Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские школы Древней Греции




Этап в развитии, особенности Философская школа, главный философский интерес Представители, основные философские идеи
Досократический период Период ранней античной философии (VII-V вв. до н.э.) Демократический Натурфилософия (проблема бытия, космоса и физиса, натуры - природы)   Центр развития – греческие колонии и полисы.   Космоцентризм   Синкретичность   Внимание к объяснению явлений окружающей природы.   Гилозоизм – одушевление неживой природы.   Доктринерский (недискуссионный) характер учений Милетская школа (VII-V вв. до н.э.) Выступали с материалистических позиций. Занимались не только философией, но и другими науками – точными, естественными. Пытались объяснить законы природы. Проблема первоначала - искали первоначало Само первоначало мыслилось монистическим Первоначало мыслилось как живое, в движении и превращениях   Школа пифагорейцев (VI-нач.V вв. до н.э.) – сторонники и последователи Пифагора. Отношение к нему и к последователям и у его современников и современных исследователей неоднозначное. Союз их был во многом закрытой тайной организацией, достоверных источников, поэтому практически не дошло. Вся информация строится на косвенных свидетельствах. В отличие от милетцев Пифагор был идеалистом Фалес(640-560 гг. до н.э.) - основатель школы, первый греческий и вместе с тем первый европейский философ. Математик, физик, астроном – определил продолжительность года в 365 дней, разделил его на 12 месяцев, открыл Полярную звезду, оставил большое научное и философское наследие, его считают автором изречения «Познай самого себя». Первоначалом мироздания считал воду, но эта вода божественна и разумна, одушевленная. Землю представлял в виде диска на воде, считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, допускал наличие многих богов, считал центром вселенной Землю, сделал ряд математических открытий. У человека есть душа (тонкое эфирное вещество), позволяющая человеку чувствовать, она носитель разумности и справедливости. Познание должно основываться на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от познания человека: «Познай самого себя». Анаксимандр(610-540 гг. до н.э.), ученик Фалеса. Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Апейрон соединяет в себе противоположности: горячее – холодное, сухое - влажное. В результате различных комбинаций противоположностей образуются вещи, их развитие в разных формах. На этом построена и его космогония(астрономия, изучающая происхождение космических объектов). Первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных, предвосхитив теорию Дарвина. Анаксимен(546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра. Началом всего сущего считал воздух. Выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (сжимаясь, он превращается в воду, затем в ил, затем – в почву, камень; все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха (при разряжении рождается огонь, при сгущении – ветер, затем туман, вода и т.д.). Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником души, тела, космоса, воздух первичен по отношении к богам – не они создали воздух, а сами из воздуха. Гераклит из Эфеса(ок. 520-460 гг. до н.э.) – философ – материалист, диалектик, считал, что «все течет, все изменяется»; «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»; «в мире нет ничего неподвижного». Все мировые процессы, учил он, возникают из борьбы противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом» (единым законом, Мировым Разумом). Он учил, что мир не создан ни богами, ни людьми, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Космос – порождение огня. Основной труд «О природе» весь не сохранился, только отрывочно. Еще при жизни Гераклита считали глубокомысленным и трудным для понимания, за что он получил прозвище «темный», он жил бедно и одиноко, хотя отказался от богатства и власти. Некоторые считают Гераклита основоположником учения о познании – гносеологии. Он первым стал различать чувственное и рациональное познание: познание начинается с чувств, дающих поверхностную характеристику, затем знания должны быть обработаны с помощью разума. Известно, что Гераклит уважал закон и призывал всех к этому. Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории. Признавал относительность окружающего мира: что для одних плохо, для других хорошо; в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть плохим и хорошим.   Пифагор –древнегреческий философ и математик, родился на острове Самос. Первопричинойвсего сущего считал число (все можно свести к числу и измерить при помощи числа). Считал единицу мельчайшей частицей всего. Выступал за познание мира через число. Пифагорейцы приписывали числам особые мистические свойства. Они считали, что одним числам свойственна справедливость, другим – душа и ум, третьим – удача. Душа также является числом. Из орфизма они переняли доктрину переселения душ (например, Пифагор помнил свои четыре прежние инкарнации - воплощения). Многие идеи Пифагора стали популярны в XX в. в философии о космической эволюции человека – Живой Этики. Пифагор и его ученики заложили основы многих научных дисциплин – от математики, геометрии, астрономии до медицины и музыки. Полагали, что развитие мира циклично – все новое – это повторение того, что уже было. В этическом учении пифагорейцы предлагали образ жизни, который бы очищал душу и тело через «созерцание» - научные поиски истины и блага, вегетарианство (не ели животной пищи), через восприятие гармонической структуры космоса, выражающейся в основных музыкальных интервалах – октаве, квинте, кварте(длина струн в муз. инструментах по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3:4, то получаются музыкальные интервалы – октава, квинта, кварта). Пифагорейцы искали гармонию во всем, красивую количественную согласованность, такой поиск направлен на обнаружение законов, а это сложная научная задача, ценили дружбу.
