Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Философская антропология о сущности человека
М. Шелер
| А. Гелен
| Г. Плеснер
| Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь – общее начало для человека и остального живого органического мира. Только в ходе эволюции происходит становление психического начала: ощущений, инстинктов, ассоциативной памяти, практического интеллекта. Поэтому при рождении человек не отличается от животного, но он обладает только ему присущим различием – человек обладает духом.Основная способность «духа» - открытость миру, умение преодолевать ограниченность среды, способность «чистого созерцания вещей» - способность к интеллектуальному познанию миру («априорное видение мира») и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Единственная форма существования духа – личность, на основе которой возможна творческая реализация духа.
| У Гелена человек как существо биологически недостаточное склонен к деятельности и самореализации в различных формах культуры. Это обуславливается биологической неприспособленностью и недостаточностью человека: тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных – чтобы выжить человек вынужден стать «действующим существом», т.е. создавать орудия труда, выращивать себе пищу, изготавливать одежду, жилище и др. Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» - преодоление физических ограничений своего тела, создание культурных средств для выживания. Результат этого процесса – становление человека как культурного существа («второй природы человека»). А в основе культуры лежит духовное начало.
| Плеснер считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т.е. он умеет отделять свое «Я» от физического существования, способен осознавать себя как личность и свою неповторимость. Эта позиция задает структуру внутреннего мира человека, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека:
1. «Человек должен себя сам сделать тем, что он есть» - человек управляет своей жизнью на основе созданной им «второй природы» - культурного творчества.
2. «Познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру» - эмоциональное отношение к миру проявляется в смехе и плаче, которые являются проявлением физико-духовной сущности человека.
3. «Закон утопического места – неустроенности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия».
|
Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Гельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).
Главной задачей их была разработка общей – «синтетической» концепции человека.
Но, ни он, ни его последователи (Гелен, Ротхаккер) эту задачу в полной мере не решили. Вместо синтетической концепции философская антропология предстала в виде отдельных антропологических теорий биологической, психологической, религиозной и других направленностей.
Многие из представителей этой философской школы рассматривали человека как существо незавершенное.
Подведем итоги.
Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких качеств может быть длинным, но основные из них: разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль, творчество, воображение, смех, осознание своей смертности. Природа человека незавершенная, сложна, противоречива, многообразна. Человек – не просто сумма своих качеств, а нечто гораздо большее.
В разных традициях сущность человека сводилась к биологическому или социальному началу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|