ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема человека в истории философииПервые представления о человеке возникли задолго до появления самой философии. Из глубины веков до нас дошли очень интересные соображения о человеке, его поведении и внутреннем мире. Но одно дело – разрозненные наблюдения, и другое – целостное представление, знание, которое можно назвать философией человека. Немецкому философу-просветителю Иоганну Гердеру, в трудах которого философия впервые получила статус специальной научной дисциплины, принадлежат слова: «Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой» (3. С.83). Тема человека действительно стала сквозной, традиционной и центральной для философии. Особенно актуальной проблема человека стала в XX в., когда новым фактором жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует быть «раздавленной в тисках» информационно-техногенного общества. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Основной вопрос этого раздела – что такое человек? Но ответ на этот вопрос можно получить только усилиями многих наук, в последнее время, поэтому появилась особая учебная дисциплина человекознание. Философия же, в отличие от других наук о человеке (анатомии, психологии, социологии, педагогики и др.), рассматривает и постигает человека как целостное существо, многомерное и универсальное. Философия также исследует проблемы человеческого бытия и специфику существования человека как вида – эти проблемы являются предметом изучения антропосоциогенеза. Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах и учениях. Люди представляли себе происхождение человечества и его место в окружающем мире в философских и религиозных формах – см. схему. Большое внимание проблеме человека уделялось в древнеиндийской и древнекитайской философии. Так, например, китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям. В античной философии человек рассматривался как составная часть («малый мир») космоса, мироздания. Жизнь человека приобретает смысл, если он реализует свое предназначение в космосе – следует своей судьбе. Но и космос получает смысл, поскольку в нем существует человек. «Человек – это мера всех вещей», - утверждали древнегреческие софисты. Эта точка зрения, правда, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса – магнитные бури доставляют нам столько хлопот; мы – люди Солнца. Это лишь некоторые примеры. Для древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял себе внутренний мир человека, Платон развил учение о человеке как о двойственном существе (душа + тело), где тело бренно, а душа бессмертна. Платон соотносил душу с идеей, известно его определение человека как «двуногое животное без перьев»,Аристотель считал душу формой, а человека - существом«политическим», то есть существующим только в полисе, сообществе людей.
В средневековой христианской философии природа человека стала пониматься как трехчастная (тело + душа + дух), где духовность выступала как связь между Богом и человека через любовь, веру, надежду, совесть. Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории, человек рассматривался как центр и высшая цель мироздания. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением.
Схема
В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории (со-творец) и окружающего мира, эта эпоха превратила живого человека в предмет культа, поклонения. Мыслители той поры – титаны духа – утвердили полную принадлежность человека к земному миру, они провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей. Гуманисты считали человеческую красоту сравнимой с красотой божественной. Пико дела Мирандола в «Речи о достоинстве человека» подчеркнул, что особенность природы человека именно в том, что он может творить себя, менять присущие ему свойства. В это время утверждался антропоцентризм как особый тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Кризис эпохи Возрождения и переход к новому пониманию человека выразил религиозный философ, математик, писатель, физик Блез Паскаль, назвавший человека «мыслящим тростником», подчеркнув его двойственность и противоречивость – человек самая ничтожная былинка в природе, но все-таки былинка мыслящая. Эта мысль была развита в Новое время, в рамках которого специфика человека усматривается в его разуме, в мышлении, рациональности. Кант подчеркнул значение человека как субъекта познания, обладающего свободой, которая возможна при соблюдении категорического императива, следовании долгу и обращении к совести. Карл Маркс в рамках Нового времени внес свое понимание человека – суть каждого отдельного человека в его деятельности вобществе, отдельный человек есть «атом» общества, т.е. существо общественное,который состоит во многих общественных связях. Общество, с одной стороны, создается человеком, а с другой – формирует человека, социализирует его. Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека, утверждая, что все, что делает человека человеком, формируется социально (т.е. в социуме). Последним изобретением философии Нового времени стал «сверхчеловек» Ницше, который провозгласил разум болезнью, заблуждением, омертвляющим человека. Человек у Ницше – существо волевой и страстное, стремящееся к лидерству, импровизирующее, выступающее против послушания и против слабости.
Философия XX в. продолжает поиск подлинности человека: феноменолог Гуссерль считает подлинной природой человека работу его сознания – образование эйдосов (идеи,сущности), понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни; герменевты считают, что истинность человека в его существовании в мире, понимании мира, преодолении тайны вещей, явлений посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее); философы-аналитики считают человека существом, реализующим себя через язык и языковые способности; постмодернисты видят сущность человека в его бунте в поисках возвышенного против однообразия, скучного, коллективного, тоталитарного; Фрейд и его последователи считают человека существом, в котором бессознательное господствует над сознательным.
Сущность и содержание антропосоциогенеза Человек – уникальное творение Вселенной. Он неизъясним, загадочен. Ни мифология, ни религия, ни наука не могут в полной мере раскрыть тайну человека. Исходная проблема философской антропологии – проблема становления человека. Человек, прежде всего, - живое, природное существо, обладающее биологическим началом – он «сын природы», часть природы. С другой стороны, человек по своей сущности – общественное, социальное существо, его жизнь возможна лишь при условии жизни в коллективе. Чаще всего говорят о том, что природа человека – биологическая, а сущность – социальная. Биологическое и социальное в человеке находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как существе биосоциальном. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного, общественного существа – антропосоциогенезом. Происхождение человека до сих пор остается предметом спора между учеными и до конца не выяснено, вопрос о происхождении человека относится к разряду «вечных вопросов». Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека – схема. Схема Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|