Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Нового времени. Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах – XVI – XVII вв.




Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах – XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знаний – проблемы методологии познания.

В результате бурного развития естествознания, роста городов, изобретения машин в текстильной промышленности, совершенствования орудий производства в угольной и металлургической промышленности ускоряется процесс разложения феодального общества и развивается новое буржуазное общество, которое порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но меняет и сознание людей. Развитие науки привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку. Наука начинает превращаться в самостоятельный институт, приобретает современные черты и формы. Из общефилософских знаний в это время выделяются в самостоятельные дисциплины экономика, социология, политология. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опыта естествознания. Не без основания XVII век называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет философской и научной мысли. Полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, с его опорой на разум, трансформировалась в эмпиризм и рационализм.

Основоположником эмпирического метода познания считают Фрэнсиса Бэкона (английского философа, воспитанника Кембриджского университета, юрисконсульта, главного прокурора Королевского двора, лорд-канцлера, виконта), поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Бэкон ценил практическую значимость знания, стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. Всю предыдущую философскую систему Бэкон считал оторванной от живой действительности, потому что она оперировала абстрактными, неконкретными понятиями. Для достижения достоверного знания надо создать правильный научный метод. Но для этого надо очистить ум от заблуждений и ошибок – эти ошибки он перечисляет в своем главном труде «Новый Органон» (по аналогии с «Органоном» Аристотеля). Таких заблуждений, искажающих восприятие действительности, он перечислил четыре, именуя их «идолами»:

· «идолы рода» - порождаются несовершенством природы человека, ограниченными возможностями человеческого организма

· «идолы пещеры» - возникают вследствие человеческих пристрастий и влечений

· «идолы площади» - возникают в результате неверного понимания и употребления слов, терминов, понятий; в силу суеверия и невежества выдумывают вещи, которых в реальности нет

· «идолы театра» - ложные теории, системы и учения, которые разрабатываются в силу неправильного понимания и применения понятий.

В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такие методы познания как анализ (разложение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий для их протекания). Основным методом науки считал индукциюспособ рассуждения и метод исследования, заключающийся в получении знания на основе обобщения единичных случае и выведении общего суждения из ряда единичных посылок.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт – офицер, видный французский философ и ученый-математик, переживший глубокую личную трагедию – смерть пятилетней горячо любимой дочери. Это оставило навсегда в душе Декарта тяжелейший след, приведя его к философским размышлениям о «слабости и непрочности человеческой природы». Сам он тоже не отличался крепким здоровьем – совсем еще не старым он простудился на утренней конной прогулке с королевой, которая любила сопровождать их с беседами на философские темы, и умер спустя неделю.

Заслуга Декарта в том, что он:

- обосновал ведущую роль разума в познании – таким образом, в основание философии Декарт ставит разум, мышление, а не опыт, как Бэкон; познание осуществляется не чувствами, а умом

- выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах

- в решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом (от лат. dualis – двойственный) – суть этой теории в признании духовного и материального начала равноправными принципами человеческого бытия и мира

- выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

- метод Декарта – это дедукция, способ рассуждения от общего к частному.

Изучая проблему бытия, Декарт вводит базовое понятие – субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Учение Декарта о субстанции можно выразить схемой.

 

Одним их ярких философов Нового времени в Голландии стал Бенедикт (Барух) Спиноза – автор наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы на тот период, последователь Рене Декарта и представитель европейского рационализма. Предметом философских исследований Спинозы были:

- проблема субстанции

- теория познания

- этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Считая недостатков декартовской теории субстанции ее дуализм, видя в этом противоречие, Спиноза выдвинул свое учение о единой субстанции, суть которого в том, что:

- нет различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями

- существует одна субстанция

- Природа и Бог – едины, Бог внутри Природы

- только единая Природа-Бог обладает способностью творить и создает «мир сотворенный» - единичные вещи

- вещи существуют не сами по себе, они – проявления (модусы) Природы-Бога

- модусы всецело зависят от единой субстанции, подвержены изменениям, движутся во времени пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Схема

Высшая субстанция – Бог,единственная, которая действительно существует, вечная, несотворимая, неуничтожимая, причина всего, всемогущая субстанция

 


Сотворенный мир, состоящий из множества субстанций
Материальных, делимых до бесконечности вещей
Духовных, неделимых идей
Коренные свойства (атрибуты) Протяжение(в длину, в ширину, в высоту, глубь)
Коренные свойства (атрибуты) Мышление
Модусы
Модусы
Человек
Материальная субстанция
Духовная субстанция
+


Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделил три основных рода человеческого познания: мнение и воображение (получаемое из повседневного опыта), рациональное познание (получаемое от рассудка), интуитивное познание (исходящие от Бога).

Человека Спиноза рассматривает как особый модус, отличающийся наличием мышления, он несвободен, но стремится к свободе. Свобода, по Спинозе, это умение человека быть самим собой, соответствовать своему предназначению, следовать своей природе. Телесное и духовное в человеке не зависят друг от друга, они «параллельны», человеческая воля не в состоянии что-либо изменить, человек может постичь мировой процесс, но только чтобы соотнести с ним свою жизнь, таким образом – «свобода есть осознанная необходимость».

Подводя итоги, можно кратко суммировать основные свойства философии Спинозы: это пантеистическое и деистическое восприятие мира и Бога, абсолютный рационализм и ярко выраженная гуманистическая направленность всех его главных идей и положений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных