Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская мысль Средних веков




Принято считать, что Средние века начинаются с 476 г. – падения Римской империи. Средневековье – это огромный перелом в жизни европейских народов. В социально-экономическом плане оно соотносится с феодализмом. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужны были новые мифы, новые ценности, новые символы. Задачу создания этого мира взяла на себя христианская религия.Поэтому двумя важнейшими основаниями философии Средних веков являются христианская религия, в центре которой находилась Библия, и античная философия.

Переход от античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: поиски истины, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего скрытого, внутреннего, нет никакой психологии. Главным тезисом Средневековой философии стали слова Августина Блаженного; «Не блуждай вовне, но войди внутрь себя!»

Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит корнями в религию единобожия (монотеизма). В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Такая особенность религиозного мировоззрения называется теоцентризмом, именно онлежал в основе средневековой онтологии – учения о бытии.

 

Средневековая философия делится на два основных периода:

 

· Патристика (патер – по-латыни – «отец»; связана с разработкой «отцами церкви» основ христианской догматики; общее название учений ранних христианских богословов и философов – II-VIII вв.); этот период делят на три этапа: ранняя патристика, или апологетика, зрелая и поздняя патристика; наиболее ярким мыслителем этого периода является Августин Блаженный – провозгласил формулу: «Верую, чтобы понимать», главные его труды «О граде Земном» и «О граде Божьем», «Исповедь», «Бессмертие души», «О Троице». Августин Блаженный систематизировал христианское учение на основе неоплатонизма, заложил основы католицизма. Основные идеи: Бог существует, все является творением Бога, он не только сотворил мир, но продолжает творить в настоящее, будет творить и в будущем. Ход истории, жизнь общества представляет собой борьбу двух царств: Земного и Божьего; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также Папе Римскому; бедность надо терпеть и смириться с этим; счастье в учености, в углублении в себя, в понимании истины – истинное знание достигается только при познании Бога;

· Схоластика («школьная философия»; зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке – с VI в. до XV в., господствовало в университетах); центральная фигура – Фома Аквинский – по его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом; главный тезис учения: «Верую, потому что абсурдно»; главные идеи:Бог – верховная причина всех реальных явлений и процессов. Выдвинул пять собственных доказательств Бога. Основное произведение - «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О спорных вопросах истины»; все в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что им непознаваемо; факт существования Бога постигается разумом, но ему не подвластны проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога – эти вопросы познаются посредством веры через Божественное откровение, поэтому философия и теология – разные науки; душа человека бессмертна, нематериальна, но думать, переживать, целеполагать душа может только в теле; человек существо общественное, главная цель государства – содействовать общему благу; наилучшая форма правления – монархия, но если она становится тиранией, народ имеет право выступать против нее.

 

Высшая цель человека в жизни выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению, Бог есть первопричина и первооснова мира. Идеализм являлся господствующим философским направлением в течение всего Средневековья. Исходным пунктом размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знаниям. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой – в сфере трансцендентного (находящегося за пределами ограниченного бытия; запредельном). Бог сотворил мир из «ничего» - такая концепция называется креационизмом (от лат. creatio – «творение», «создание»). Формируется теизм – религиозно-философское учение, в котором Бог понимается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из трансцендентных областей бытия.

Отличительными чертами средневековой философии были провиденциализм – вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм – принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение, выходящих за пределы рассудочных форм познания.

В XI в. разворачивается борьба внутри схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия, основным предметом спора стал «спор об универсалиях». Универсалиями называли общие понятия, термины, названия, имена в отличие от единичных, конкретных предметов. Вопрос спора: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»? Реализм признавал объективность существования общих понятий, независимо от познающего их ума (в основе рассуждения – признание понятий «дерево вообще», «человек вообще» - учение Платона о «мире идей» и «мире вещей»). Номинализм признавал существование в реальности только единичных предметов, общие понятия формирует познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, поэтому общие понятия существуют не до, а после вещей. Разновидностью номинализма являлся концептуализм (промежуточное направление между номинализмом и реализмом) – признавал реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.

Вычленим основные философские идеи Средневековья и повторим их через структурную схему.

Схема

Бог (теология) Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм
Онтология Креационизм – творение из «ничего». Дуализм бытия: божественный мир и природный мир
Антропология Креационизм – творение из «ничего». Человек: дух + душа + тело. Идея бессмертия как приобщение души к духу. Открытие самосознания.
Гносеология Откровение. Вера выше знания. «Философия – служанка богословия»
Этика Моральные заповеди Бога
Философия истории Провиденциализм. Направленность истории ко «Второму пришествию»
Социальная философия Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия, подобна небесной.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных