Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антиномии (неразрешимые противоречия) чистого разума




Тезис Антитезис
1. Мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени 1. Мир бесконечен в пространстве и не имеет начала во времени
2. В мире есть абсолютно простое и далее неделимое 2. В мире нет абсолютно простого и далее неделимого
3. В мире наряду с необходимостью существует свобода 3. Свободы не существует, все подчинено необходимости
4. Есть Бог, в мире должна существовать необходимая сущность 4. Бога нет; нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира.

Из учения об антиномиях видно, куда клонит Кант. Если наш разум не в состоянии разобраться в тех областях, которые закрыты для чувств и рассудка, то не может быть и речи ни о каком объективном познании мира. Такой подход называется агностицизмом, он стал сердцевиной всего кантианства. Человек, согласно Канту, оказывается как бы «запертым» в мире материальных вещей, из которого он не в силах выбраться и достичь нематериальных, духовных областей. Поэтому все, что ему остается – это познавать физический мир с его физическими предметами и явлениями.

Одно из основных понятий философии Канта – «вещь в себе» (внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом).Идея «вещи в себе» стала у Канта прямым следствием идеи о феноменах и ноуменах. Кант считал, что всякая материальная вещь (объект) должна рассматриваться как явление, воздействующее на наши органы чувств. Все, что человек видит, слышит, нюхает, пробует на вкус и осязает в жизни – все это суть явления, феномены, доступные нам. Однако, существует и недоступный для нас мир, который лежит вне пространства и времени и который не поддается восприятию сознанием человека. Мир, по И. Канту («вещь в себе»), есть совокупность ноуменов (умопостигаемое). Поясню на простом примере, книга, которую вы держите в руках, есть всего лишь явление (феномен) того, чем она является в другом мире. Познав ее здесь, в этом мире, с помощью чувств, мы ничего не можем сказать о том, как она выглядит и что собой представляет там (ноумен).

Отсюда «вещь в себе» - это то, что мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни как – либо еще почувствовать познаваемый нами в данный момент предмет. Черешня, которую мы едим, может быть красной, желтой, сладкой на вкус и довольно крупной. Но все это только явление «здесь, сейчас и для нас». По отношению же к миру потустороннему эта черешня является для нас «вещью в себе». Откуда мы знаем – может быть, там она черная, горькая и мелкая?

Кант также выделил 12 категорий, предельно общих понятий, разделив их на 4 класса (количество, качество, отношение, модальность). Согласно Канту, с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему появляется упорядоченная мыслительная деятельность, на основе которой возможна фиксация «вещи в себе» на сознание и возникновение в нем «вещи для нас».

В конце своей фундаментальной критики Кант мыслил исследовать сущность и природу человека. С этой целью он задался еще одним вопросом: «Что такое человек?» Но дойти до собственно антропологических задач он не успел. Но, по его мнению, человек, наделенный сознанием, одновременно является и «вещью для нас», так как выступает в роли феномена, и «вещью в себе», так как обладает свободой, нравственностью.

К центральным проблемам этики Канта относятся проблемы свободы и необходимости. Главная заслуга этического учения Канта – обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный выбор. Подлинная свобода – это независимость от чувственного «мира явлений». Человеческая воля, считает Кант, определяется не внешними влияниями, а собственным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком. Отсюда следует категорический императив (этическое требование), имеющий две формулировки:

- «… поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (здесь Кант по-новому озвучивает древнюю этическую формулу, получившую название «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»

- «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого, так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству».

Значение морального учения Канта поистине колоссально. Он стал едва ли не первым мыслителей человечества, кто показал и теоретически обосновал необходимость личной свободы, указал на обязательное для любого человека чувство долга, дал людям аргументированные законы морали и нравственности. Другое дело, что соблюдать их в жизни крайне тяжело, а порой и невозможно. Хотя сам Кант, по многочисленным свидетельствам его современников, всегда следовал этим правилам поведения. И наконец, именно Канту принадлежит одно из самых величественных и, как ни странно, романтических высказываний в истории мировой философии. Это ставшая классической фраза относится к его излюбленной теме о врожденном чувстве долга, которое мы порой с удивлением обнаруживаем в себе: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, все чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Этика Канта пронизана аскетизмом. Моральный закон и принцип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему земное чувственное счастье. Долг Кант ставит выше счастья и удовольствия.

Права и свободы личности могут быть реализованы только благодаря воле всего общества. При этом каждый должен подчиняться правовым законам – в этом залог свободы для всего общества. Лучшая форма организации политической власти в обществе, по Канту, где возможно соблюдение принципа свободы, парламентская республика, особенностью которой должно быть разделение властей – на законодательную, исполнительную и судебную (здесь Кант принимает и развивает идеи просветителей).

Вывод: под непосредственным влиянием Канта развивалась вся немецкая классическая философия, в конце XIX в. возникло неокантианство, кроме того, Кант оказал влияние на философию жизни, феноменологию, позитивизм и многие другие течения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных