Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи философии XVII в.




- Принцип автономного мыслящего субъекта.

- Принцип методического сомнения.

- Индуктивно-эмпирический метод.

- Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.

В XVII в. формируется механическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии до XIX в. Особенностью философии этого периода было то, что духовный мир человека характеризовали упрощенно, но при этом уже выделили его своеобразие, преодолевая ограниченность гилозоизма (см. глоссарий).

 

Просвещение

XVIII век в Европе всегда связывают с идеями эпохи Просвещения, главным центром которой по праву считается Франция. Именно она дала миру целую плеяду блестящих философов-просветителей, среди которых достаточно назвать Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро, чтобы убедиться, что французская просветительская мысль была в то время ведущей в Европе. В целом это столетие отмечено довольно резкими социальными изменениями (кульминацией чего явилась Великая французская революция) и научным прогрессом, что в значительной степени сказалось и на философских идеях и установках. Ведущей темой просветительства была борьба с недостатками существующего общества (абсолютной монархией, привилегиями знати и духовенства), людскими пороками.

Главной идеей философии Просвещения была мысль о ведущей роли разума в деле преобразования и развития европейской цивилизации. Просветители верили, что человечество, ведомое светом знаний, способно творить чудеса как в социально-политической, так и в экономической сферах деятельности. Вся проблема заключается, по их мнению, в массовом общественном невежестве, в непонимании людьми своей природы. Победив свое невежество, люди смогут двигаться вперед по пути прогресса, к идеалам добра, справедливости и счастья. Идейным фундаментом философии Просвещения стала знаменитая теория «естественного права», разработанная в XVII в. Т. Гоббсом и Дж. Локком.

Подытоживая сказанное, уместно привести слова Иммануила Канта из его работы «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?»: «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Sapere aude! – Дерзай быть мудрым! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! – таков девиз эпохи Просвещения».

Английское Просвещение XVII в. представлено, прежде всего, общественно-политическими учениями Томаса Гоббса и Джона Локка, современников и идеологов преобразований Английской буржуазной революции. Главное место в их философской мысли принадлежит проблеме государственного устройства.

Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, суть ее в следующем:

- человек обладает изначально злой природой

- движущая сила его поступков – выгода, эгоизм, страсть, потребности, аффекты

- человек часто пренебрегает интересами других, что приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс

- в целях совместного выживания люди заключили общественный договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех против всех»

- для предотвращения «войны всех против всех» возник общий механизм для регулирования жизни в обществе – государство

- государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути». Это сила, которой нельзя противостоять, но которая необходима для общества и порядка в нем.

Джон Локк развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд своих теорий, дополнил теорию общественного договора Гоббса идеей существования естественных прав человека: право на жизнь, на свободу, собственность граждан. Считал, что для защиты «естественных прав», включая жизнь граждан, необходимо государство, которое не должно действовать по произволу. Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей – на исполнительную, законодательную и судебную. Законодательная власть сосредотачивается в парламенте, который должен решать главную роль в государстве. Новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.

 

Глоссарий

Антропоцентризм Мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания
Апологетика Сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества
Гелиоцентризм Система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной
Геоцентризм Система взглядов, считающая Землю центром Вселенной
Гуманизм Система взглядов, выражающая признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека
Дедукция Логический вывод от общего к частному
Деизм Учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира
Дуализм Принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира
Индукция Логический вывод от частного к общему
Картезианство Совокупность взглядов Декарта и его последователей
Креационизм Учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли
Модусы Свойства
Монизм Утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная или материальная
Монотеизм Поклонение одному Богу, единобожие
Номинализм Учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена
Пантеизм Философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами
Патристика Учение отцов церкви, относится к III-V вв.
Политеизм Поклонение многим богам, многобожие
Провиденциализм Религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом
Рационализм Направление в теории познания, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума
Реализм Учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии
Секуляризация Освобождение от религии и церковных институтов
Сенсуализм Направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения
Субстанция Некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность
Томизм Учение Фомы Аквинского
Эсхатология Учение о конце света
Эмпиризм Направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных