляет в виде триады: Дух – это Субъективный дух, Объективный дух, Абсолютный дух. Каждый из членов этой триады в свою очередь есть триада, например, Субъективный дух – Антропология, Феноменология, Психология; Объективный дух – Право, Моральность, Нравственность; Абсолютный дух – Искусство, Религия, Философия. Высшая ступень духовной жизни человечества – философия, в которой идея возвращается к себе, познает саму себя. Развития мира и история человечества есть развитие Абсолютной идеи. Движущей силой этого развития является противоречие. Движения мировой человеческой истории трактуется Гегелем как процесс увеличения свободы и рост разумности. История, по его мнению, проходит три стадии развития (см. схему). Схема
Реализовавшись в истории как свобода, Абсолютная идея на стадии Абсолютного духа теперь возвращается к себе в процессе самопознания, открываясь себе в очередной триаде, о которой мы говорили – Искусство, Религия, Философия. В искусстве Абсолют познает себя через чувственное созерцание (эстетику), в религии – через представление веры, а в философии – через чистое понятие. И на этой стадии, по мнению Гегеля, Абсолют полностью постигает свою собственную сущность – круг развития, таким образом, замыкается. Гегель сформулировал абстрактную формулу любого процесса развития – см. схему. Схема
На третьей стадии (синтез) происходит преодоление противоположностей (тезис-антитезис), их примирение и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. Так будет продолжаться бесконечно, до тех пор, пока все противоречия внутри объекта или субъекта не будут сняты, гармонизированы в высшем синтезе. Таким образом, в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трехчленная формула развития и его основные законы – схема. Схема
Уже при жизни Гегеля слава его достигла мирового уровня, а философское учение в Германии почти до конца XIX в. было доминирующим. Значительную роль в распространении славы Гегеля сыграли, как это ни странно, не его ученики, а критики – Маркс и Энгельс. Но и они, не принимая объективного идеализма Гегеля, почтительно относились к его диалектике. Последователи Гегеля стали называться младогегельянцами. Они желали изменения государственного строя, государственных реформ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|