Классический период. Период расцвета античной философии (V-IV вв. до н.э.) Возникают оригинальные философские учения, формируется основная проблематика и понятийный аппарат. Создание систематизированных учений.   Вопрос о первоначалах бытия.     Центром философской мысли этого этапа становятся Афины, поэтому этап развития античной философии называется также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы   Перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.   На первый план выдвигается проблема человека как члена общества Элейская школа(VI-V вв. до н.э.) в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.   Атомисты(V-IV вв.) Школа, давшая материалистическое направление в философии – «линию Демокрита».   Софисты– пер. с греч. «учителя мудрости» (V-IV вв. до н.э.) - первые философы-профессионалы. Представители Афинской философской школы выступали не только в качестве философов-теоретиков, но и качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству. Ксенофан –основатель школы элеатов. Прожил почти сто лет. Он считал первоначалом мира землю –«все рождается из земли и все в землю уходит». Свой главный труд «О природе» написал в виде поэмы. Отрицал антропоморфизм (боги похожи на людей), считая причиной этого то, что люди создают богов по своему подобию. Поддерживал позиции пантеизма(Бог есть абсолютный, вечный космос). Элеаты были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала. Считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Зенон – представитель субъективной диалектики – считал, что существует лишь то, что можно доказать. Он сформулировал 40 апорий(неразрешимых затруднений), поднял проблему единого и множественного, движения и покоя, которые привели к выводу, что обыденное мышлениес его формальной логикой не всегда отражает реальные природные процессы. Представители: Демокрит, Левкипп, позже Эпикур и эпикурейцы. Демокрит «первокирпичиком» всего сущего считал атомы –неделимые, различной величины и формы, различно расположенные – и пустоту, которая находится между атомами. Такая же пустота находится и между множества миров, где одни возникают, а другие гибнут. Атомы пространства – амеры, атомы времени – хрононы(или кванты времени). Атомы – одновременно и причина, и сущность вещей. Атомы движутся и сцепляются, образуя стихии – огонь, воду, воздух, землю (первичные образования), потом формируются различные тела. Душа тоже состоит из атомов – только они самые маленькие и шарообразные, после смерти человека они рассеиваются. Душа – смертна, гибнет вместе с телом. Атомисты при отсутствии какой-либо экспериментальной и теоретической базы смогличистым умозрением осознать идею атомарности вещества. Предпочитали блага духовные, не признавали материальные идеалы и блага. Демокрит говорил: «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость». В вопросе государственного устройства Демокрит был сторонником демократии: «Интересы государства превыше всего». Жители обязаны следовать закону, но и государство обязано заботиться о народе, прежде всего о бедных. В теории познания Демокрит заложил основы понимания важности вторичных качеств, которые имеют значение и сегодня для выяснения сущности мироустройства и познавательных способностей человека. Граждане должны активно участвовать в общественных и государственных делах.   Представители: старшие софисты– Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. Младшие софисты – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к этим группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. Протагор выдвинул главный постулат философии софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Это значит, все в мире относительно, мера относительности – человек. Представления, знания, этические идеалы человека – тоже относительны («Болезнь есть зло для больных, но благо для врача», «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков»). Такая позиция условности, относительности бытия и его познания называется крайним релятивизмом. Такая позиция софистов приводила к тому, что они: - критически относились к действительности; - не принимали основы старой, традиционной цивилизации; - стремились доказать условность государства и права, норм морали, их несовершенство; - отрицали объективность бытия и пытались доказать, что действительность существует только в мыслях человека – «вне человеческого сознания ничего не существует» (Протагор); - вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»); - объективное (истинное) познание недостижимо; - существует только мир мнений. Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов– логических приемов, уловок, благодаря которым правильное, с первого взгляда, умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Такой результат достигался из-за некорректного использования логических смысловых операций. Но тем не менее, мастерство софистики в условиях античной демократии пользовалось немалым спросом. Важно было уметь отстаивать свою точку зрения – справедлива она или нет.
