ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Немецких философов отличают следующие принципы.Во-первых, понимание роли философии как критической совести культуры, критической рефлексии (самооценки) по отношению к человеческой жизнедеятельности. Гегель говорил, что философия представляет современную ей эпоху, постигнутую в мышлении. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель мыслят философию как строгую и систематическую науку. Во-вторых, немецкая классическая мысль оформилась в специальную систему дисциплин, идей и понятий, высоко профессиональную и крайне абстрактную, но несмотря на трудности в ее освоении, эта философия оказала глубокое воздействие не только на культуру, но и на практическое политическое действие. Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода. В-третьих, немецкая классическая философия проложила путь диалектическому методу мышления, разработала целостную диалектическую концепцию развития. В-четвертых, к истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии, считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, т. е. идеальные мотивы людей. В-пятых, немецкая классика сосредоточена вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. Все течения немецкой классической философии своими корнями уходят в философию Канта, но наличие в ней самой различных элементов и тенденций позволило развиться на ее базе трем основным философским течениям – приведем их в графической схеме 40. Схема 40 Немецкая классическая философия: основные течения
Новации Канта Иммануил Кант (1724-1804) родился и почти всю жизнь провел в г. Кёнигсберге (ныне Калининград), где учился в университете, а окончив его и защитив магистрскую диссертацию, работал в должности доцента, а с 1770 г. – профессора. Современники отмечали чрезвычайную педантичность И. Канта, его целеустремленность и умение сосредоточиться на поставленной задаче, а также его обязательность в работе и в быту. Он был весьма требовательным человеком, в том числе к себе, к результатам своего труда, что и позволило ему создать одну из самых значительных философских систем в истории человечества. Отец его был простым шорником – изготавливал конскую упряжь, мать – домохозяйкой. Семья у них была большая: из одиннадцати братьев и сестер Иммануил был четвертым по счету, причем шестеро умерли в раннем возрасте. Да и сам Иммануил в детстве был хилым и болезненным ребенком, хотя при этом отличался исключительной пытливостью, умом и наблюдательностью. Родители заметили необычные способности сына и сделали все, чтобы он получил хорошее образование. Интересно, что во время обучения в школе Кант совсем не интересовался философией. Затем он учился в Кёнигсбергском университете, поступив сначала на богословский факультет. Именно в университете у него неожиданно появился вкус к философии, а окончив его и защитив магистрскую диссертацию, Кант работал в должности доцента, а с 1770 г. – профессора. Наследства он не получил, поэтому материальное положение Канта было тяжелым. Он всю жизнь вынужден был заботиться о хлебе насущном. Выбраться из нужды ему удастся только в конце жизни. Несколько лет Кант считался российским подданным, в результате победы России в Семилетней войне. Сохранилось даже прошение Канта на имя российской императрицы Елизаветы с просьбой назначить его профессором на место умершего зав. кафедры логики и метафизики в Кёнигсбергском университете. К сожалению, его просьбу тогда отклонили. Трудно отыскать среди великих людей еще один пример такой пунктуальности, аккуратности и педантичности, как у Канта. Каждый его день был размерен и рассчитан до мелочей, все было отмечено печатью рациональности и продуманности. Так он прожил всю жизнь, причем ни разу не выехав из своего родного города. Во время работы он всегда требовал тишины. Известен интересный случай: Кант предлагал любые деньги за соседского петуха, который мешал ему своими громкими криками. Не добившись этого, он вынужден был переехать на другую квартиру. В конце жизни Кант стал терять память, зрение (почти ослеп) и силы, превратился в одинокого беспомощного старика. 12 февраля 1804 г. он тихо умер, сказав перед смертью только два слова: «Это хорошо». В творчестве Канта различают два периода: докритический и критический. В докритический период он занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская теория критицизма. Наследие кантовской мысли поистине огромно. В целом его можно разделить на три части – обратимся к схеме. Схема
Занимаясь проблемами естествознания, Кант сделал ряд серьезных открытий: - разработал гипотезу происхождения Солнечной системы из равномерно распределенных в пространстве атомов, которые под воздействием гравитационных сил сгруппировались в первичные туманности благодаря силам вращения. Концентрация вещества сопровождалась повышением температуры и возникновением вращения, в результате чего из «сгустков» стали вытягиваться, отрываться от центра, а затем остывать и уплотняться на определенных расстояниях от них фрагменты вещества (планеты). Эти новые тела продолжили вращаться вокруг центра своей системы. Продолжил разработку этой гипотезы Лаплас. В таком виде эта теория получила широкое признание в XIX в. под названием «гипотеза Канта-Лапласа» - доказал зависимость процессов, происходящих на Земле от воздействия на них Луны (что в результате отливов и приливов замедляется суточное вращение Земли) - природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; она находится в постоянном развитии - все живое на земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. В этот период И. Кант опирался на философские системы, созданные Г. Лейбницем и И. Ньютоном. Но затем он познакомился с трудами Д. Юма и, по собственным словам, был разбужен от догматической спячки. Но в то же время Кант считал, что механические законы не заложены в материи, они имеют внешнюю причину – первоначало – Бог. Но, даже не смотря на то, что идеи Канта несли в себе отпечаток мировоззрения того времени, философские выводы Канта были революционными для его эпохи. Критический период посвящен учению о «чистом разуме» (теоретическом) – в центре которого находятся проблемы гносеологии, этики. В центр теории познания он ставит не объект и его свойства, а субъект познания и его возможности. Метод рассуждения Канта не догматический, а критический, поэтому две его основные работы называются «Критика чистого разума» (критика познавательных возможностей человека) и «Критика практического разума» (разбирает природу человеческой нравственности). Основой учения Канта является также исследование познавательных способностей человеческого разума. Именно с этой целью он и предпринял основательную «критику» тех областей знания, которые накоплены человечеством за тысячи лет мыслительной деятельности. Главная задача такой критики – выяснить пределы, дальше которых не могут простираться способности нашего разума в его теоретической и практической деятельности. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знаний являются абсолютно достоверными, а какие – нет. Таким образом, главной проблемой всякой философской системы Кант считал именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее. В соответствии с тремя основными разделами своего учения Кант формулирует три своих знаменитых вопроса – обратимся к схеме. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|