ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Три знаменитых вопроса КантаСхема Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо исследовать познавательные способности человека – анализируем схему. Схема Виды суждений
Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). А все суждения можно поделить, считал Кант, с одной стороны, на аналитические и синтетические, а с другой – на априорные и апостериорные. Что же они собой представляют, давайте разберемся. Кант убежден, что человек обладает априорными (предшествующие опыту) и апостериорными (получаемыми в результате опыта) формами познания. Выяснением роли этих формы процессе познания и должна, по мнению Канта, заниматься настоящая философия. При этом именно априорные формы и суждения Кант считал главными, т.к. именно они обладают качествами всеобщности и необходимости, на которых должна основываться настоящая наука. Аналитические суждения – это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте. Классический пример: «Все тела имеют протяженность». Это суждение является аналитическим, так как в понятие материального тела заведомо входит свойство «быть протяженным», а если этого свойства нет, то такой объект нельзя назвать телом. Аналитическое суждение – тавтология, оно не дает нам никакой новой информации. Синтетические суждения – это такие суждения, где то, что утверждается о неком объекте, не содержится в понятии об этом объекте. Еще один классический пример: «Некоторые лебеди черные». Это суждение является синтетическим, так как признак «быть черным» не входит в понятие «лебедь». Он как бы присоединяется к этому понятию, т.е. синтезируется с ним. Априорными являются все аналитические суждения, а, например, суждение «Некоторые лебеди черные», высказанное после открытия Австралии, является апостериорным. Деление этих суждений сразу по двум этим основаниям позволяет нам выделить четыре возможных типа суждений, которые представлены в анализируемой схеме. Но, по Канту, аналитические апостериорные суждения (2) невозможны, так как аналитические суждения вообще не зависят от опыта, а значит, всегда являются априорными (1). Поэтому (2) мы вычеркиваем из возможных типов суждений. Существование синтетических апостериорных суждений (4) не вызывает сомнений: мы это доказали на примере – из понятия «лебедь» не следует, какого цвета они бывают, до открытия Австралии европейцы знали только о белых лебедях, а после ее открытия узнали, что бывают и черные лебеди. Синтетические априорные суждения играют важнейшую роль в познании, ими являются почти все законы науки. Суть переворота в способе мышления Кант сформулировал в предисловии ко второму изданию «Критика чистого разума». Кант считал, что в процессе познания участвуют органы чувств, рассудок и разум – то есть существует три ступени познания. Первая ступень представлена зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом. Вторая – полученная информация обрабатывается рассудком, в результате чего воспринимаем картину мира в целом. А на стадии подключения разума – третьей ступени – человек не только отображает, классифицирует, но и создает свои мыслительные конструкции. Так появляются философские, религиозные, научные системы, теории, идеи, понятия. Познавательные возможности (способности) человеческого разума, по Канту, ограничены неразрешимыми противоречиями, Кант назвал их антиномиями (их четыре). Антиномия – положение, которое рассудок может доказать и одновременно опровергнуть, поэтому разум заходит в тупик (см. схему). Схема Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|