Сократический период (в рамках классического периода)     Этап связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона, Аристотеля Сократические школы– философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные решения в форме диалогов.Сам Сократ называл свой метод «майевтика» -«повивальное искусство», суть которого не в том, чтобы научить истине, а чтобы с помощью логических приемов, наводящих вопросов, иронии научить собеседника подходить к самостоятельному нахождению истины.   Академия Платона – оформление идеалистического учения – «линии Платона», противоположного материалистическому – «линии Демокрита». Школа просуществовала более 1000 лет (до 529 г. н.э.).   Впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы. Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление; вечное – временное; покоящееся – движущееся; неделимое – делимое).     Аристотель создал свою философскую школу – «Ликей» (Лицей) (IV в. до н.э.) и работал в ней до своей смерти. Продолжил традиции Афинской школы. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ(469-399 гг. до н.э.). Изречение «Познай самого себя», написанное на храме Аполлона в Дельфах, стало для Сократа его философским девизом. Он вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Сократ не оставил значительных философских произведений, он вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытых бесед, диалогов, споров, темами которых были: добро и зло, любовь, счастье, честность. Главное место в сократовской философии принадлежит этике, он не принимает релятивизм софистов и крайности субъективизма и относительности. Он был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Поэтому знанию он придавал большое внимание, и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов: - метода выделения общего из ряда частных случаев; - метода выделения признаков, упущенных при общем анализе. Аристотель позднее этот метод назовет индукцией. Сущностью человека Сократ считал душу. Душа у него – это, прежде всего разум, соединенный с нравственностью. Если человек знает, что такое добро, он не будет совершать зло. Освободиться от незнания можно через философию, которую он считал источником духовного совершенствования человека и орудием построения справедливого, совершенного общества. Сократ не был принят официальными властями и его воспринимали как обычного софиста, который не чтил богов, подрывал устои общества, сбивал с толку молодежь. За это его в 399 г. до н.э. приговорили к смерти, и он принял чашу с ядом – цикутой. Платон(427 – 347) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы. Основоположник идеалистического направления в философии.Первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важные: «Апология Сократа», «Софист», «Горгий», «Государство», «Законы». Большинство из них написано в форме диалогов, где главный собеседник – Сократ. Настоящее имя – Аристокл, Платоном «широкоплечим», его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил все увлечения и всю жизнь посвятил философии. Платон – автор философского учения о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого», «ума», «души». Учение Платона охватывает все основные разделы: онтологию, гносеологию, антропологию, этику, эстетику, социальную философию. Основанием всей системы является онтология, в которой Платон разрабатывает теорию мира идей.Каждая вещь имеет свою сущность и прообраз – эйдос (форму) – это и есть идея.Идея существует «сама по себе». Это не мысль, а предмет мысли. Идей много, вместе они образуют свой особый, идеальный мир -сверхчувственный, метафизический, он находится «выше» обычного земного мира. Онтология Платона – это существование двух миров бытия – физического и метафизического. Вещи состоят из материи – особого пространственного образования. «Мир материи» противостоит «миру идей», является всего лишь отображением «мира идей». Поэтому предметом познания должен стать «мир идей». «Чистые идеи» нельзя познать с помощью чувственного познания, а только разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию), которой могут заниматься только подготовленные, образованные интеллектуалы, философы – только они способны увидеть и осознать «чистые идеи». Платон особую роль в своей философии отводил проблеме государства,выделил семь его типов: монархия – справедливая власть одного человека, тирания – несправедливая власть одного человека, аристократия - справедливая власть меньшинства, олигархия – несправедливая власть меньшинства, демократия – справедливая власть большинства, тимократия – несправедливая власть большинства, власть вождей, армии. Несправедливые формы он отвергал, а демократию считал редко справедливой, потому что она часто перерастала в тиранию, олигархию или тимократию, то оптимальными формами государства называл аристократию и монархию. Платон предложил собственный план государственного устройства(жители вместе проводят свободное время, едят, не существует брака, все жены и дети общие, допускается труд рабов, три сословия – философы, воины, работники и т.д.). Философия Платона стала основанием объективно-идеалистической теории, которая явилась основой всего дальнейшего развития европейской философии. Аристотель(384 – 322) – древнегреческий философ классического периода, сын придворного врача македонского царя, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, наиболее известные произведения «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика». Считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором научных знаний, накопленных до него. Аристотель развил основные положения теории Платона, но подверг критике многие стороны его учения. Известно изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель считал, что идеи являются причиной вещей, но идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Он выдвинул идею о том, что все сущее состоит из двух основных начал – «формы» и «материи».Он считал, что благодаря форме реализуется материя и образуется конкретный предмет. Поэтому форма являетсяидеальным началом вещей, сущностью предмета и бытия в целом. Материя – пассивное начало, а форма – активное начало.Вещь существует, если есть ее форма. Суть учения Аристотеля о душе состоит в том, что душа есть у человека(разумная душа), растений(может расти, питаться, размножаться), животных(обладает еще и чувством). Причина мира, источник всякого движения, «перводвигатель» - Бог. Аристотель положил начало существования физики и выделил четвертую часть философии логику. Теорию познания Аристотель строил с позиции эмпиризма – суть вещей познается с помощью ощущений, дающих единичные знания, но в них есть потенция общего. Дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок. Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии.Выделил 10 философских категорий.Дал определение бытия через категории: бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек способен понимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории, по Аристотелю, это высшее отражение и обобщение окружающей действительности,без которых немыслимо само бытие.
Эллинистический этап (IV в. до н.э. – III в. н.э.) (от названия греческого государства – Эллады).   Период заката античной философии. Появляется римская философия (со II в. до н.э.). Переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Но новых оригинальных философских учений практически не возникает. Происходит осмысление идей, выдвинутых в первый и второй периоды Школа киников (IV до н.э. – I вв. н.э.) От названия холма в Афинах. По другой версии – «Резвые собаки» (от греч. «кюникос» - собачий).   Школа стоиков (IV-III вв. до н.э.) Широкое распространение получила в Древнем Риме. Название от портика в Афинах, где собирались ее приверженцы.     Философская школа «Сад Эпикура» Этический идеал эпикурейцев – невозмутимый, безмятежный мудрец, лишен суеверий, страха смерти, умеет соблюдать меру. Философия материализма. Основатель школы – Антисфен. Проповедовал отказ от достижений материальной цивилизации. Диоген(прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»). Характерные черты – пренебрежение общественными нормами, основой счастья считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы. Диоген считал, что философ должен жить как собака, то есть довольствоваться малым и быть независимым. Довели эту идею до абсурда (проверяли на себе) – стали бродягами, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную мораль, гигиену, концентрировали внимание на человеческих пороках, скандалили.   Основатель школы – Зенон из Китиона(не путать с Зеноном Энейским, автором «апорий» - парадоксов). Греческие стоики – Клеанф, Хрисипп, Посидоний. Римские стоики – Сенека, Марк Аврелий. Основная идея – освобождение от влияния внешнего мира.Основой всех вещей считали два начала: материальное (пассивное, но выступающее как сущность) и духовное (логос, активное, божественное). Логос (Бог)признавался пантеистически –он пронизывал всю природу, и выступал как закон необходимости. Центральное место принадлежало этике. Важнейшие добродетели: разумность, умеренность, справедливость, доблесть, невозмутимость, отрешение от чувственных удовольствий, уметь спокойно принимать удары судьбы и смерть. Философия – есть наука умирать.Стоицизм повлиял на раннее христианство. Сенека – (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. Проповедовал идеи добродетели, призывал не участвовать в общественной жизни, а сосредоточиться на собственном духовном состоянии, верил в безграничные возможности человека и человечества, предвидел культурный и технический прогресс, считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье. Эпикур (IV-III вв. до н.э.) – развил идеи атомистов,не только последователь Демокрита, но и яркий оригинальный философ. Философию разделил на три области: логику, физику, этику. Учение Эпикура о природе и космосе: - ничего не происходит из несуществующего, ибо нет ничего помимо Вселенной – вечной и бесконечной; - вся материя состоит из атомов и пустоты; - «мира чистых идей не существует»; - существует множество материальных миров во Вселенной. Учение о познании:мир познаваем. Предмет изучения логики – критерии истинности и ложности. Они сводятся к ощущениям и чувствам. Мышление – восприятие опосредованное, может быть истинным и ложным, проверяется очевидностью и смыслом (тяготеет к сенсуализму). Своим появлением на свет человек обязан родителям. Человек есть результат биологической эволюции. Душа – особый вид материи, она смертна, как и тело. Цель жизни человека – счастье в пределах земной жизни, суть его – в наслаждении, удовольствии (здоровье, любимое дело). Высшее счастье – душевное спокойствие и невозмутимость духа – атараксия.Но во всем должна быть мера.

Подведем некоторые итоги развития греческой философии раннего и классического периодов. В этот период формируются три направления в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии. Обратимся к схеме.

Именно в этот период оформляется деление философских учений на монизм, дуализм и плюрализм по количеству первоначал.

Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму или плюрализму была не строгой, что хорошо видно из схемы 34.

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом, при этом завоеванные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, оказав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, литературу, архитектуру, изобразительное искусство. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Римляне не создали оригинальных учений, хотя и внесли свой вклад в развитие греческих школ, поэтому с I в. до н.э. по VI в. н.э. можно говорить о существовании греко-римской философии.

Схема

Стремление античных мыслителей, начиная с Гомера и кончая Аристотелем, последующими Греко-римскими творческими деятелями, рассматривать с рационалистических позиций природу человека, особенно его морально-индивидуальную сторону, недооценка иррационального фактора как в самой природе человека и его поведении, так и в общественной жизни и историческом процессе – явились одной из причин заката античной философии и культуры. Иная ценностная ориентация, мировоззренческие установки и способы познания придут им на смену в христианские средние века.

 

Тема: Философская мысль Средних веков,




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных